RANDOM STUDIES

Царство Аида


  • Светлана Мезенцева

Царство Аида. Часть III

Об иконографии загробного мира в древнегреческом искусстве
Третья группа обитателей мира теней — персонажи, олицетворяющие наказание и служащие Аиду.

Изредка мы можем видеть в композициях с дворцом Аида собственно богиню правосудия Дике. Она держит меч, вынутый из ножен, что символизирует грядущее возмездие за земные преступления.

Однако куда чаще праведный суд представляют женские фигуры со змеями в волосах и иногда с крыльями. Их определяют как Эриний, Пойне или Ананке – без подписи невозможно точнее сказать, кто перед нами.

Кратер Мастера Подземного мира

340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене

Про Эриний Гомер говорил, что они «в жилищах подземных грозно карают смертных, которые ложно клялися» (Hom. Il. XIX 259–260; пер. Н.И. Гнедича). У Псевдо-Платона о них и о Пойнах, которых также называют Пэнами, сообщается следующее: «Тех же, чья жизнь была истерзана злодеяниями, Эринии ведут … в обитель нечестивцев… Там они, облизываемые дикими зверями и то и дело обжигаемые пылающими факелами Пэн, мучимые всевозможными истязаниями, терпят вечную кару» (Ps. Pl. Ax. 372а; пер. С.Я. Шейнман-Топштейн). Ананке у Эсхила предстаёт олицетворением необходимости, неизбежности (Aesch. Prom. 103, 217). По словам Платона, она является матерью Мойр, прядущих нить судьбы (Plat. Resp. 617c).В тех композициях, где присутствует Сизиф, эти сущности изображаются рядом с ним. Они или замахиваются на грешника кнутами или просто наблюдают за его страданиями.
Кратер Мастера Подземного мира
340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене


Фото:

https://commons.wikimedia.org/wiki/

Category:Staatliche_Antikensammlungen_3297

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга
350–340-е гг. до н.э.

Музей земли Баден


Фото: https://www.theoi.com/Gallery/T40.1.html

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга

360–340-е гг. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя


Фото: https://www.getty.edu/art/exhibitions/
ancient_underworld/

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга

360–340-е гг. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя


Фото: https://www.getty.edu/art/exhibitions/

ancient_underworld/



Самый знаменитый персонаж из этой группы, конечно, Кербер или Цербер — трёхглавый пёс, охраняющий вход в царство Аида. Гесиод называет его «медноголосым адовым псом» и «кровожадным зверем» (Hesiod. Theog. 311, пер. В.В. Вересаева). Кербер не даёт никому из умерших выйти обратно и съедает каждого, кто только попробует покинуть загробный мир (Hesiod. Theog. 772–773).

На вазах Кербер обычно изображается в контексте известного деяния Геракла, который должен был похитить адова пса из преисподней по приказанию Еврисфея. Фигуры пса и героя, старающегося удержать в руках цепь, размещают под дворцом Аида на берегу Ахерона, одной из пяти подземных рек загробного мира.
Кратер Мастера Подземного мира
340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене


Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/

Category:Staatliche_Antikensammlungen_3297

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга

360–340-е гг. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя


Фото: https://www.getty.edu/news/ancient-vase-presents-a-whos-who-of-the-underworld/

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга
350–340-е гг. до н.э.
Музей земли Баден

Фото: https://inlnk.ru/goPxgg
Другие варианты изображения Кербера очень редки, но всё же они есть. Например, сцена на кратере из Толидо, где Кербер сидит на цепи, прикованной к колонне дворца, в то время как его дразнит маленький демон Паниск с бубном. В древних текстах этот сюжет не описывается, так что его можно считать произвольным добавлением художника (подробнее об этой необычной вазе будет рассказано в следующем материале).

Кратер Мастера Дария

350–325 гг. до н.э.

Музей искусств Толидо

Обратим внимание на таких важных для этой группы персонажей как судьи Аида, чьи имена — Радамант, Минос и Эак. Их крайне редко изображают втроём, обычно одного или двоих, но они в любом случае размещаются справа от аидова дворца. Троны и посохи у них в руках указывают на то, что при жизни судьи были правителями, и за свою справедливость после смерти заняли особое место подле Аида (Apoll. III 1.2; Hom. Od. XI 568–571; Diod. V 79.1). О царском происхождении Радаманта также свидетельствуют богато декорированные одеяния, однако вопрос о том, почему вазописец не наделил ими Миноса и Эака, пока остаётся открытым. Об Эаке Аполлодор дополнительно сообщает, что он считался самым благочестивым из всех людей и был удостоен обязанности хранить ключи от царства теней (Apoll. III 12.6).

В одном случае вместо Миноса рядом с Эаком и Радамантом появляется Триптолем. Это царь Элевсина, который, согласно мифу, научил людей земледелию и «установил священнодействия» в честь Деметры, Элевсинские мистерии (Paus. VII. 18. 2; Apollod. Bibl. I. 5. 2; Hyg. Fab. 147, пер. Д.О. Торшилова). По словам Платона, он также после смерти вошёл в число судей царства Аида за свою справедливость при жизни (Pl. Ap. 32 Е).
Кратер Мастера Подземного мира
340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене


Фото:

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Staatliche_Antikensammlungen_3297

Кратер мастера из круга Мастера Ликурга

360–340-е гг. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя


Фото:

https://www.getty.edu/news/ancient-vase-presents-a-whos-who-of-the-underworld/

В рассматриваемую группу можно условно включить и Гекату. Она иногда изображается рядом с Кербером с факелами в руках. Условно, поскольку Геката не имеет никакого отношения к теме наказаний и суда над умершими. Но эта богиня была связана в сознании греков с ночью, колдовством, перекрёстками и призраками, то есть, со всем потусторонним. Она, как и другие упомянутые нами ранее персонажи — Аид, Орфей, Тантал, Эринии, судьи, — изображается в пышно украшенном костюме восточного типа.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что культ Гекаты пришёл в Грецию из Карии (области Малой Азии), в текстах древних авторов указаний на её иноземность не встречается. Также и Аид с Эриниями не связаны с какими-либо негреческими территориями. В случае с обитателями загробного мира восточные одеяния и фригийские колпаки маркируют их принадлежность к сфере потустороннего, а не «географическое» происхождение. Наделение их атрибутами «варваров», то есть, иных, чужих, помогает апулийским вазописцам подчеркнуть наличие незыблемой границы между миром живых и миром мёртвых.

Кратер Мастера Подземного мира

340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене

Кратер Мастера Подземного мира

340–330-е гг. до н.э.

Государственное античное собрание в Мюнхене

Так мы в три этапа смогли описать всех основных персонажей, населяющих царство теней. О тех, кто в единичных случаях дополняет композиции с дворцом Аида на апулийских сосудах, речь пойдёт в следующем заключительном материале.


RANDOM STUDIES
Все статьи: