Античность знает многих великих и ярких женщин, проявивших свои таланты в политике, философии, науке, литературе... Были среди них и выдающиеся художницы.
В своем перечне известных живописцев Плиний Старший упоминает пятерых греческих художниц, называя их по имени (Plin. NH 35.147-148) — Тимарета, дочь Микона (Младшего), Эйрена, дочь и ученица живописца Кратина, Аристарета, дочь и ученица Неарха, Йайя из Кизика и «некая Олимпиада». Видимо все они жили в эллинистический период — эпоху расцвета и широкого спроса на живописное искусство. Большинство училось у своих отцов-художников: очевидно, это был самый естественный и прямой путь в ремесло для одаренных дочерей. Причем некоторые (как, например, Эйрена), судя по всему, превзошли отцов в известности.
Эти художницы выполняли важные и престижные заказы, которые приносились в качестве вотивных даров в крупные святилища. Так, Тимарета написала «Диану» – картину «старинной живописи» (видимо в архаизирующей манере), которая хранилась в храме Артемиды Эфесской. Среди произведений Эйрены Плиний называет «Девушку» (puella), хранившуюся в элевсинском святилище и возможно изображавшую богиню Кору-Персефону.
Художница в мастерской и посетители. Фрагмент росписи из Дома Хирурга в Помпеях
50-70-е гг. Национальный археологический музей Неаполя
Художница в мастерской и посетительница. I в. Фрагмент росписи из Дома Русской Императрицы в Помпеях
Национальный археологический музей Неаполя
Но с наибольшим восхищением Плиний говорит о Йайе из Кизика, которую он называет perpetua virga («вечная дева»), что некоторыми исследователями трактуется как свидетельство религиозного обета и дает повод видеть в художнице своего рода «весталку». Очевидно она была малоазийской гречанкой, приехавшей в Рим и работавшей там в I в. до н. э. Йайя писала в основном портреты, преимущественно женские, работала в разных техниках — «и кистью, и кестром на слоновой кости». Это значит, что помимо обычной темперной живописи, она владела техникой энкаустики — росписью восковыми красками, и практиковала миниатюрное письмо на словной кости. Что еще важнее, она написала свой портрет с использованием зеркала. Автопортрет — явление исключительно редкое в античном мире, так что Йайю действительно следует отнести к самым незаурядным и одаренным мастерам своей эпохи.
“
И ничья рука в живописи не была более быстрой, а искусство ее было такое, что по получаемой ею оплате она намного превосходила знаменитейших в это же время портретистов Сополида и Дионисия, картинами которых полны пинакотеки.
Plin. NH 35.148 (пер. Г.А. Тароняна)
К этому списку Плиния можно было бы добавить еще одну выдающуюся художницу — Елену, дочь Тимона из Египта, жившую во времена Александра Великого и написавшую историческую картину «Битва при Иссе» (Photius, Bibl. 149).
И последний штрих. Трое из перечисленных Плинием художниц — Тимарета (под именем Тамирис), Эйрена и Йайя (под именем Марция) вошли в каталог знаменитых женщин Джованни Боккаччо («De mulieribus claris»). Итальянский гуманист, в отличие от античного автора, превозносит этих женщин не только за их таланты, но и за исключительную независимость. Эйрена, по его представлению, «презирала женские дела, занимаясь ремеслом отца», а Йайя была юридически независимой и сохранила свою девственность не из-за святых обетов, обязательств или принуждения, а по собственной воле и в силу чистоты разума. Благодаря тексту Боккаччо образы античных художниц попали в ренессансные манускрипты, где почти полностью преобразились и обросли многими чудесными деталями.
Эйрена пишет «Девушку». Национальная библиотека Франции
Иллюстрации к «De Mulieribus Claris» Джованни Боккаччо. XV в.
Тимарета пишет «Диану». Британская библиотека
Иллюстрации к «De Mulieribus Claris» Джованни Боккаччо. XV в.
Йайя (Марция) пишет автопортрет. Национальная библиотека Франции
Иллюстрации к «De Mulieribus Claris» Джованни Боккаччо. XV в.
Йайя пишет автопортрет
Роспись Галереи истории живописи Нового Эрмитажа
УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА: семь бесед о древнегреческой живописи
Курс лекций Надежды Налимовой
Приобрести
RANDOM STUDIES
Все статьи:
Живописные портреты Александра Македонского
Каким на самом деле он был, и насколько хорошо могли представить его внешность даже современники?