Фрески из Помпей
Надежда Налимова о новых находках
«Черные залы» – одно из удивительных новшеств в римской стенной декорации, появившееся в эпоху Августа. Такие интерьеры мы знаем по столичным памятникам самого высокого класса, чьи заказчики были связаны с императорским домом – например, «черный триклиний» виллы Франезина в Риме, владельцем которой, вероятно, был Агриппа, сподвижник и зять Августа, или кубикул виллы в Боскотреказе, принадлежавшей его сыну, Агриппе Постуму.
Фрагмент росписи виллы Боскотреказе. Конец I в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Стенная декорация парадного триклиния
конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.
Археологический парк Помпеи
Фрагмент стенной декорации. Встреча Париса и Елены. конец I в. до н. э. – начало I в. н. э. Археологический парк Помпеи
Фрагмент стенной деокрации. Аполлон и Кассандра
конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.
Археологический парк Помпеи
Две фигуративные группы неслучайно помещены друг против друга. Жест правой руки Кассандры – характерный знак скорби и предвидения беды. Она оплакивает не только свою судьбу, но и участь Трои, причина гибели которой – встреча Париса с Еленой. В этом пространстве изящных декораций мифологические образы, вероятно, настраивали просвещенных обитателей дома и их гостей на вполне серьезные размышления – о божественном и человеческом, о судьбе, о ее предопределенности…
Миниатюрная живопись лаконична, но бесконечно изысканна в деталях: это и перекличка узора в костюме Париса с орнаментом пилястр, и царственная рука Елены, украшенная перстнем, ее нежно-голубой хитон, соскальзывающий с плеча (знак соблазнения), контраст изумрудного и вишневого в одеяниях служанки, тонкие ступни Кассандры и ее колени, просвечивающие сквозь ткани, свет, падающий на струны черепаховой лиры… .
Нас же хрупкость извлеченной из-под пепла красоты заставляет вспоминать об участи самих Помпей и этого прекрасного дома, о которой ничего не известно Кассандре.