RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения


  • Мария Ненахова

Меч акробата

О прыжках через быка и минойской иконографии
В одном из помещений западного крыла дворца в Малииℹ︎ на Крите был обнаружен драгоценный бронзовый меч с золотой рукояткой, датируемый 1550-1500 гг. до н.э.

Навершие рукояти меча с изображением "акробата"

1550-1500 гг. до н.э.

Археологический музей Ираклиона, Крит

Особого внимания заслуживает круглое навершие рукоятки меча (7 см в диаметре) с изображением мужской фигуры. Прекрасна работа мастера: тонко моделировано лицо, волнистая грива волос, сухощавое тело с проступающими ребрами и упругими, сильными мышцами ног. Мы ощущаем напряжение корпуса и его гибкость, за которыми становятся незаметны анатомические «несовершенства» – слишком маленькие руки и огромные ступни. Богато орнаментированная набедренная повязка, почти достигающая колен, закреплена на тонкой талии роскошным поясом. Словно вибрирующая шероховатая поверхность ткани контрастирует со скользящей гладкостью кожи. Тело в невероятном


Навершие рукояти меча с изображением "акробата"

1550-1500 гг. до н.э.

Археологический музей Ираклиона, Крит

кульбите замкнулось в кольцо. Юноша получил прозвище «акробат», а за мечом в свою очередь закрепилось название «меч акробата» (acrobat sword).


Таврокатапсия. Фреска из Кносского дворца
1400 г до н.э.
Археологический музей Ираклиона, Крит
«Акробат» — это, конечно, условное название, но оно появилось не случайно. Знаменитая фреска «Игра с быком» (тавроката́псия, греч. ταυροκαθάψια) из Кносского дворца запечатлела отважного юношу, перепрыгивающего через гигантского быка. Именно его Артур Эвансℹ︎ назвал «акробатом». Как и юноша на навершии меча, он хорошо сложен, не вооружен, одет в набедренную повязку. И это не единственный пример: сохранились фигурки (каменные, бронзовые, керамические), а также множество аналогичных изображений на сосудах, золотых перстнях и резных камнях. Многочисленность говорит о важности таврокатапсии для древних минойцев. Но в чем заключался смысл этого действия – предмет горячих дискуссий по сей день.



Бык и акробат
Бронза
1600-1450 гг до н.э.
Британский Музей
Многие считают, что жизнь во «дворцах» древнего Крита была глубоко пронизана религиозно-культовыми элементами. А игры с быком представляли собой не только (и не столько) спортивные состязания или развлечения, но были частью важного обряда. Возможно, этот ритуал имитировал охоту на быка, которая словно перемещалась в городское пространство как демонстрация противостояния человека и природы.


С уверенностью предсказать исход таких «игр» было невозможно – не в этом ли проявлялась воля божества? И кровь, и смерть, которые могли сопровождать такое действо, приобретали сакральный, жертвенный смысл. И в этом случае неудача оказывалась более почетной, чем благополучный исход. Исполнение такого ритуала требовало немалого мужества и бесстрашия. Можно предположить также, что таврокатапсия была частью инициации юношей.

Однако звучат и мнения о том, что ничего подобного в реальности на Крите не происходило: это лишь воображаемые сцены из загробной жизни. И, пожалуй, одна из самых смелых идей заключается в том, что никто не совершал прыжков над быками, а таврокатапсия Кносского дворца – это изображение созвездий. Правда, мы не имеем ни малейших представлений о познаниях минойцев в астрономии. И все же версия о ритуале до сих пор остается наиболее популярной.

Однако нигде на изображениях таврокатапсии мы не видим меча. Есть ли какая-то связь между мечом и смертельно опасной игрой?
Драгоценность материалов и качество работы позволяет предположить, что меч из Малии не был просто частью воинского снаряжения. Фернан Шапутье, нашедший меч в 1936 году, выдвинул гипотезу, что он мог принадлежать распорядителю дворцовых «игр с быком». Пол Рехак считает, что героями фрески в Кносском дворце становились только представители элиты, и очевидно, что

Золотое кольцо с изображением таврокатапсии

1450-1375 гг. до н.э. Ашмолеанский музей, Оксфорд

«мечом акробата» мог владеть только человек высокого ранга. Фигура «акробата» также может служить подтверждением ритуального назначения меча. Хотя прямого изображения таврокатапсии здесь нет, древние критяне (и мы следом за ними), будучи хорошо знакомы с данным сюжетом, легко могли провести эту параллель. Берясь за рукоятку меча, критянин мог мысленно возвращаться к «играм с быком», вновь переживая моменты столкновения с яростью необузданной природы и триумф ее укрощения. Отсылка к таврокатапсии подчеркивала не только высокий статус владельца меча, но и – через изображение акробата – его личное мужество.


Filippou С. Minoan Bull-leaping, grappling or riding // Cretan Script System of the Bronze Age. Astraea, 2015. P. 214-219.

Kyriakidis E. The dead acrobat. Managing risk and Minoan iconography // Ritual Failure, Archaeological Perspectives. Koutrafouri, V. G. & J. Sanders (eds). Leiden: Sidestone Press. 2013. P. 155-165.

Marinatos N. Minoan Religion: Ritual, Image, and Symbol. University of South Carolina Press. 1993.

McInerney J. Bulls and Bull-leaping in the Minoan World // Expedition Magazine. 2011. Volume 53. Issue 3. P. 6-13.

Shapland A. Jumping to Conclusions: Bull-Leaping in Minoan Crete // Society & Animals 21. Koninklijke Brill NV. Leiden. 2013. P. 194-207

Webberman R. J. Performing Danger: Bulls, Swords, and the Acrobatic Body in the Ancient Near East. A thesis submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Raleigh. North Carolina. 2021.

RANDOM STUDIES
Все статьи:
Малия (Маллия) –
один из четырех знаменитых минойских дворцов на острове Крит, процветавший в середине II тыс. до н.э.
Артур Эванс (1851-1941) –
английский историк и археолог, с 1900 года вел раскопки в Кноссе; автор фундаментальной работы «Дворец Миноса», в которой были даны названия и самой минойской культуре, и многим ее явлениям.
В публикациях также встречается датировка 1800-1600 гг до н.э.