Аттика и Великая Греция на карте античного Средиземноморья
Приблизительно в 40-е годы V века до н.э. на территориях Южной Италии начинает развиваться искусство вазописи. Его становление происходит под непосредственным влиянием аттической традиции, с которой местное население знакомится благодаря импорту продукции из Аттики и переселению в Великую Грецию аттических мастеров, бежавших от Пелопонесской войны [2]. Уже к концу IV века до н.э. южноиталийская вазопись угасает, но за эти полтора столетия успевают сформироваться уникальная система росписи сосудов и особый круг сюжетов.
Из пяти центров южноиталийской вазописи наиболее влиятельной была Апулия [3]. Это небольшое исследование посвящено особенным композициям на апулийских вазах, связанным с погребальной тематикой. В частности, тому, как на них отразилось влияние аттических изобразительных схем.
В Апулии композиции погребального характера в большинстве случаев размещали на больших кратерах с волютами, которые в основном являлись частью ритуального подношения умершему. В Аттике, откуда апулийцы заимствовали форму кратера, этот сосуд использовался для смешения вина с водой на пирах, по-гречески – симпосиях. В Апулии же кратеры увеличились в размерах, достигнув высоты от 1 до 1,5 м, и стали частью погребального обряда [4]. Практика установки крупных сосудов над могилами существовала и в Аттике, но гораздо раньше, в эпоху зрелой и поздней геометрики – в VIII в. до н.э. Большие вазы, почти в человеческий рост, по своему назначению были близки надгробиям – они отмечали место захоронения [5]. В конце V в. до н.э. эта традиция в Аттике возродилась, но уже в новом формате. Над погребениями стали устанавливать крупные мраморные сосуды особых форм – лекифы и лутрофоры [6] (см. илл.). Возможно, существует связь между двумя традициями – аттической и апулийской, во всяком случае параллели очевидны.
Апулийский кратер с волютами
Мастер Балтимора. 330-310-е гг. до н.э.
Метрополитен Музей
Лутрофоры и лекифы
Мраморный погребальный лекиф из Каллисфены. Аттика. 400-390 гг. до н. э.
Метрополитен Музей
Фото: Hadrian6. http://hadrian6.tumblr.com
Так же наиск выглядит и в апулийской вазописи: внутри него обычно изображается умерший, иногда с сопровождающими или с конём. Все фигуры и сам наиск в большинстве случаев выделяются белым цветом, который, с одной стороны, можно рассматривать как отсылку к мрамору настоящих наисков, а с другой – как намёк на сакральность пространства кладбища и героизацию покойного, обретшего бессмертие в сознании живых людей [8].
Древний некрополь Керамика в Афинах
(др. греч. Κεραμεικός)
Стелы на апулийском кратере
Мастер Балтимора. 330-320-е гг. до н.э. Частная коллекция
Наиск из Калифеи. Аттика. ок. 320 г. до н.э. Археологический музей Пирея
Белофонный лекиф
(Сосуд для масла)
Аттика
ок. 440-х гг. до н.э.
Метрополитен Музей
Таким образом, почти все известные в Апулии типы наисковых сцен находят свои параллели в Аттике. Иногда встречаются и уникальные схемы, которые можно обнаружить только на апулийских сосудах, но об этом следует говорить отдельно. Ясно что апулийские мастера были хорошо знакомы с памятниками Аттики, как со стелами, так и с белофонными лекифами, но сам механизм заимствования вызывает ряд вопросов. Первый – как это стало возможно?
Фрагмент терракотовой формы с изображением юноши со стригилем
Апулия
IV в. до н.э.
Музей Гетти
Carpenter T.H. Prolegomenon to the study of Apulian red-figure pottery // American Journal of Archaeology. – Vol. 113. – No 1. – 2009. – P. 32
Trendall A.D. Red-figure Vases of South Italy and Sicily. A handbook. – London: Thames and Hudson, 1989. – P. 7
Boardman J. Greek art. Fifth edition. // World of art – London: Thames and Hudson, 2016. – P. 81
Boardman J. Greek Sculpture. The Classical period. A handbook. // World of art – London: Thames and Hudson, 1985. – P. 184
Hellman M.-C. L'architecture grecque // Architecture religieuse et funéraire – T. 2 – Paris, 2006. – P. 288
Cabrera P. Naiskos. La construcción simbólica del espacio de la muerte en la iconografía vascular apulia–Museo Arqueológico Nacional, Madrid, 2013. – P. 94
Montanaro C.A. Death is not for me. Funerary contexts of warrior-chiefs from preroman Apulia // Inszenierung von Identitäten. Unteritalische Vasenmalerei zwischen Griechen und Indigenen, Proceedings of the International Conference. / U. Kästner, S. Schmidt (Hrsg.). – München: CVA Supplements, 8, 2018. – P. 25– 38
Riedemann V.L. The amazonomachy on Attic and Tarantine funerary naiskoi // Athens Journal of History – Vol. 4. – No 3. – 2018. – P. 153
Georgiades R. Deathly Depictions and Descriptions: Understanding Attic Representations of the Deceased in the Afterlife in Text and Image during the 6th and 5th Centuries. – 2016. – P. 13 [Электронный ресурс] // Sydney.edu.au:University of Sydney. URL: https://ses.library.usyd.edu.au/handle/2123/17970?show=full (дата обращения 08.05.2020)
Reilly J. Many Brides: "Mistress and Maid" on Athenian Lekythoi. // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. – Vol. 58 – No. 4. – The American School of Classical Studies at Athens, 1989. – P. 431
Margariti K. Lament and Death instead of Marriage: The Iconography of Deceased Maidens on Attic Grave Reliefs of the Classical Period // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. – Vol. 87 – No. 1. – The American School of Classical Studies at Athens, 2018. – P. 168
Nakamura R. The Hediste Stele in the Context of Hellenic Funerary Art: The Display of the Corpse of a Tragic Woman. –Cambridge: UMI Company, 1995. – P. 36
Ferruzza M.L. Ancient terracottas from South Italy and Sicily in the J. Paul Getty museum. – Los Angeles:J. Paul Getty museum, 2016. – P. 218