RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Екатерина Михайлова

Латона из храма Портоначчо. Часть II

Несколько слов об этрусской полихромии
Мы уже рассказывали о реставрации женской статуи, так называемой «Латоны», из римского музея Вилла Джулия, которая ставит перед исследователями непростую проблему интерпретации. Позволяет скульптура поразмышлять и о проблеме цвета в этрусском искусстве. Очистка статуи ещё более наглядно выявила её полихромию. В отличие от мрамора, терракота лучше сохраняет цвет, поэтому такая скульптура позволяет судить о отношении к цвету в этрусском и античном искусстве в целом.

Женская статуя («Латона») из храма в Портоначчо в Вейях

VI в. до н.э.

Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим

Латона (в греческой мифологии Лето) –
древнеримская богиня, дочь титанов Коя и Фебы, возлюбленная Зевса и мать богов-близнецов Аполлона и Артемиды, вынужденная бежать от преследований жены Зевса, ревнивой Геры в поисках безопасного места для родов. В конце концов её убежищем стал греческий остров Делос.
При всей любви этрусков к цвету, «Латона» не выглядит яркой, но, напротив, производит впечатление бихромной. Светлая обмазка поверх глины на лице и хитоне статуи и выделение отдельных деталей более темным цветом напоминает решения, используемые в чернофигурной вазописи. Возможно, и сами глиняные фигуры, расположенные в ряд на крыше храма, могли вызывать ассоциацию с фризом на керамических сосудах.

Однако впечатление бихромности статуи обманчиво. С одной стороны, оно связано с сохранностью памятника – несмотря на проведенную реставрацию, многие нюансы оттенков остаются неразличимыми для глаза, однако их можно частично «реконструировать» по другим скульптурам и элементам декора святилища. Так, на богато декорированном карнизе храма и на его антефиксах видно, что мастера не ограничивались двумя цветами. Однако под воздействием времени, природных явлений и загрязнений красный и синий цвета темнеют, принимая практически однородный коричневато-фиолетовый оттенок, что и создает впечатление силуэтной «чернофигурной» росписи по белой обмазке.

двухцветный
Антефиксы –
декоративные плиты из обожженной глины, прикреплявшиеся к спуску кровли крыши, под дождевыми желобами, на местах стыка черепицы, для защиты деревянных элементов кровли. Антефиксы ярко раскрашивались и нередко представляли собой изображения мифических существ, животных, растений.
C подобным явлением мы, вероятно, имеем дело и в женской фигуре храма Портоначчо. Ее темная накидка и головной убор, по всей видимости, отличались бóльшим цветовым разнообразием, чем можно видеть сейчас невооруженным глазом. Следы рисунка мантии с использованием нескольких цветов видны на груди статуи, а также на её головном уборе. Сохранившиеся ножки ребенка, сидящего на плече женщины, выполнены в темном цвете, как и его туника, благодаря чему он контрастно выделяется на фоне светлых одежд и лица матери. Темный цвет кожи говорит о том, что младенец – мальчик.

Подобный приём, когда мужское тело имеет темный, красноватый оттенок, а женское – светлый, характерен для этрусского, а также для египетского и греческого искусства, несмотря на наличие исключений. Тот же оттенок используется для раскраски тела Аполлона, Геракла и Гермеса. Тёмная туника мальчика, вероятно, отличалась по цвету от его тела. Это можно предположить, обратив внимание на фигуру Геракла, одетого в темный плащ. Подход к выбору цветов здесь основан не только на контрастах, но и на более сложных сочетаниях близких оттенков, характерных для этрусской архитектурной полихромии.


Акротериальные скульптуры с храма Портоначчо в Вейях

VI в. до н.э.

Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим

Таким образом, ограниченность цветовой палитры в женской статуе с ребенком может объясняться не только ее сохранностью, но и сознательным выбором, что прослеживается и в других фигурах из этой группы, а также в антефиксах и в орнаментальном декоре антаблемента, где используются в основном синий и красный оттенки на светлом фоне. Коричневый цвет применяется для мужских тел, тогда как черный – для выделения глаз, бровей, усов и бороды. На поверхности некоторых фигур, в частности, статуи Геракла, присутствует также желтый, золотистый цвет. Более точную оценку колористическому решению, выбранному скульптором для женской фигуры с ребёнком с храма Портоначчо, пока дать сложно, поскольку результаты последних исследований еще не опубликованы. А пока заметим, что многие произведения этрусской терракотовой скульптуры отличаются богатым набором пигментов, сложными цветовыми решениями, которые не всегда видны по причине плохой сохранности, однако выявляются при более глубоком научном исследовании.


ЛИТЕРАТУРА:

ANSA.it. Restauro e cantiere a vista a Villa Giulia per la Latona di Veio – ViaggiArt. [online] Available at: https://www.ansa.it/canale_viaggiart/it/regione/lazio/2022/05/18/restauro-e-cantiere-a-vista-a-villa-giulia-per-la-latona-di-veio_ddb3b315-efa3-4a3c-8dfc-6cfc9251df70.html

Brøns C., Hedegaard S.S., Sargent M.L. Painted Faces: Investigations of Polychromy on Etruscan Antefixes in the Ny Carlsberg Glyptotek // Etruscan Studies, 19 (1), 2015. P. 23-65.

Spivey N.J. Etruscan art. New York: Thames and Hudson, 1997.

Winter N.A. The Phenomenon of Terracotta: Architectural Terracottas // The Etruscan World / Ed. Turfa J.M. London, Routledge, 2018. P. 903-913.



RANDOM STUDIES
Все статьи: