Гиппокамп

Морской конь, на котором рассекали античные боги

  • Светлана Анохина

Фигурный сосуд в виде гиппокампа

Апулия, 350–340 гг. до н.э.

Фото: www.flickr.com/photos

Гиппокамп (греч. ἱππόκαμπος; ἵππος – «конь», κάμπος – «морское чудовище»/ καμπή – «изгиб») – морское чудовище, служившее «транспортным средством» для Посейдона, нереид и других божественных обитателей моря. Это фантастическое существо имеет голову и тело коня, переходящее в рыбий хвост, который завершается плавником или клешней рака, как у Тритона или Кетоса. Хвост гиппокампа иногда украшает один крупный плавник или своеобразный драконий гребень. В античном искусстве встречаются даже гиппокампы с крыльями, похожие на Пегаса.
В античной мифологии гиппокамп никогда не имел статуса самостоятельного персонажа – про него нет ни одной мифологической истории. При этом в изобразительном искусстве он очень популярен, и, как правило, появляется в составе кортежа морских божеств. Это конь морских нимф – нереид, в том числе самой знаменитой из них – Фетиды, матери Ахилла. Нередко нереид и саму Фетиду изображают верхом на гиппокампах (так же, как на дельфинах или кетосах) с оружием в руках, которое они везут Ахиллу. В тексте Илиады действительно есть эпизод с посещением Фетидой мастерской Гефеста, который создает новое волшебное оружие для Ахилла, но гиппокампы там даже не упоминаются (Hom. Il. XVIII. 143–617).

Терракота

323 г. до н.э.

Лувр

Фото: ru.pinterest.com

Мозаика из Эретрии

ок. 400–350 гг. до н.э.

Фото: commons.wikimedia.org

Изображения нереид, везущих оружие, особенно часто украшают памятники из южноиталийского региона Апулия и с территории Северного Причерноморья. В Апулии популярность этого сюжета может объясняться повышенным интересом мастеров к морской фауне, о чём свидетельствуют многочисленные блюда с изображениями обитателей глубин.
В случае же с землями Северного Причерноморья дело скорее в особом почитании Ахилла – по легенде, именно в Чёрном море находился остров, куда Фетида перенесла Ахилла после его смерти. Об этом пишут Пиндар и Еврипид (Pind. Nem. IV. 48–49; Eur. Andr. 1257–1262), а другие источники, включая Плиния и Павсания (NH. IV. 93; III. 19. 11) называет имя острова в Черном море, посвященного Ахиллу, – Левка (сегодня это Змеиный остров).
В той же «Илиаде» (Hom. Il. XIII. 23–37) мы находим описание колесницы Посейдона с запряжёнными в неё «быстроскакучими конями» (ἐΰσκαρθμοι ἵπποι):

...там Посидона в заливе глубоком обитель,

Дом золотой, лучезарно сияющий, вечно нетленный.

Там он, притекший, запряг в колесницу коней медноногих,

Бурно летающих, гривы волнующих вкруг золотые.


Золотом сам он одеялся, в руку десную прекрасный

Бич захватил золотой и на светлую стал колесницу;

Коней погнал по волнам, — и взыграли страшилища бездны,

Вкруг из пучин заскакали киты, узнавая владыку;

Радуясь, море под ним расстилалось, — а гордые кони


Бурно летели, зыбей не касаяся медною осью;

К стану ахейскому мчалися быстроскакучие кони.



Hom. Il. XIII. 23–37 (пер. Н.И. Гнедича)


Здесь, однако, ничего не говорится о специфических «рыбьих» чертах коней Посейдона. В Греции образ Посейдона сам по себе был связан с «лошадиным миром» – этот бог мог почитаться как покровитель коневодства, конь (как и бык) выступал в качестве его зооморфной ипостаси, а гонки колесниц и конные агоны были известной формой его чествования (например, на Истме). Так что у Гомера запряженные в колесницу чудесные кони, не морские, а вполне «нормальные» с четырьмя ногами, вероятно олицетворяли мощь и стихийную силу «колебателя земли».

Мозаика с изображением Посейдона, Океана и Тефиды

II в. до н.э.

Музей мозаики Зевгмы

Фото: www.flickr.com/photos

Еврипид в «Андромахе» пишет о тёмно-синих кобылицах (κυανέαις ἵπποις) владыки моря (Eur. Andr. 1012) – цвет как будто указывает на морскую стихию, но опять же ничего не говорится о миксоморфном облике коней.

Упоминания о гиппокампе как атрибуте Посейдона появляются позднее, у авторов эллинистического и римского времени. Так, Страбон передаёт слова Эратосфена о том, что на месте затопленной в IV в. до н.э. Гелики (города на полуострове Пелопоннес со знаменитым святилищем Посейдона Геликония) стояла статуя Посейдона с гиппокампом:

Мозаика с изображением колесницы Нептуна

II в. н.э.

Национальный музей Бардо

www.flickr.com/photos

…он сам видел это место и перевозчики рассказывали ему, что бронзовая статуя Посидона ещё и теперь прямо стоит в проливе, держа в руке гиппокампа, который грозит опасностью тем, кто ловит рыбу сетями.

Strab. VIII. 7. 2. (пер. Г.А. Стратановского)


Павсаний, рассказывая о храме Посейдона в Коринфе, в числе разнообразных подношений, называет и изображения «коня, подобного морскому чудовищу (κήτει), начиная от груди» (Paus. II. 1. 9).

Характерно, что в III веке Филострат Старший, описывая картину, созданную на гомеровский сюжет, специально подчеркивает отличия в изображении коней от текста «Илиады»:

Что Посейдон мог ехать по морю, как по твёрдой земле, когда он направлялся из Эги на помощь ахеянам, я думаю, ты об этом уж читал у Гомера. Гладкое море стелется там перед ним и его колесницей, и морские звери его провожают... Там, я думаю, ты представляешь себе лошадей такими, какие бывают на суше; ведь он требует, чтобы они были «меднокопытными» и «быстроногими» и стегает бичом их; здесь же запряжены кони морские, ноги у них приспособлены и для воды, так что могут они и плавать; они голубого цвета, клянусь Зевсом, совсем как дельфины.

Philostr. Imag. I. 8. (пер. С.П. Кондратьева)


Но не только Посейдон может править гиппокампами. У Вергилия в «Георгиках» на «двуногих конях» ездит сын Посейдона – «морской старец» и провидец Протей:
В бездне морской у Карпафа живет тайновидец Нептунов,
Это — лазурный Протей; на двуногих конях, в колеснице,
Или на рыбах несясь, просторы он меряет моря.

Verg. G. IV. 388–389 (пер. С.В. Шервинского)

У Гая Валерия Флакка в «Аргонавтике» такими же двуногими конями (bipedum equorum) правит другой сын Посейдона – Орион (Gaius Valerius Flaccus II. 507).

На рельефе так называемого алтаря Домиция Агенобарба океанида Дорида, сидя на гиппокампе, везёт факелы для свадебной церемонии своей дочери, нереиды Амфитриты и Посейдона (Нептуна).

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба

35–32 гг. до н.э.

Глиптотека Мюнхена

Фото: ru.m.wikipedia.org


Греческая иконография гиппокампа, очевидно, повлияла и на искусство других культур. Подобные изображения есть у этрусков, скифов, мы встречаем их на финикийских монетах V–IV вв. до н.э. и в ювелирных изделиях из Лидии (брошь VI в. до н.э., найденная в одной из гробниц). Однако эти существа, при использовании греческой иконографии, могли иметь другое, независимое от греческого, прочтение.
Добавим к этому, что морских чудовищ, подобных гиппокампам, в античном искусстве было несколько. Наиболее распространённые из них – леокамп (морской лев), таурокамп (морской бык), пардалокамп (морской леопард), эгикамп (морской козёл) и даже ихтиокентавр (хотя само это название для морского кентавра появится позже, только в XII веке). Вообще в эллинистическом и римском искусстве с рыбьими хвостами могут изображаться какие угодно звери – баран, олень, грифон и др.

Образ гиппокампа проник и в искусство последующих эпох – морские кони и другие морские миксоморфы повсюду украшают фонтаны, особенно их много в Италии.
Интересно, что слово «гиппокамп» вошло в анатомическую и медицинскую терминологию – так называют часть коры головного мозга, отвечающую за память и когнитивные процессы. Однако мифология здесь ни при чём. Итальянский анатом XVI века Джулио Чезаре Аранцио назвал так изогнутую структуру в мозге, поскольку она по форме напомнила ему морского конька – лучепёрую рыбку, чьё научное название было взято из древнегреческого языка.

В античной топонимике гиппокамп не оставил следа, но зато в его честь был назван четырнадцатый спутник Нептуна, открытый в 2013 году.

  • Icard-Gianolio N. Hippokampos // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC), Vol. VIII, 1997. P. 634–637.
Флавий Филострат Старший –
Греческий софист конца II - первой половины III вв. н.э. Автор ряда трудов («Жизнь Аполлония Тианского», «Жизнь софистов» и др.). Для истории искусства особую важность имеет сочинение «Картины», в котором описываются знаменитые произведения живописи.

Истм (др. гр. Ισθμός) –
Коринфский перешеек. В античности на Истме находилось знаменитое святилище Посейдона. Первый храм был построен еще в VII веке до н.э. Истмийские игры были самыми значимыми общегреческими состязаниями после Олимпийских.