Скилла

Воющее морское чудовище, к которой боялись приближаться даже боги...

  • Елизавета Бойко

Скилла – воющее морское чудовище, к которой боялись приближаться даже боги, имела двенадцать лап и шесть собачьих голов. Задняя часть ее тела находилась в пещере, а грудь и плечи были обращены к морю. Она была способна проглотить шесть человек разом, и редкий мореход мог пройти мимо нее без потерь. Вместе с другим монстром – Харибдой – она губила мореплавателей у берегов Сицилии. Так описывает Скиллу Гомер (Hom. Od. 12.85–100).

Письменные источники предлагают и другие варианты ее облика. Вероятно, в эпоху классики появляется образ "девушки-псицы", сконструированной по типу кентавра или химеры: в первом случае с собачьими ногами, во втором – со множеством приросших собачьих тел и голов (Hyg. Fab. 151). В "Энеиде" Скилла описана как гигантская полуженщина не только с собачьими (волчьими) элементами, но и с дельфиньим хвостом (Aen. 3. 424-428). Наконец, есть истории, в которых объясняется, что изначально Скилла была нимфой. Согласно Гедиле, поэтессе IV в. до н.э., к ней в пещеру робко входил влюбленный в нее морской бог Главк с ракушками и птенцами зимородков (Ath. 297a-b). Богиня Кирка, чародейка и колдунья, сама влюбленная в Главка, из ревности превратила красавицу в монстра (Ov. Met. 14. 40–70; Hyg. Fab. 199).

Иконография Скиллы практически независима от гомеровской версии. Мастера не изображают ее как многоглавого пса. Очень редко она представляется как миксоморфное существо, состоящее только из человеческого и собачьих тел. Как правило, составных элементов больше: это женская полуфигура, чью талию и верх бедер прикрывает пояс плавников, из-под которого тело продолжается стаей собак. Дальше художники выбирают одну из двух иконографий: Скилла может быть похожей на тритона или кетоса – тогда описанное тело продолжается длинным хвостом.
Нимфы (др.-греч.νύμφαι, лат. nymphae) —
досл. невесты. Божества природных явлений.
Главк (Γλαῦκος) –
досл. голубой, сизый, зеленоватый, сверкающий, светлый. Морской бог. Изображается выше пояса как человек, ниже – как дракон.
Кирка (Κίρκη) –
колдунья с острова Ээя. Согласно Гомеру, Кирка удерживала силой у себя Одиссея, а всех его спутников превратила в свиней.
Тритон (Τρίτων) –
морской бог и одноименное племя его отпрысков. Выше пояса человек, ниже пояса дракон.
Кетос, кет или цет (др.-греч. κῆτος; лат. cetus) –
огромное морское животное, морское чудовище, кит.
Морской монстр с длинным завивающимся хвостом и мордой собаки. Кетос известен, главным образом,  благодаря мифу о Персее, спасшем от него Андромеду. Иконография распространилась за пределы греческого мира, например, в Китай и Индию.

Вотивная плакетка ("Мелосский рельеф")

Кикладские острова. Ок. 450 г. до н.э.

Британский музей

Фото: www.britishmuseum.org

Фрагмент чернофигурного кратера

Апулия. Ок. 300 г. до н.э.

Музей Гетти

Фото: www.getty.edu/museum

Cеребряный килик c позолотой

Греция. Кон. V в. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: www.metmuseum.org


Другой вариант – иконография, близкая так называемой "прорастающей богине" (Rankenfrau). Только вместо растительных побегов из тела прорастают два хвоста, которые иногда заканчиваются собачьими головами. Эту иконографию, в особенности в ее геральдическом изводе, часто используют в Великой Греции.

Прорастающая дева (нем. Rankenfrau) –
иконография богини, верхняя часть тела которой "прорастает" из молодых побегов или цветов.
Геральдическая композиция –
вид композиции, который предполагает симметричное расположение элементов и артикулированный центр. Например, тимпан над Львиными воротами в Микенах – типичный пример такой композиции.

Фляга

Южная Италия. III - II вв. до н.э.

Британский музей

Фото: www.britishmuseum.org

Фрагмент аска

Каноза, Южная Италия. III в. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: www.metmuseum.org

Серебряный медальон с позолотой

Моргантина, Сицилия. 300-211 гг. до н. э.

Археологический музей Айдоне

Фото: Folecandros (Wikipedia commons)


Скилла изображается и в воде, и на суше, и c пустыми руками, и с водными атрибутами. Нередко она держит в руках кормовое весло в назидание морякам, иногда трезубец или стилиду, или меч с ножнами, или какого-нибудь морского гада. Одна из самых спектакулярных римских скульптур – группа Скиллы на вилле Тиберия в Сперлонге – представляет корабль Одиссея, разрушаемый чудовищем. Правда, торс Скиллы, поднимавшийся над водой, почти не сохранился. Из человеческих частей ее тела осталась лишь циклопическая рука, разбухшая, словно у утопленника. Этой рукой Скилла срывала с корабля кормчего. Ее взвивающиеся драконьи хвосты опрокидывают моряков; ее гигантские собаки свирепо вгрызаются в тела. Перед нами не Скилла Гомера – согласно гомеровскому мифу корабль остался цел – а скорее Скилла Овидия: в «Метамофозах» превращенная в монстра нимфа мстит Кирке (Церцее) и, как только представляется случай, пытается потопить корабль ее возлюбленного – Одиссея (Улисса).
Скил­ла оста­ла­ся там; и лишь толь­ко пред­ста­вил­ся слу­чай,
Спут­ни­ков ею лишен был Улисс, на доса­ду Цир­цеи.
Так­же тро­ян­цев она кораб­ли пото­пить соби­ра­лась,
Да пре­вра­ти­лась в ска­лу; высту­па­ет еще и доныне
Голый из моря утес, — и его моря­ки избе­га­ют.

Овидий, "Метаморфозы" 14. 70-74
Пер. С.А. Шервинского

Группа Скиллы. Сперлонга, Южная Италия. I в. н.э. Национальный музей Сперлонги. Фото: Carole Raddato, Sailko,

Bibi Saint-Pol, 8057065@N04 (Wikipedia Commons); Графическая реконструкция: Himmalmann, 1996.


C одной стороны, образ Скиллы связан с водными и вообще природными силами. Античные герои воспринимали проход между Скиллой и Харибдой как верную смерть (не случайно Вергилий не позволяет Энею проплывать здесь). В современной Италии Шилла (Scilla) – это название скалистого мыса и коммуны в Реджио ди Калабриа, а Карриди (Carridi) – морское течение, водоворот. Вероятно, вместе они действительно кромсали корабли.

Однако и миф, и изобразительная традиция всегда сохраняют память о странной для нас связи Скиллы с собачьим племенем. Этимологию имени Скиллы принято связывать со словами σκύλαξ (щенок) и σκύλλω (разрывать, терзать). Мы предполагаем, что часть своего внешнего облика чудище получило от некоей богини, культовое почитание которой предполагало жертвоприношения собак в пещере. Подобные ритуальные действия совершались в честь хтонической богини Гекаты (Sophr. Fr 4 PCG (Kassel-Austin); Theoc. 2; Lycoph. Alex. 77). В "Великих Эоях" Гесиод называет ее матерью Скиллы (Hes. Cat. fr. 262), а в «Метаморфозах» Кирка превращает несчастную деву-Скиллу в чудовище именно с помощью «заклинаний Гекаты» (Ov. Met. 14.44). В этом "подземном" контексте сложно не вспомнить о частом появлении собак в греческих надгробиях.

Монумент Скиллы.
Баргилия, Кария. 200-150 гг. до н.э.
Британский музей
Фото: www.britishmuseum.org
Вместе с гомеровским описанием свирепого чудища приходят на ум другие многоглавые псы, живущие на границе мира живых и мертвых – Кербер (Hesiod. Theog. 310-312) и Орф (Nonnus. Dion. 31. 138). У римских авторов Скилла "спускается" под землю и оказывается в числе охранников врат Аида (Virg. Aen. 6. 287; Stat. Theb. 4.536, Silv. 4.3.260). Эта тема нашла отражение в погребальном искусстве. Внушительная статуя Скиллы из Карии эллинистического времени украшала надгробный монумент, а в Этрурии изображения крылатой Скиллы особенно прижились – они могли украшать и фронтон гробницы, и терракотовый саркофаг, и роскошные предметы из захоронений.

О том, как мифологические превращения людей в животных и монстров отражают реальные ритуальные практики, см. Левинская О.Л. Одиссей на празднике Фесмосфорий // Вестник РГГУ. – 2010. – Т. 53. Вып. 10. – P. 157-183.



LIMC VIII, 1994, Skylla (Jentel); Suppl. Skylla (Icard-Gianolio, Szabados).

Hatzivassiliou E. Athens 19765: Hecate becomes Skylla // Bulletin of the Institute of Classical Studies. Supplement. – 2010. – No. 104. – P. 1-5.

Himmelmann N. Sperlonga: Die homerischen Gruppen und ihre Bildquellen jetzt kaufen // Nordrhein-Westfälische Akademie der Wissenschaften. Taschenbuch – 1. Januar 1996.

Waywell G. B. The Scylla Monument from Bargylia // Antike Plastik. – 1996. – No. 25. – P. 75-119.