RANDOM STUDIES

  • Тамаш Кишбали

Коненков и архаика

Скульптура «Кора» (1912) из НГХМ
В экспозиции Нижегородского государственного художественного музея есть замечательная работа – «Кора» Сергея Тимофеевича Коненкова. Это произведение, всецело пронизанное греческой архаикой – от материала и места создания до названия.

Пентелийский мрамор
Нижегородский государственный художественный музей
Фото автора
Сергей Тимофеевич Коненков «Кора» (1912)
В 1912 году Коненков совершил путешествие по Греции и Египту. Компания была творческая – музыкант Анатолий Францевич Микули, скульптор и журналист Иван Федорович Рахманов и художник Василий Иванович Денисов. Поездка стала для Коненкова бесценным опытом и возможностью соприкоснуться с подлинной древностью.

Разумеется, он и до этого был хорошо знаком с античным искусством – по слепкам в училище, книжным иллюстрациям, по памятникам, увиденным в европейских собраниях во время путешествия в 1896 году. При этом он выступал против поверхностного, «академического» копирования антиков: «в системе преподавания, которая принуждала учеников следовать за профессорским пониманием античных образцов, было много лжи и фальши, прикрытой внешним пристрастием к античности. Маститые академисты охраняли не дух античности, а только ее “букву”» [1]. Обращение к античности было для него важно и с точки зрения самоопределения как скульптора, мастера: «Я стремился придать своим работам и внешний вид древнегреческих статуй, чтобы можно было мысленно поставить их в продолжение ряда известных и малоизвестных созданий ваятелей Родоса и Афин, Микен и Крита,» напишет он позже в воспоминаниях [2].




1. Вид Акрополя в Афинах, 1903 год
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Acropolis_1903.jpg
2. Статуи кор в экспозиции Музея Акрополя в Афинах, 1900-е годы
https://pinterest.com/pin/440930619774456712/



Оказавшись на местах, Коненков и товарищи, наконец, смогли соотнести свои представления с реальностью:



Смотрю, и так странно, так непохоже все на виденное раньше на фотографиях и рисунках. Акрополь вовсе не белый, а розовый в солнечных лучах, пожелтевший от времени. В окружении гор, в лазурной синеве руины Парфенона словно сказочное виденье, ставшее между небом и землей.

Коненков С.Т. Мой век... С. 175.

Современный вид Акрополя в Афинах
Фотография Екатерины Михайловой

Особым событием стало посещение каменоломен горы Пентеликон – месторождения знаменитого пентелийского мрамора, излюбленного материала древних скульпторов и архитекторов. Здесь Коненков и Рахманов отобрали «несколько крупных блоков и взяли вдобавок груду мраморных обломков с самородками. Эти обломки были необычно привлекательными как по форме, так и по своей оригинальной структуре. Они были усеяны друзами и крупными кристаллами» [4]. Примечательно, что Коненкова привлекает не только «классицизирующая» белоснежность, но и разнообразие фактур, кристаллические вкрапления, словом – все, что зарождается в недрах земли.

Он взялся за работу, находясь еще в Греции. И вскоре, «из беломраморных кусков Пентеликона будто сами собой явились на свет “Эос” и две “Коры”» [5]. Упомянутые работы известны – вторая «Кора» находится в собрании Русского музея, а «Эос» – в Третьяковской галерее. В них всех ощущается вдохновленность греческой архаикой, эксперименты с фактурой и цветом, стремление показать не только результат, но и процесс рождения образа.




1. Коненков С.Т. «Кора» (1912). ГРМ
http://bse.sci-lib.com/particle012930.html
2. Коненков С.Т. «Эос» (1912). ГТГ
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eos_by_Konenkov_01.jpg


Нижегородская «Кора», как и другие произведения этого цикла, представляет собой квинтэссенцию впечатлений Коненкова. Это намеренно созданный «целостный фрагмент», демонстрирующий в одном компактном объеме потенциал мрамора, разные фактуры. Образ явно отсылает к архаическим статуям. Черты девушки трактованы обобщенно, без мелкой детализации. На ее лице играет «архаическая улыбка».

Особая деталь – глаза, инкрустированные синими вставками. Активная полихромия была характерна для греческой архаики. Однако краски и каменные или металлические вставки не выдерживали испытание времен. Коненков, во время пребывания в Афинах, видел пустующие глазницы «Коры Антенора», «Мальчика Крития» или «Мосхофора». Он видел и призрачные следы от раскраски.

В своей работе Коненков восстанавливает утраченную инкрустацию глаз. В шероховатую фактуру волос втирает охру, а в уголке рта оставляет небольшой красный мазок – то есть намеренно эстетизирует потертость красочного слоя. Он предлагает не «научную реконструкцию», но размышление о природе времени – современную скульптуру, отсылающую к античному образу, и свое собственное видение древности.




1. Кора из Элевсина. Конец VI в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:NAMA_27_Kore_Eleusis.JPG
2. Коненков С.Т. «Кора» (1912). НГХМ. Деталь лика
Фото автора.
3. Скульптор Антенор. Кора. 520-е гг. до н.э. Музей Акрополя в Афинах
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:ACMA_681_Kore_Antenor_4.JPG


1. Stager J.M.S. Seeing Color in Classical Art. Theory, Practice, and Reception from Antiquity to the Present. Cambridge: Cambridge University Press, 2022.

2. Stieber M. The Poetics of Appearance in the Attic Korai. Austin: University of Texas Press, 2004.

3. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. Кн. 2. М.: Трилистник, 2000.

4. Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988.

RANDOM STUDIES
Все статьи:
Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971) –
выдающийся русский и советский скульптор.
«Кора», от др. греч. κόρη, «дева, девушка» –
условное обозначение распространенного типа статуй в древнегреческой скульптуре эпохи архаики. Кстати, в русском искусстве образ коры, причем именно коры-статуи, можно увидеть на картине Леона Бакста «Древний ужас» (1908 г., Государственный русский музей) – это довольно близкое воспроизведение «Коры в пеплосе», архаической скульптуры, найденной на афинском Акрополе.
Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 116.
Коненков С.Т. Мой век... С. 191.
Коненков С.Т. Мой век... С. 179.