RANDOM STUDIES

Царство Аида


  • Светлана Мезенцева

Царство Аида. Часть I

Об иконографии загробного мира в древнегреческом искусстве

Игры и песни приятны Аполлону,

Горе и тяжкие стоны – Аида удел.

Стесихор (пер. В. Вересаева)

Древние авторы неоднократно описывали загробный мир в своих текстах, однако, несмотря на это, его визуальный образ так и остался для древнегреческого искусства большой редкостью. Конечно, существует немало изображений отдельных обитателей или «гостей» потустороннего мира. Однако развёрнутые композиции со множеством героев представлены только на сосудах IV в. до н.э., выполненных в мастерских южноиталийского региона Апулия.

Единственным примером столь подробной разработки темы загробного мира на греческом материке стала картина «Некия» («Загробный мир») прославленного живописца Полигнота, украсившая здание лесхи книдян в Дельфах в середине V в. до н.э. Вероятно, она производила большое впечатление и повлияла на последующие изображения такого рода. Однако работа Полигнота не сохранилась и никогда буквально не копировалась, представить её можно лишь очень отдалённо по текстовым описаниям.

Карта Южной Италии

Сегодня нам известно около 40 апулийских ваз со сценами из загробного мира, все они происходят из погребений местной италийской знати и представляют собой кратеры с волютами. В Аттике, откуда апулийцы заимствовали форму кратера, этот сосуд использовался для смешения вина с водой на пирах. В Апулии некоторые кратеры увеличились в размерах, их высота подчас превышает 1,5 м, и стали частью погребального антуража. Большие вазы, почти в человеческий рост, по своему назначению были близки надгробиям они отмечали место захоронения, а также могли играть роль подношения умершему.
Пространство мира теней традиционно представляется следующим образом: центральное положение занимает дворец с фигурами Аида и Персефоны, а вокруг него в два или три ряда размещены различные мифологические персонажи, так или иначе связанные с темой смерти и загробного существования.
Кратер Мастера Подземного мира. Развёртка росписи
340–330-е гг. до н.э.
Государственное античное собрание в Мюнхене

Дворец обычно выглядит как здание с четырьмя или шестью ионическими колоннами и более или менее пышно украшенным фронтоном. В ряде случаев одна пара опор дополняется скульптурой фигурами кариатид на фитоморфных основаниях или сфинг.
Под потолком нередко висят колёса от колесниц, доспехи и оружие атрибуты, маркирующие здание как дворец. Обычно Персефона стоит рядом с троном Аида, но иногда супруги-правители могут вместе восседать на одном ложе-клине. Аид изображается в богато декорированном одеянии и с посохом, а Персефона в особом головном уборе, калафе и с факелом.

Кратер Мастера Белого Саккоса

320–300-е гг. до н.э.

Национальный Археологический музей Доменико Ридола

В одном случае она протягивает Аиду блюдо с плодами граната, которое напоминает зрителю о том, как, вкусив несколько гранатовых зёрен в подземном мире, Персефона навсегда оказалась связана с преисподней. Но одновременно она стала женой Аида и владычицей царства теней (Hyg. Fab. 146). Судьба Персефоны это парадигмическая модель, отражающая отношение к смерти, в сознании носителей эллинской культуры смерть является именно переходом из одного мира в другой с последующим обретением нового статуса.

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга

360–340-е гг. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя

Это в полной мере относится и к героям, изображённым вокруг дворца. Их можно условно разделить на несколько групп. К первой относятся те, кому удалось посетить загробный мир и вернуться обратно на землю это Орфей, Геракл и Гермес.

Мифический певец Орфей отправлялся в преисподнюю, чтобы спасти свою молодую жену Эвридику, умершую от укуса змеи (Ov. Met. X). Обычно он изображается сбоку от дворца, перебирающим струны лиры именно прекрасной печальной песнью Орфей тронул сердца Аида и Персефоны и те согласились вернуть девушку. Однако Орфей нарушил единственное условие не смотреть на Эвридику, пока они не достигнут выхода из царства мёртвых, и несчастная осталась там навсегда. На голове у Орфея мы видим так называемый фригийский колпак головной убор, который обычно выступает маркером персонажей-иноземцев. Фракиец по происхождению, Орфей носит и колпак, и длинные одежды восточного типа с рукавами и множеством мелких узоров. Подобное одеяние мы уже видели у Аида, и оно нам ещё встретится при рассмотрении персонажей другой группы, так что его значение будет раскрыто позже.

Геракл оказался в царстве Аида ради исполнения последнего приказа царя Еврисфея похищения трёхглавого пса Кербера, охраняющего вход в мир теней (Apoll. II.5.12). Получив у Аида разрешение забрать чудовище, Геракл отправился за ним к воротам реки Ахерон, одной из пяти подземных рек загробного мира. Так на вазах сцена укрощения располагается в самом нижнем ярусе, под дворцом, на берегу реки. Поймав Кербера и показав его Еврисфею, Геракл затем сразу же вернул пса обратно в царство Аида.
Гермес, как известно, не только является богом торговли, плутовства и красноречия, но также выступает проводником между мирами живых и мёртвых. Это отражено в его прозвище-эпиклезе Психопомп, что буквально означает «проводник душ». Значимость фигуры Гермеса отмечается и вазописцами на некоторых сосудах он изображается во дворце вместе с Аидом и Персефоной или с одной Персефоной. Гермес также может сопровождать Геракла подробности их нисхождения в загробный мир передаёт Аполлодор. По его словам, спустившись под землю, Геракл увидел там тень Горгоны Медузы и замахнулся на неё, но Гермес остановил героя, объяснив ему, что это не само чудовище, а лишь её призрак (Apoll. II.5.12).

Кратер Мастера Лувра

320–315 гг. до н.э.

Государственный Эрмитаж


Фото: Imagining the Afterlife in Ancient South Italian Vase Painting / edited by Saunders D.

Кратер Мастера Балтимора

320–310-е гг. до н.э.

Художественный музей Уолтерса


Фото: https://art.thewalters.org/detail/30814/volute-krater/

Кратер Мастера Подземного мира
340–330-е гг. до н.э.
Государственное античное собрание в Мюнхене

Фото: https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=7541
В некоторых композициях особое положение рядом с царём и царицей загробного мира занимает Амфиарай царь Аргоса, участник похода аргонавтов и калидонской охоты, прорицатель и воин, которому Зевс даровал бессмертие. Во время решающего боя в походе Семерых против Фив Зевс сделал так, что земля расступилась и поглотила Амфиарая вместе с колесницей, после чего героя стали почитать как бога. (Pind. Nem. 9.5c; Paus. I 34.2). Недалеко от Афин, в городе Оропе на границе Аттики и Беотии ему было воздвигнуто святилище с оракулом, где предсказывали будущее при помощи толкования сновидений. Конечно, это история не про возвращение из мира мёртвых, но про обретение жизни после смерти высшей награды из возможных для всякого человека.

Кратер Мастера Балтимора

325–320 гг. до н.э.

Базельский музей древностей и Собрание Людвига

Фото: Greek Art in Motion / edited by Morais R., Leão D., Rodríguez Pérez D.


RANDOM STUDIES
Все статьи: