Античность знает многих великих и ярких женщин, проявивших свои таланты в политике, философии, науке, литературе... Были среди них и выдающиеся художницы.
В своем перечне известных живописцев Плиний Старший упоминает пятерых греческих художниц, называя их по имени (Plin. NH 35.147-148) — Тимарета, дочь Микона (Младшего), Эйрена, дочь и ученица живописца Кратина, Аристарета, дочь и ученица Неарха, Йайя из Кизика и «некая Олимпиада». Видимо все они жили в эллинистический период — эпоху расцвета и широкого спроса на живописное искусство. Большинство училось у своих отцов-художников: очевидно, это был самый естественный и прямой путь в ремесло для одаренных дочерей. Причем некоторые (как, например, Эйрена), судя по всему, превзошли отцов в известности.
Эти художницы выполняли важные и престижные заказы, которые приносились в качестве вотивных даров в крупные святилища. Так, Тимарета написала «Диану» – картину «старинной живописи» (видимо в архаизирующей манере), которая хранилась в храме Артемиды Эфесской. Среди произведений Эйрены Плиний называет «Девушку» (puella), хранившуюся в элевсинском святилище и возможно изображавшую богиню Кору-Персефону.
Художница в мастерской и посетители. Фрагмент росписи из Дома Хирурга в Помпеях. 50-70-е гг. Национальный археологический музей Неаполя
Художница в мастерской и посетительница. I в. Фрагмент росписи из Дома Русской Императрицы в Помпеях. Национальный археологический музей Неаполя
Но с наибольшим восхищением Плиний говорит о Йайе из Кизика, которую он называет perpetua virga («вечная дева»), что некоторыми исследователями трактуется как свидетельство религиозного обета и дает повод видеть в художнице своего рода «весталку». Очевидно она была малоазийской гречанкой, приехавшей в Рим и работавшей там в I в. до н. э. Йайя писала в основном портреты, преимущественно женские, работала в разных техниках — «и кистью, и кестром на слоновой кости». Это значит, что помимо обычной темперной живописи, она владела техникой энкаустики — росписью восковыми красками, и практиковала миниатюрное письмо на словной кости. Что еще важнее, она написала свой портрет с использованием зеркала. Автопортрет — явление исключительно редкое в античном мире, так что Йайю действительно следует отнести к самым незаурядным и одаренным мастерам своей эпохи.
“
И ничья рука в живописи не была более быстрой, а искусство ее было такое, что по получаемой ею оплате она намного превосходила знаменитейших в это же время портретистов Сополида и Дионисия, картинами которых полны пинакотеки.
Plin. NH 35.148 (пер. Г.А. Тароняна)
К этому списку Плиния можно было бы добавить еще одну выдающуюся художницу — Елену, дочь Тимона из Египта, жившую во времена Александра Великого и написавшую историческую картину «Битва при Иссе» (Photius, Bibl. 149).
И последний штрих. Трое из перечисленных Плинием художниц — Тимарета (под именем Тамирис), Эйрена и Йайя (под именем Марция) вошли в каталог знаменитых женщин Джованни Боккаччо («De mulieribus claris»). Итальянский гуманист, в отличие от античного автора, превозносит этих женщин не только за их таланты, но и за исключительную независимость. Эйрена, по его представлению, «презирала женские дела, занимаясь ремеслом отца», а Йайя была юридически независимой и сохранила свою девственность не из-за святых обетов, обязательств или принуждения, а по собственной воле и в силу чистоты разума. Благодаря тексту Боккаччо образы античных художниц попали в ренессансные манускрипты, где почти полностью преобразились и обросли многими чудесными деталями.
Иллюстрации к «De Mulieribus Claris» Джованни Боккаччо. XV в.
Эйрена пишет «Девушку». Национальная библиотека Франции.
Тимарета пишет «Диану». Британская библиотека.
Йайя (Марция) пишет автопортрет. Национальная библиотека Франции.
Йайя пишет автопортрет. Роспись Галереи истории живописи Нового Эрмитажа
УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА: семь бесед о древнегреческой живописи