Пора поближе познакомиться с существом, давшим название нашему проекту! Химера в античной мифологии – огнедышащее чудовище. Первое упоминание о ней мы находим у Гомера: в «Илиаде» о ней рассказывает ликиец Главк, описывая подвиг своего деда – Беллерофонта. По его словам, лютая Химера, «коей порода была от богов, не от смертных», обитала в землях Ликии и была «лев головою, задом дракон и коза серединой, страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным» (Hom. Il. 6.181-182). В поэме упоминается также, что вскормил Химеру «многим на пагубу смертным» некий Амизодар (Hom. Il. 16.328-329), о котором мы еще вспомним чуть позже.
Химера из Ареццо
Ок. 400 г. до н.э.
Национальный Археологический музей Флоренции
Более подробно описывает родословную Химеры Гесиод. Он сообщает, что она была порождением Эхидны – полунимфы-полузмеи – и великана Тифона. У Химеры были старшие братья и сестра: Орфей-собака, пес Кербер (Цербер) и Лернейская Гидра, а после рождения Химеры Эхидна породила Сфинкса и Немейского льва. Гесиод, как и Гомер, представляет Химеру в виде чудища с львиной, козлиной и змеиной головами. Такой же видят ее и более поздние источники: «Передняя часть туловища Химеры была львиной, хвост – дракона <…> это одно существо соединяло в себе черты всех зверей» (Apollod. Bibl. 2.3.1).
Какая же из трех составных частей Химеры была главной? Гесиод говорит, что извергать пламя могли все три ее пасти (Hes. Th. 300-335), но Псевдо-Аполлодор уточняет, что огнедышащей была только одна голова – средняя, козлиная. Само слово Χίμαιρα значит буквально «коза». Так что этимология указывает на важность именно козьей составляющей, хотя в изобразительном искусстве Химера своим обликом более всего напоминает льва.
Местом обитания Химеры все источники единодушно называют Ликию – историческую область на юго-западе нынешней Турции. Здесь, рядом с руинами античного Олимпоса и современным курортом Чиралы есть гора Химера. Эту скальную местность по-турецки называют Янарташ (Yanartaş – пылающий камень), поскольку горючие газы выходят здесь на поверхность. Античные авторы были осведомлены об этом явлении: «В стране Фаселидеℹ︎ пламя горы Химеры не угасает ни днем, ни ночью; вода лишь сильнее разжигает его» (Plin. NH 2.106). Античный топоним ясно указывает на связь с мифом и на представления о том, что Химера, побежденная Беллерофонтом, все еще извергает огонь из-под земли. Страбон же приурочивает место действия мифа о Химере к окрестностям другой ликийской горы – Краг, «где находится глубокое ущелье – Химера, простирающееся от морского берега» (Strabo 14.3.5).
Исидор Севильский, один из отцов церкви, раннесредневековый энциклопедист, очевидно, путает Ликию с Киликией (другим регионом в Малой Азии) и дает забавное рационалистическое объяснение мифу о Химере:
Isid. Etym. 11.3.36
В том же духе, но уже в псевдоисторическом ключе, толкует миф Плутарх, опять же связывая его с Ликией:
Plut. De mul. vir. 9. 247f–248d
Как мы видим, у Исидора Химера превращается в гору, а у Плутарха – в свирепого пирата и, одновременно, диковинный корабль. Но, какой бы образ она не принимала в интерпретациях античных авторов, ее победителем всегда выступает Беллерофонт. Согласно широко известному мифу, прибывший в ликийские земли из Коринфа царевич Беллерофонт, выполняя смертельно опасное задание местного царя Иобата, сражается с Химерой и побеждает ее. В этом ему помогает волшебный конь, то ли подаренный Посейдоном (Hes. Cat. Fr. 43A), то ли прирученный самим Беллерофонтом в Коринфе с помощью богини Афины (Paus. 2.4.1). Интересно, что в ранних греческих изображениях этой битвы противником Химеры выступает не столько сам герой, сколько его крылатый конь. Схватка Химеры с Пегасом трактуется как битва монстров. Такая странность логически объяснима: Пегас сам был «исчадием змеистой Горгоныℹ︎» (Pind. Ol. 13.64) и, соответственно, достойным противником Химеры. Более того, согласно генеалогии Гесиода, Химера и Пегас – двоюродные брат и сестра.
Беллерофонт, Химера и Пегас
Чернофигурный лаконский килик
575–550 гг. до н.э.
Музей Гетти (Лос-Анджелес)
Cианский килик из Камироса
Ок. 575–550 гг. до н.э.
Лувр
Римская мозаика из Отена (Франция)
II–III вв.
Музей Ролен, Отен
Беллерофонт, поражающий Химеру
Галечная мозаика из Олинфа (Греция). In situ
Галечная мозаика из Родоса
III в. до н.э.
Археологический музей Родоса
Охота на Химеру. Аттическая чернофигурная амфора из Вульчи
540–520 гг. до н.э.
Британский музей
Охота на Химеру. Саркофаг Мерехи
Деталь рельефа крышки
IV в. до н.э.
Британский музей
Химера из Ареццо
Ок. 400 г. до н.э.
Национальный Археологический музей Флоренции
Беллерофонт, поражающий Химеру
Инталия, яшма
Британский музей