RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения


  • Светлана Мезенцева

Про лишние головы

О реставрации кратера Мастера Подземного мира из Британского музея
Этот апулийский кратер, созданный в последней четверти IV в.
до н.э., долгие годы смущал исследователей своей росписью с необычным сюжетом.

Британский музей приобрёл его в 1867 году у французского коллекционера, герцога Луи де Блакас д’Ольпа. Изначально учёные предполагали, что одна из сторон сосуда в нижней части украшена редкой сценой прибытия Орфея (фигура с лирой) в загробный мир ради возвращения к жизни его жены Эвридики. Сам Орфей неоднократно изображался на апулийских вазах с обитателями царства Аида, но тут он представлен вместе с трёхглавым псом Кербером, охраняющим вход в мир теней, и самой Эвридикой за спиной. Другие такие композиции, столь подробно воспроизводящие миф, науке не известны.

Кратер Мастера Подземного мира

330-310-е гг. до н.э.

Британский музей

Кроме того, Орфея окружает несколько неподписанных фигур, из которых по атрибутам точно можно определить только седовласого наставника-педагога внизу, а также Гермеса в крылатых сандалиях, козлоногого маленького пана и Эрота наверху. В женской фигуре с лебедем видели Афродиту, а юношу с широкополой шляпой петасом, стоящего слева от гермы Диониса, опознать так и не смогли. Однако соединение сцены в царстве Аида с дионисийскими мотивами и присутствие педагога, который обычно маркирует театральный контекст, вызывало неразрешимые вопросы.
Так было, пока в 1959 году кратер не попал в руки к реставраторам. Тогда удалось выяснить, что две боковые головы были пририсованы к фигуре обыкновенной собаки (такой же как и та, что наверху) в первой половине XIX века. А поскольку определение сюжета росписи как прибытия Орфея в загробный мир было основано исключительно на фигуре Кербера и лире, эту интерпретацию пришлось пересмотреть.

Теперь исследователи предполагают, что кратер украшен сценой из трагедии Еврипида «Антиопа». Орфей и безымянный юноша стали близнецами Амфионом и Зетом, Эвридика — их мачехой Диркой, а дама с лебедем теперь может быть не только Афродитой, но и матерью героев — Антиопой. Это объясняет появление педагога и гермы Диониса, которая вместе с большим деревом и собаками указывает на то, что действие происходит в сельской местности. Из уцелевших фрагментов трагедии мы знаем, что Зета и Амфиона воспитывал пастух, живший близ Элевтеры на склонах горы Киферон, куда приходили менады для поклонения Дионису. Более того, рядом с его домом располагалась посвящённая богу пещера, в которой стояла колонна, увитая плющом — символом Диониса, так что теперь без Кербера всё сходится.

Материалы по теме: