Фрески из Помпей

Надежда Налимова о новых находках

RANDOM STUDIES

  • Надежда Налимова

«Черные залы» – одно из удивительных новшеств в римской стенной декорации, появившееся в эпоху Августа. Такие интерьеры мы знаем по столичным памятникам самого высокого класса, чьи заказчики были связаны с императорским домом – например, «черный триклиний» виллы Франезина в Риме, владельцем которой, вероятно, был Агриппа, сподвижник и зять Августа, или кубикул виллы в Боскотреказе, принадлежавшей его сыну, Агриппе Постуму.



Фрагмент росписи виллы Боскотреказе. Конец I в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Недавно в Помпеях открыли еще один такой интерьер, отличающийся исключительной элегантностью и качеством росписи. Это тоже парадный триклиний (банкетный зал), где живописная иллюзия рисует перед зрителем фантазийную и хрупкую архитектурную декорацию – неглубокий выступ-цоколь, на который опираются длинные пилястры, «инкрустированные» разноцветными камешками. Тонкие рамы очерчивают панели на черной плоскости стен. Внутри них помещены фигурки и сюжетные группы, изолированные, замкнутые в этом черном пространстве.

Стенная декорация парадного триклиния

конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.

Археологический парк Помпеи

Фрагмент стенной декорации. Встреча Париса и Елены. конец I в. до н. э. – начало I в. н. э. Археологический парк Помпеи

Героев нетрудно опознать по надписям и атрибутам. Вот встреча троянского царевича Париса (Александра) и его возлюбленной – Елены Спартанской. Где именно, на каких "перекрестках мирозданья", она происходит, понять непросто. Явно не в доме Менелая, мужа Елены, где "золотом убора и красой своей одежды варварской" Парис поразил спартанцев (Eur. Troad. 924-931). Здеcь царевич представлен в образе пастуха – у ног его лежит пес, в руке он держит пастушеский посох. Таким он был, когда явился на суд трех богинь и выбрал среди них Афродиту, посулившую ему любовь прекраснейшей из смертных. Обещанная награда словно является герою без всяких промедлений в этой сцене.

Фрагмент стенной деокрации. Аполлон и Кассандра

конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.

Археологический парк Помпеи

На стене напротив изображена другая пара. Аполлон, опершись на лиру, в молчании смотрит на свою несчастливую возлюбленную – Кассандру, родную сестру Париса, которую сам наделил даром пророчества, сделав людей глухими к ее предсказаниям (Aeschyl. Agam. 1202-12). Кассандра сидит на омфале – священном дельфийском камне, указывающем на прорицалище бога, а ступенчатый пьедестал придает ей сходство со статуей.


Две фигуративные группы неслучайно помещены друг против друга. Жест правой руки Кассандры – характерный знак скорби и предвидения беды. Она оплакивает не только свою судьбу, но и участь Трои, причина гибели которой – встреча Париса с Еленой. В этом пространстве изящных декораций мифологические образы, вероятно, настраивали просвещенных обитателей дома и их гостей на вполне серьезные размышления – о божественном и человеческом, о судьбе, о ее предопределенности…


Миниатюрная живопись лаконична, но бесконечно изысканна в деталях: это и перекличка узора в костюме Париса с орнаментом пилястр, и царственная рука Елены, украшенная перстнем, ее нежно-голубой хитон, соскальзывающий с плеча (знак соблазнения), контраст изумрудного и вишневого в одеяниях служанки, тонкие ступни Кассандры и ее колени, просвечивающие сквозь ткани, свет, падающий на струны черепаховой лиры… .


Нас же хрупкость извлеченной из-под пепла красоты заставляет вспоминать об участи самих Помпей и этого прекрасного дома, о которой ничего не известно Кассандре.

Рекомендованная литература по теме
Bragantini I. Tra Ercolano e Pompei. Il sistema decorativo della casa // Il Mediterraneo e la storia. Epigrafia e archeologia in Campania / Ed. by L. Chioffi. Napoli, 2010, pp. 289-294.

Eristov H. Le fond noir en peinture: marqueur du luxe et gageure technique // Peintures et stucs d’époque romaine: études toichographologiques. Actes 28e colloque AFPMA / Ed. by J. Boislève, A. Dardenay, F. Monier. Bordeaux, 2021, pp. 225-249.

Knauer E. R. Roman Wall Paintings from Boscotrecase: Three Studies in the Relationship between Writing and Painting // Metropolitan Museum Journal, 1993 (28), pp. 13-46.

Mols S., Moormann E. M. La villa della Farnesina. Le pitture. Milan, 2008.

Источник новости