RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Надежда Налимова

Улыбка Бога

Размышления об «архаической улыбке»
В трагедии Еврипида «Андромаха» есть такой эпизод. Неоптолем, сын Ахилла, отправляется в святилище Аполлона в Дельфыℹ︎, чтобы искупить вину перед богом, которого он дерзко оскорбил. Об этом говорит Андромаха – троянская царевна и наложница Неоптолема:
Царь в Дельфах, – он за гнев безумный платит:
Когда отца убили у него,
Он Феба звал к ответу в том же храме,
Где молит о прощении теперь.
Чтоб возвратить себе улыбку бога…

Eur. Andr. 53-55 (пер. И. Анненского)

На самом деле в оригинальном тексте нет ни слова об улыбке – Неоптолем хочет вернуть себе благосклонность (εὐμενείᾳ) Аполлона. «Улыбку» же привнес в этот текст поэт и переводчик Иннокентий Анненский. Сама по себе переводческая вольность не удивляет: как известно Еврипид под пером Анненского нередко преображался почти до неузнаваемости. И все же, почему именно улыбка тождественна благосклонности бога?

Курос из Дидим
ок. 530-520 гг. до н.э.
Старый музей, Берлин
540-530 гг. до н.э.
Античное собрание (Берлин).
Фигуры украшали нижнюю часть одной из колонн храма.
"Columna caelata" из храма Аполлона в Дидимах
Аттика
ок. 550 г. до н.э.
Национальный Археологический музей Афин
Часть мраморной надгробной стелы

Мы хорошо знаем улыбку как атрибут ранних греческих скульптур. Впрочем, вопреки распространенному мнению, далеко не всех. Есть в архаике образы суровые, неприветливые, иногда даже пугающие… И все же улыбка – характерный маркер архаической эпохи, ее можно видеть не только на лицах статуй, но и персонажей расписных ваз, надгробных стел, архитектурных рельефов. В чем, однако, смысл этой улыбки? Одни исследователи вовсе отказывались искать в ней смысл, и объясняли ее чисто техническими сложностями, якобы возникавшими у архаического скульптора при создании каменной статуи – при переходе от лица к щеке. Другие же видели в ней сознательный прием, призванный «оживить» статую, проявить в ней «радость бытия», показать «пробуждение от сна».

Возможно, ближе к истине те, кто понимают улыбку как особый атрибут божества, который может «проецироваться» и на его адепта. В античных текстах мы находим подтверждения связи между понятиями «улыбающийся» и «бессмертный», «вечно цветущий», «неугасимый» (у Гомера боги смеются неугасимым, вечным смехом - ἅσβεστος γέλως).



Конечно не все улыбающиеся архаические скульптуры – боги. Знаменитые архаические куросы и коры – юноши и девы – могли изображать поклонников божества, его слуг и адорантов. Другие, служившие надгробными статуями, представляли самих умерших в некоем идеальном, богоподобном измерении. Но во всех случаях их улыбка «происходила из встречи с богами», а сами они мыслились как «вечно улыбающиеся визави богов»[1].


Это определение принадлежит антиковеду Дмитрию Молоку. Свои размышления об «архаической улыбке»

Богиня из Осера

VII в. до н.э.
Лувр
он предваряет известным стихотворением Р.М. Рильке 1908 года, написанным по поводу архаического торса куроса (юноши), хранящегося в Лувре. Даже в обезглавленной статуе, ее плечах, груди и легком вращении бедер, Рильке видит «улыбку наготы». Иннокентий Анненский, старший современник Рильке, вероятно, тоже мысленно видел архаические статуи, когда отождествил милость Аполлона с улыбкой. Эта поэтическая подмена прекрасно согласуется с художественной реальностью архаического искусства. Правда, только архаического. Во времена Еврипида, в эпоху классики, статуи богов и их адептов перестали улыбаться. Почему? Вероятно, на смену улыбке пришли иные способы выражать божественную благосклонность. Но это тема для отдельного размышления.




RANDOM STUDIES
Все статьи:
Архаика – 
период приблизительно с 700 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Молок Д. Рильке об «архаической улыбке». Классика и истина. Статьи об античном искусстве. М., 2016. С. 212-229.
Адоранты –
(от лат. adoratio — обожание, поклонение) — фигуры людей, устанавливавшиеся в храме или святилище, представлявшие образ просящего, поклоняющегося божеству.