RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Эльдар Керимов

Граффити в домашнем интерьере

Об одном рисунке в Дура-Эвропос
Для античных граффити, ровно как и для современных настенных изображений, характерна игра с уже известной и, как правило, яркой образностью. Вместе с тем, как тогда, так и сейчас, авторы граффити могли прибегать к более специфическим отсылкам, связанным с конкретным местом, средой.


К таким ярким примерам можно отнести граффити в жилых домах в Дура-Эвропос. Этот античный город на реке Евфрат в Сирии, недалеко от современного поселка Сальхиях, был основан Селевком I Никатором как крепость и пограничный пункт. Он часто переходил из рук в руки и принадлежал то грекам, то парфянам, но наибольший расцвет пережил при римском владычестве. Будучи фронтирным поселением, Дура-Эвропос стал местом пересечения разных культур.


Рисунок с изображением всадников из Дура-Эвропос
Прорисовка: Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. Abb. 73
Сохранившиеся фрески и граффити Дура-Эвропос прекрасно отражают культурный синкретизм среды, смешение всевозможных местных и привнесенных традиций. Граффити в так называемом «Доме фресок», нанесенные с помощью черной краски (то есть в технике dipinto), представляют батальную сцену с наездниками и псовой охотой. Позы всадников и моделировка фигур характерны для греко-римской визуальной традиции. Одежды, однако, выдают локальные восточные вкусы.

Dipinto на штукатурке. III в. н.э.

Художественная галерея Йелського университета

Фрагмент стены со сценой жертвоприношения

из Дура-Эвропос

Граффити в технике dipinto. III в н.э.

Художественная галерея Йельского университета

Источник фото: https://www.flickr.com/photos/bradhostetler/10633922294/in/album-72157637237260995/

Сочетание тем охоты и битвы – явление, чрезвычайно распространённое в искусстве многих народов Средиземноморья и Ближнего Востока. В Дура-Эвропос они встречаются достаточно часто. Надо заметить, что охота, особенно на крупных хищников, считалась предприятием довольно опасным и часто имела сакральные коннотации. Подобно ратному делу, травля животных была занятием царей и представителей элиты, в котором могла проявиться их доблесть и удаль. Подобного рода содержание изображений позволяет допустить знатное происхождение хозяина жилища, его принадлежность воинской среде.

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов

645–640 годы до н.э. Британский музей

Сцены с охотой и битвой на Сидонском саркофаге
Археологический музей Стамбула. IV в. до н. э.


Что особенно примечательно, эти рисунки фактически являются парафразами живописного декора тех стен, на которые они были нанесены. Они не только дополняли основной сюжет фресок, но и выступали вполне органичной частью художественного оформления помещения, выбывая тем самым из разряда «бытовых» изображений или публичных прокламаций, какими часто были граффити.



Рисунки достаточно детализированы и довольно хорошо передают впечатление объема, несмотря на миниатюрность. Исполненные в черном цвете, они контрастируют с остальным оформлением помещения, имеющим в своей основе красные геометрические узоры наподобие шахматных полей. Плохо сохранившиеся фигуративные изображения отличаются своими размерами от небольших дипинто.



В римское время стенопись была не «элитарным» творчеством, но скорее индустрией, в которую были вовлечены мастера разного уровня. Теоретически подобные рисунки, несмотря на их сравнительную простоту, могли быть выполнены профессионалом, возможно, как наброски для будущего обновления интерьера. Однако их авторство можно приписать и достаточно умелому, насмотренному домочадцу или гостю. Ориентируясь на прежние, частично стёртые изображения, он мог, если не воссоздать их, то выполнить вполне качественную графическую «репродукцию», дополняющую окружающий интерьер или восстанавливающую частично её прежнюю программу [1]. Что примечательно, подобного рода прецеденты письма поверх первичных росписей встречаются довольно часто и в совершенно разных уголках римского мира. Так, например, в «Доме криптопортика» в Помпеях значительная площадь старых фресок второго стиля на южной стене экуса используется в качестве фона для граффити с изображением сцен охоты и травли.



Фрески и граффити южной стены экуса в "Доме криптопортика"
Помпеи, Инсула 6. I в. до н.э.
Прорисовка: Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. Abb. 56


Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. 2001. S. 130-131
Селевк I Никатор (др. греч - Νικάτωρ, буквально «Селевк Победитель»; ок. 358 до н. э. — 281 до н. э.) —
старший офицер в армии Александра Македонского, в последующем один из диадохов. В 23 года (в 334 году до н. э.) отправился с Александром в его экспедицию в Азию. Подойдя к Индии (в 327 году до н. э.), он достиг должности командира личной пешей гвардии Александра, так называемых "аргираспидов" (др. греч - Ἀργυράσπιδες, «серебряные щиты»). В дальнейшем после кончины Александра основал Государство Селевкидов в результате противостояния с другими диадохами.
Второй стиль —
это одна из четырёх декоративных схем ("стилей") римской стенописи, характерной чертой которого является изображение разнообразных архитектурных элементов и объемов (также известен как "архитектурный стиль").