Химера

Огнедышащее существо, давшее название нашему проекту

  • Надежда Налимова

    Алина Григорьева

Пора поближе познакомиться с существом, давшим название нашему проекту! Химера в античной мифологии – огнедышащее чудовище. Первое упоминание о ней мы находим у Гомера: в «Илиаде» о ней рассказывает ликиец Главк, описывая подвиг своего деда – Беллерофонта. По его словам, лютая Химера, «коей порода была от богов, не от смертных», обитала в землях Ликии и была «лев головою, задом дракон и коза серединой, страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным» (Hom. Il. 6.181-182). В поэме упоминается также, что вскормил Химеру «многим на пагубу смертным» некий Амизодар (Hom. Il. 16.328-329), о котором мы еще вспомним чуть позже.

Химера из Ареццо

Ок. 400 г. до н.э.

Национальный Археологический музей Флоренции

Более подробно описывает родословную Химеры Гесиод. Он сообщает, что она была порождением Эхидны – полунимфы-полузмеи – и великана Тифона. У Химеры были старшие братья и сестра: Орфей-собака, пес Кербер (Цербер) и Лернейская Гидра, а после рождения Химеры Эхидна породила Сфинкса и Немейского льва. Гесиод, как и Гомер, представляет Химеру в виде чудища с львиной, козлиной и змеиной головами. Такой же видят ее и более поздние источники: «Передняя часть туловища Химеры была львиной, хвост – дракона <…> это одно существо соединяло в себе черты всех зверей» (Apollod. Bibl. 2.3.1).

Какая же из трех составных частей Химеры была главной? Гесиод говорит, что извергать пламя могли все три ее пасти (Hes. Th. 300-335), но Псевдо-Аполлодор уточняет, что огнедышащей была только одна голова – средняя, козлиная. Само слово Χίμαιρα значит буквально «коза». Так что этимология указывает на важность именно козьей составляющей, хотя в изобразительном искусстве Химера своим обликом более всего напоминает льва.

Местом обитания Химеры все источники единодушно называют Ликию – историческую область на юго-западе нынешней Турции. Здесь, рядом с руинами античного Олимпоса и современным курортом Чиралы есть гора Химера. Эту скальную местность по-турецки называют Янарташ (Yanartaş – пылающий камень), поскольку горючие газы выходят здесь на поверхность. Античные авторы были осведомлены об этом явлении: «В стране Фаселидеℹ︎ пламя горы Химеры не угасает ни днем, ни ночью; вода лишь сильнее разжигает его» (Plin. NH 2.106). Античный топоним ясно указывает на связь с мифом и на представления о том, что Химера, побежденная Беллерофонтом, все еще извергает огонь из-под земли. Страбон же приурочивает место действия мифа о Химере к окрестностям другой ликийской горы – Краг, «где находится глубокое ущелье – Химера, простирающееся от морского берега» (Strabo 14.3.5).


Исидор Севильский, один из отцов церкви, раннесредневековый энциклопедист, очевидно, путает Ликию с Киликией (другим регионом в Малой Азии) и дает забавное рационалистическое объяснение мифу о Химере:

Химера изображается в виде трехтелого зверя; лев спереди, дракон сзади, в середине коза. Некоторые говорят, что это не животное, а гора в Киликии, которая местами питает львов и коз, местами полыхает, а местами полна змей. Беллерофонт сделал ее пригодной для жилья, поэтому говорят, что он «убил Химеру»

Isid. Etym. 11.3.36



В том же духе, но уже в псевдоисторическом ключе, толкует миф Плутарх, опять же связывая его с Ликией:

К мифам относится то, что, как передают, произошло в Ликии, но эта молва упорно держится. Говорят, что Амисодар [тот самый, который вскормил Химеру согласно «Илиаде» - прим. авт.]… привел из ликийской колонии Зелеи пиратские корабли под началом Химера, мужа храброго, но грубого и свирепого. Его корабль имел на носу изображение льва, а на корме дракона. Много бед они причиняли ликийцам, невозможно стало не только выйти в море, но и жить в приморских городах. Наконец его убил Беллерофонт, преследуя его корабль на своем Пегасе.

Plut. De mul. vir. 9. 247f–248d

Как мы видим, у Исидора Химера превращается в гору, а у Плутарха – в свирепого пирата и, одновременно, диковинный корабль. Но, какой бы образ она не принимала в интерпретациях античных авторов, ее победителем всегда выступает Беллерофонт. Согласно широко известному мифу, прибывший в ликийские земли из Коринфа царевич Беллерофонт, выполняя смертельно опасное задание местного царя Иобата, сражается с Химерой и побеждает ее. В этом ему помогает волшебный конь, то ли подаренный Посейдоном (Hes. Cat. Fr. 43A), то ли прирученный самим Беллерофонтом в Коринфе с помощью богини Афины (Paus. 2.4.1). Интересно, что в ранних греческих изображениях этой битвы противником Химеры выступает не столько сам герой, сколько его крылатый конь. Схватка Химеры с Пегасом трактуется как битва монстров. Такая странность логически объяснима: Пегас сам был «исчадием змеистой Горгоныℹ︎» (Pind. Ol. 13.64) и, соответственно, достойным противником Химеры. Более того, согласно генеалогии Гесиода, Химера и Пегас – двоюродные брат и сестра.

Беллерофонт, Химера и Пегас

Чернофигурный лаконский килик

575–550 гг. до н.э.

Музей Гетти (Лос-Анджелес)

Cианский килик из Камироса

Ок. 575–550 гг. до н.э.

Лувр

Позднее, начиная с классической эпохи, протагонистом изображается именно Беллерофонт, который поражает Химеру копьем, сидя на Пегасе. Таким он представлен во многих памятниках, например, на галечных мозаиках из Олинфа и Родоса, а также на роскошной римской мозаике из Отенаℹ︎. По сути, единственная история, рассказанная о Химере, – это история ее гибели от руки Беллерофонта.

Римская мозаика из Отена (Франция)

II–III вв.

Музей Ролен, Отен

Беллерофонт, поражающий Химеру

Галечная мозаика из Олинфа (Греция). In situ

Галечная мозаика из Родоса

III в. до н.э.

Археологический музей Родоса

Однако в редких изображениях встречается интересный мотив, неизвестный по литературным источникам, – преследование Химеры несколькими охотниками.


Охота на Химеру. Аттическая чернофигурная амфора из Вульчи

540–520 гг. до н.э.

Британский музей

Охота на Химеру. Саркофаг Мерехи

Деталь рельефа крышки

IV в. до н.э.

Британский музей

Иконография самой Химеры в античном искусстве достаточно устойчива и близка образам из сочинений Гомера и Гесиода. Это миксоморф с головой и телом льва и хвостом-змеёй, из спины которого вырастает козья голова. Правда, вопреки литературным описаниям, Химера очень редко представлялась как огнедышащее чудовище. Такие изображения с огнедышащей змеиной или козьей головой встречаются, например, на античных инталиях.
Головы льва, козы и змеи могут смотреть вперёд, назад или в разные стороны. В последнем случае они иногда сражаются с разными противниками. В VI веке до н.э. вместо козлиной головы могла изображаться протома – передняя часть туловища с ногами. Змея имела несколько иконографических вариаций, в основном двух типов: с открытой и закрытой пастью. Знаменитая этрусская «Химера из Ареццо» представляет вариант с открытой змеиной и львиной пастями.



Химера из Ареццо

Ок. 400 г. до н.э.

Национальный Археологический музей Флоренции

Беллерофонт, поражающий Химеру

Инталия, яшма

Британский музей



Наконец, есть редкие примеры, когда львиное тело химеры изображается не целиком, но в виде протомы, прямо переходящей в драконий хвост, как на апулийской вазе из музея Базеля или на эписеме (эмблеме) щита из Мельфезе. Именно такая неординарная иконография легла в основу нашего логотипа, созданного художницей Татьяной Житпелевой.

Фаселида –
античный город в Ликии (юго-запад совр. Турции).
Такая композиционная схема конечно же напоминает средневековую иконографию знаменитого христианского драконоборца – Св. Георгия
Античный бестиарий:
https://chimeraproject.ru/gorgona
Roes A. The Representation of the Chimaera // The Journal of Hellenic Studies, Vol. 54, Part 1, 1934. –P. 21-25.

LIMC III, 1986, Chimaira (Anne Jacqemin); Chinaira (in Etruria) (Ingrid Krauskopf).

Ziskowski A. The Bellerophon Myth in Early Corinthian History and Art // The Journal of the American School of Classical Studies at Athens, Vol. 83. 2014. --No. 1. – P.81-102.

The Chimaera Group at Corinth // Hesperia Supplements, Vol. 28, Studies in Archaic Corinthian Vase Painting, 1996. – P.53-153.