RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Софья Шадрина

Модель Forum Augusti и «Мраморный форум» Августы Эмериты

Во времена правления Октавиана Августа средиземноморский мир столкнулся с масштабной романизацией и урбанизацией, которые, в частности, привели к территориальным изменениям трех испанских провинций – Бетики, Лузитании и Тарраконской Испании. Города теперь перестраиваются или возводятся заново по римскому образцу, в декоративном оформлении общественных пространств используется широкий репертуар столичных архитектурных и скульптурных форм. Обращение к этим прототипам, которое не сводится к механическому копированию, но всегда порождает интересные вариации, было вызвано стремлением провинциальных центров продемонстрировать лояльность центральной власти. Подобные «цитаты» использовались в важных публичных местах – на форумах, в театрах, в городских святилищах и храмах императорского культа.

Особенно популярной в Испании (как и на некоторых других территориях) была модель столичного Форума Августа. Его парафразы мы находим в трех главных городах испанских провинций – Августе Эмерите, Таракконе и Кордубе. Правда, сохранность этих комплексов не всегда позволяет реконструировать каждую конкретную программу, и даже их функция остается под вопросом: вряд ли это были форумы в традиционном понимании, скорее – общественные пространства, посвящённые культу императора, так называемые Августеумы.

Попробуем представить себе программу подобного общественного ансамбля Августы Эмериты. Но прежде, необходимо объяснить, что представлял собой оригинал – Forum Augusti в Риме.


Руины храма Марса Мстителя на Форуме Августа

I в. до н. э.

Форум Августа, освещенный во 2 г. до н. э., был вытянутой прямоугольной площадью, обрамлённой колонными портиками с двух сторон. К площади примыкали два (а по последним реконструкциям – четыре) полуциркульных зала. На центральной оси, в глубине форума стоял храм Марса Мстителя.
Особый интерес представляет программа скульптурного оформления портиков и экседр.


План Форума Августа
Фото: Carnabuci E., Braccalenti L., 2011
Реконструкция Форума Августа
В верхней части портика, в зоне аттика над колоннами, помещался фриз. В нем фигуры кариатид чередовались с изображениями круглых щитов – клипеусов, украшенных ликами божеств: Юпитера-Амона (Зевса-Амона) и некого галльского божества, возможно, Кернуна. Кариатиды представляли собой уменьшенные и умноженные в количестве копии знаменитых фигур портика Эрейхтеона. Ориентация на греческую высокую классику проявила себя также в выборе стиля скульптур, прекрасно отражающего то направление, которое принято называть «августовским классицизмом». Вместе с тем рельефы на клипеусах, в которых содержится отсылка к территориям Египта (Зевс-Амон) и Галлии (Кернун), выполнены скорее в духе «эллинистического барокко».


Кариатида и изображение Кернуна(?) на щите

Аттик портика

Музей императорских форумов и рынка Траяна в Риме
Фото: Magnus Manske (commons.wikimedia.org)
Дом Рыцарей Родоса, Рим
Фото: Shaya J., 2013

Юпитер-Амон

Дом Рыцарей Родоса, Рим


Таким образом, иконография и стиль декорации портика содержали ясно читаемый идеологический посыл: классический греческий мир, эллинистические государства Востока и варвары Запада теперь стали частью Римского Мира (Pax Romana).

В двух экседрах в окружении статуй великих мужей Рима – так называемых summi viri – стояли две скульптурные группы, от которых сохранились лишь описания и фрагменты вероятных копий – Бегство Энея из Трои с сыном Юлом и отцом Анхизом и Ромул, несущий на плече трофей (spolia opima). Они располагались друг напротив друга в противоположных больших экседрах. Рядом с Ромулом (первым царем) помещались деятели царского Рима и Республики, рядом с Энеем, предком рода Юлиев, к которому принадлежал сам принцепс – семья Августа (gens Julia).


Реконструкция экседры форума Августа

Так, в скульптурной программе экседр и всего форума прослеживалась еще одна важная идея – римский народ и его правитель ведут свой род от богини Венеры, через Энея и его сына Юла (Аскания), которые также были предками Ромула и Рема, основателей города. Эта доктрина была важна для легитимизации правления Августа, получившего титул Pater Patriae (Отец Отечества).

Теперь вернемся на территории Испании. Город Августа Эмерита был заложен в правление Августа после Кантабрийских войн (29–19 годы до н. э.) (Cas. Dio LIII, 26.1). Он имел регулярную планировку, две общественные площади, театр и цирк за городскими стенами. На пересечении двух главных городских осей (cardoи decumanus) располагался один из двух основных общественных ансамблей города. Судя по всему, он был заложен сразу после основания города, во времена Августа, и в дальнейшем расширялся и видоизменялся. Вероятно, это был общественный форум римского города.


Второе публичное пространство оформилось во времена императора Августа или Тиберия и изменялось при Флавиях ­– именно оно копирует декоративную программу Форума Августа. Ансамбль состоит из двух площадей с храмами в центре, одна – крупная, вытянутая, более раннего времени, вторая – пристроенная небольшая площадь, окруженная портиками.

В литературе она получила название «Мраморного форума» (из-за использованных материалов). Так же, как на столичном Форуме Августа, в аттиковой зоне портиков были распложены женские фигуры – «кариатиды», однако, выполненные не в круглой скульптуре, а в достаточно низком рельефе.
В отличие от столичного прототипа, они не копировали буквально кариатид Эрехтейона: на место августовских кариатид встали гидрофоры («несущие воду») – у одной из фигур сохранился сосуд в поднятой руке.

План публичного пространства Августы Эмериты


Фото:

Nogales Basarrate T., Álvarez Martínez J. M., 2006

Кариатиды из Августы Эмериты

Национальный музей римского искусства в Мериде

Фото: https://museo-mnar.gvam.es/#/

Эта композиционная формула не отражает триумфальных коннотаций столичного ансамбля. Если все кариатиды Форума Августа были идентичными, то гидрофоры Августы Эмериты ритмически разнообразны: у них чередуются поднятые руки, также различается трактовка драпировок. Сохранились и клипеусы с ликами. Пропорционально женские фигуры и клипеусы соотносятся так же, как на Форуме Августа: кариатиды по высоте соответствуют квадратными плитами, в которые вписаны щиты. Но, несмотря на одинаковую высоту, фигуры гидрофор кажутся изящнее и тоньше, они занимают меньше пространства и, таким образом, именно мотив щитов господствует в декорации портика.



Реконструкция портика "Мраморного форума"

Фото: https://turismomerida.org/city-center/

Апотропей –
(от гр. ἀποτρέπω – отвращать, прогонять) пугающий и, одновременно, защитный образ, оберег.
Клипеусы также претерпевают изменения в сравнении с их августовскими прототипами. Лики на них тоже чередуются, однако место галльского божества занимает изображение Горгоны Медузы. Трофейный мотив трансофрмируется в апотропейный – и Медуза, и Юпитер-Амон выступали как защитные образы в греко-римском искусстве. Интересно разнообразие в изображении одного божества – Юпитера-Амона (здесь выделяются два разных типа). Эта разница проявляется в размере и рисунке губ, носа, ширине и высоте лба и в различной степени эмоциональности ликов двух типов. В отличие от столичных, изображения на клипеусах «Мраморного форума» даны в довольно низком рельефе: лик Амона словно слегка утоплен вглубь клипеуса. Борода и вьющиеся волосы образуют единую пластически активную массу, из которой выступают разные (в двух типах клипеусов) рожки.



Клипеус с одним и вариантов лика Юпитера-Амона


Национальный музей римского искусства в Мериде

Фото: Shaya J., 2013

Клипеус с ликом Медузы


Национальный музей римского искусства в Мериде

Фото: Shaya J., 2013

Об ужасной Горгоне на щите Зевса говорится в Илиаде (Hom. Il. V. 739—742). В античном искусстве такая иконография известна как горгонейон — апотропейный (от гр. ἀποτρέπω – отвращать, прогонять), пугающий и, одновременно, защитный образ, оберег. Он представляет собой голову или маску Медузы. Хотя горгонейон напоминает миф об отрубленной голове, этот образ-апотропей как бы живет своей жизнью, отвлеченной от сюжета, и имеет свою функцию. Горгонейоны часто помещаются на фронтонах храмов, дверях, щитах, доспехах – на всем, что нуждается в божественной защите. Горгонейон всегда украшает эгиду – волшебную, защищающую накидку Афины из козьей шкуры
Что касается Медузы, то здесь мастера ориентировались на уже давно существующую традицию изображения монстра в греческом и римском мире ), в том числе на широко известный тип «прекрасного горгонейона», восходящего к так называемой Медузе Ронданини. В своей эмоциональности эмиритские Медузы весьма своеобразны. За счет выгнутых бровей и чуть приподнятых вверх глаз, этот образ несет скорее скорбную, в духе изображений гигантов Пергамского алтаря, эмоцию.

Не только в пространстве «Мраморного форума» Августа Эмериты, но и в ансамблях Кордубы и Тарракона, которые также были созданы по модели Форума Августа, Кернун на щитах заменяется Медузой. Вероятно, иноземное божество, не актуальное для территории Испании, вытесняется образом более знакомым, не несущим в себе очевидных триумфальных идей. Пара Юпитер-Амон и Медуза достаточно часто встречается в декорации общественных пространств провинций (например, в Галлии), где они располагались на алтарях и подиумах храмов.
В портиках «Мраморного форума» также помещались фигуры summi viri, но сохранность не позволяет оценить, как они соотносятся с фигурами на Форуме Августа. Однако, сохранились достаточно крупные фрагменты скульптурной группы Энея – копии аналогичной скульптуры на Форуме Августа. До нас дошли три фрагмента: нижняя часть торса колоссального размера (фигуры Энея), бегущий ребенок (Юл), торс пожилого бородатого мужчины (Анхиза).




Группа Энея из Августы Эмериты

Национальный музей римского искусства в Мериде

Группа Энея из Августы Эмериты

Национальный музей римского искусства в Мериде

Группа Энея из Августы Эмериты. Реконструкция

Фото: Merchán et  al. 2011

Композиция очевидно соответствует (или является источником) широко распространённой иконографии бегства Энея из Трои. Можно привести в пример терракоту I века из Национального археологического музея Неаполе или рельеф из Себастейона в Афродисиаде. Благодаря эпиграфике известно, что подобная группа (так же как и статуя Ромула) стояла в портике здания Евмахии в Помпеях. На стене одного из помпейских домов сохранились рисунки с изображением этих скульптур.



Терракота I в. н. э.


Национальный археологический музей Неаполя

Рельеф с Энеем из Себастейона в Афродисиаде

Эней, убегающий из Трои с Анхизом и Асканием


Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5)

Ромул, несущий трофей


Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5)

Несмотря на то, что в Августе Эмерите не было найдено следов статуи Ромула, мы можем предполагать ее наличие, поскольку она выступала смысловой парой к Энею, прародителю римлян. Например, в еще одном интересном памятнике с изображением процессии из Будапештского музея в триумфальной повозке (tensa) стоят фигурки с изображением этих скульптурных групп. Рельеф датируется временем Тиберия. Можно допустить, что в Риме, со времен династии Юлиев, хранились небольшие изображения скульптурных групп с Форума Августа, которые участвовали в триумфальных процессиях. Возможно, именно через эти уменьшенные копии, рисунки или описания образы декоративной программы Форума Августа проникали в отдаленные провинции, в том числе в Испанию, где получали иное, актуальное именно для «своей» аудитории звучание.





Рельеф с изображением процессии

Музей изобразительных искусств в Будапеште

Фото: https://artsandculture.google.com/asset/marble-relief-procession/

Показать еще