Горгона Медуза

Чудовище с женским лицом и змеями вместо волос – взгляд которой обращает живые существа в камень...


  • Софья Шадрина

Медуза была единственной смертной из трех сестер-горгон, змееволосых дочерей морских божеств – старца Форкия и Кето. Сестры обитали у берегов Океана,
«близ конечных пределов Ночи» (Hesiod. Theog. 270–275).

У Гесиода в любовную связь с Медузой «на многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных» вступает бог Посейдон (в тексте он не назван по имени, но его можно узнать по эпитету «черновласый» - κυανοχαίτης).

Гораздо позже Овидий в «Метаморфозах» даст другую, более драматическую версию истории. Медуза блистала красотой и обладала прекрасными волосами, привлекая многих женихов. Прельстившись красавицей, Посейдон овладел ею насильно (и здесь бог не назван по имени, но носит выдающий его эпитет «царь зыбей» - pelagi rector) в храме Афины (Минервы). За осквернение храма Афина превратила прекрасные волосы Медузы в змей (Ovid. Met. VI. 795–804).

Смерть Медузы описана в мифе о Персее (Ovid. Met. IV.780–790; Hes. Theog. 277—287). От царя Полидекта герой получает приказ убить Медузу. Подходя к дому чудовища, Персей видит каменные изваяния – «...людей и животных подобья, тех самых, что обратились в кремень, едва увидали Медузу» (Ovid. Met. IV. 780—781).


Используя как зеркало щит, данный ему Афиной, избегая прямого взгляда, Персей отрубает голову спящей горгоне. В момент гибели Медуза порождает двух сыновей от Посейдона – крылатого коня Пегаса и героя Хрисаора (Χρυσάωρ - «Золотой меч»).


Этот сюжет с рождением из тела горгоны довольно редко изображается буквально. Один из примечательных примеров – рельеф саркофага из Голги на Кипре (илл. справа).


Чаще Пегас и Хрисаор выступают как, своего рода, «атрибуты» Горгоны, которые она держит в руках.


Рождение Пегаса и Хрисаора

Деталь. 475—460 до н. э.

Рельеф саркофага из Голги (Кипр).

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Фото: www.metmuseum.org

Храм Артемиды на о. Кофру

Фрагмент фронтонной композиции.

ок. 580 г. до н.э.

Археологический музей города Корфу

Фото: Dr. K. (Wikipedia commons)

Архитектурная деталь из архаического храма Афины в Сиракузах

580-570 гг. до н.э.

Археологический музей Паоло Орси, Сиракузы

Фото: Rabax63 (Wikipedia commons)


Горгонейон

Интересно, что в самых ранних упоминаниях о Горгоне описывается не она сама, а лишь ее страшный лик. В Одиссее это «голова страшной Горгоны», которая может появиться из мрака Аида, как кошмарное видение (Hom. Od. XI. 635).
Об ужасной Горгоне (очевидно тоже ее голове) на щите Зевса говорится и в Илиаде (Hom. Il. V. 739—742). В античном искусстве такая иконография известна как горгонейон — апотропейный (от гр. ἀποτρέπω – отвращать, прогонять), пугающий и, одновременно, защитный образ, оберег. Он представляет собой голову или маску Медузы. Хотя горгонейон напоминает миф об отрубленной голове, этот образ-апотропей как бы живет своей жизнью, отвлеченной от сюжета, и имеет свою функцию. Горгонейоны часто помещаются на фронтонах храмов, дверях, щитах, доспехах – на всем, что нуждается в божественной защите. Горгонейон всегда украшает эгиду – волшебную, защищающую накидку Афины из козьей шкуры (которая, впрочем, может быть и чешуйчатой, и пернатой), подаренную ей отцом Зевсом.

Горгонейон на Эгиде

Статуя «Афины Фарнезе»

ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).

Римская копия греческого оригинала.

Национальный археологический музей, Неаполь

Фото: И. А. Шурыгин (ancientrome.ru)


Фронтон –
венчающая часть фасада, ограниченная двумя скатами кровли и горизонтальным карнизом.
Иногда Афина носит маску горгоны на шлеме. Не исключено, что изначально в греческом мире, в литературе, а потом и визуальных искусствах, появился именно этот пугающий апотропейный образ-маска (возможно, его истоки следует искать в Месопотамии). Позднее на него наложился (или его «объяснил») миф о Медузе, чью отрубленную голову можно использовать как оружие.






Медальон с изображением Афины,

носящей горгонейон на шлеме

Деталь украшения парадной колесницы

II век до н.э.

Археологический музей, Салоники

Фото: Orestis Kourakis



Архаические горгонейоны представляют собой изображение бесполого демона с оскаленной клыкастой пастью, высунутым языком, выпученными глазами, сморщенным носом, иногда даже с бородой. Это именно демон – Горгона никогда не имела своего культа в Греции и не считалась божеством.
Архаика 
Период приблизительно с 700 г. до н.э. до 480 г. до н.э.

Терракотовый антефикс с головой Горгоны

Этрурия

ок. 500 до н.э.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Фото: sailko 3 (Wikipedia commons)

Позднеархаическая кальпида

VI в. до н.э.

Британский музей, Лондон

Фото: www.britishmuseum.org

Краснофигурный килик

ок. 575 г. до н. э.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Фото: www.metmuseum.org


К VI в. до н.э. маска становится чуть более миловидной: как минимум исчезают клыки, смягчаются черты. В классическое время появляются так называемые «прекрасные горгонейоны» – изображение уже совсем миловидной женской головы Медузы с крылышками надо лбом, с вьющимися волосами, внутри которых могут прятаться змейки, иногда сплетающиеся в узел под подбородком.
Из страшного, пугающего чудовища горгона превратилась в прекрасную, хотя и смертельно опасную, демоницу. Именно такой образ горгоны мы чаще всего встречаем в памятниках эллинистического и римского времени, а потом – и в искусстве Нового времени. До конца античности образ Медузы продолжает сохранять значение апотропея, он помещается на воротах и арках, на саркофагах, на реальных и изображенных доспехах (отсылка к мифической эгиде). В римском мире «прекрасный горгонейон» становится излюбленным мотивом в напольных мозаиках и в живописной декорации.


Терракотовый антефикс

вторая половина V в. до н.э.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Фото: www.metmuseum.org

«Медуза Ронданини»

Копия с оригинала V в. до н. э.

Глиптотека, Мюнхен

Фото: Bibi Saint-Pol (Wikipedia commons)

Клипеус (щит) из Августы Эмериты

Мерида, Испания

I в. н.э.

Национальный музей римского искусства в Мериде

Фото: Agnès Vinas



Изображения мифа

Разумеется, искусство архаики знает не только горгонейоны, но и полнофигурные изображения Медузы. Во фронтоне храма Артемиды на о.Корфу голова горгоны выглядит как та же апотропейная «маска», с высунутым языком. Но на сей раз мы видим всю фигуру: Горгона изображена в так называемой «позе коленопреклонённого бега», в одной руке у нее – Пегас, в другой – Хрисаор, рожденные в момент гибели. Однако, вопреки мифу, голова горгоны крепко сидит на плечах, и присутствие Персея никак не обозначено.

Однако архаическая Медуза предстает и как участница мифа о Персее. На знаменитом диносе мастера Горгоны, лишившаяся головы, она показана словно в момент замедленного падения. Персей же убегает от преследующих его бессмертных сестер - Эвриалы и Сфено.

Аттический динос мастера Горгоны

Ок. 600—580 до н. э.

Лувр, Париж

Фото: Siren-Com; Bibi Saint-Pol (Wikipedia commons)


На краснофигурном сосуде V века из музея Метрополитен Медуза уже начинает представляться прекрасной крылатой девой с вьющимися волосами (в классическое время с ней происходит та же метаморфоза, что и с горгонейоном). На этом фоне подвиг Персея не выглядит столь уж «героическим», поскольку Медуза представлена беззащитной и прекрасной.

Пелика с мифом о Персее (приписывается Полигноту)

450–440 гг. до н.э.

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Фото: www.metmuseum.org

Гидрия (приписывается мастеру Пана)

Персей, убегающий с головой Медузы

Ок. 460 г. до н. э.

Британский музей, Лондон

Фото: www.britishmuseum.org

Гидрия (приписывается мастеру Пана)

Персей, убегающий с головой Медузы

Ок. 460 г. до н. э.

Британский музей, Лондон

Фото: www.britishmuseum.org



В сюжетных композициях римского времени голова Медузы часто появляется отрубленной в руках у Персея. Фреска из «Дома Ариадны» в Помпеях (45–79 гг. н. э.) представляет сидящих Андромеду и Персея. Юноша держит голову Медузы в поднятой руке и показывает возлюбленной ее отражение, которое не может причинить вреда. Во фреске из помпеянского «Дома Диоскуров» (62-79гг.) голова Горгоны свисает с серповидного меча (гарпы) Персея. Так голова монстра оказывается атрибутом и оружием героя.




Персей с головой Медузы
Вилла Сан-Марко, Стабии
I в. н. э.
Фото: С. И. Сосновский (ancientrome.ru)

Персей и Андромеда

Дом Ариадны (Помпеи)

45–79 гг. н. э

Национальный археологический музей, Неаполь

Фото: Луиджи Спина (ancientrome.ru)

Персей и Андромеда

Стабии

I в. н. э.

Национальный археологический музей, Неаполь

Фото: С. И. Сосновский (ancientrome.ru)

Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища

Дом Диоскуров, Помпеи

62-79 гг.

Национальный археологический музей Неаполь

Фото: Луиджи Спина (ancientrome.ru)


Владычица животных


Еще одна иконографическая «ипостась» Медузы известна как «Владычица животных» (Πότνια Θηρῶν). В этом случае Горгона изображается держащей в руках животных, зверей или птиц, как на знаменитом блюде с Родоса. Иногда это могут быть хищники из семейства кошачьих. Именно этот мотив присутствует в уже упомянутом фронтоне храма на Корфу, где Медузу фланкирует две подчиненные ей фигуры леопардиц.

Блюдо с «Владычицей животных»

Родос

ок 600 г. до н.э

Британский музей, Лондон

Фото: Marie-Lan Nguyen (Wikipedia commons)


Горгона-гибрид

Совсем необычной для нас выглядит иконография Горгоны, совмещающая ее традиционный облик с телом лошади, что делает ее похожей на кентавра. Такой она изображена, например, на терракотовом кикладском пифосе, найденном в Беотии (VII в. до н. э.). Вероятно тут отразилась мифологическая связка Горгоны с Посейдоном, который носил, среди прочих, эпитет «Гиппий» («Конный») и одним из зооморфных обликов которого был конь. Именно от связи Медузы с Посейдоном родился крылатый конь Пегас.


Еще более редкий иконографический тип представлен на бронзовом щите из Олимпии (VI в. до н.э.): крылатое тело Горгоны постепенно переходит в рыбий или драконий хвост, что напоминает другого монстра – Скиллу. Вероятно, таким образом она связывается с водной стихией – царством ее «супруга», Посейдона.

Терракотовый кикладский пифос из Беотии

VII в. до. н э

Лувр, Париж

Фото: Marie-Lan Nguyen (Wikipedia commons)

Бронзовый щит

VI в. до н.э.

Археологический музей, Олимпия


Алексинский Д.П., Бутягин А.М. (1997) Горгонейоны на античном оружии // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников четвертого коллоквиума., СПб, Гос. Эрмитаж, с. 12-14.

Дедюлькин А. В. (2017) Эписемы из гробницы в Айос Афанасиос и гробницы Эротов. Истоки образа Медузы Ронданини // Македония — Рим — Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков, материалы научной конференции, М., с. 67-80

Belson, J. D. (1980): The Medusa Rondanini: A New Look. American Journal of Archaeology 84, p. 373–378

Chase, G.Н. (1902): Тhe Shield Devices of the Greeks. In: Harvard Studies in Classical Philology 13., p. 78–92

Karoglou K. (2018) Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art: The Metropolitan Museum of Art Bulletin, v.75, no. 3 (Winter, 2018)

Lazarou A., Liritzis I. Gorgoneion and gorgon-medusa: a critical research review // Journal of Ancient History & Archaeology No. 9.1, 2022, p. 47-62

Milovanovic B. Grašar J. A. (2017) Female power that protects: Examples of the apotropaic and decorative functions of the Medusa in Roman visual culture from the territory of the Central Balkans

Wilson L. M. Contributions of Greek art to the Medusa myth//American Journal of Archaeology Vol. 24, No. 3 (Jul. - Sep., 1920), p. 232-240