Кетос

Фантастическое морское чудовище, от которого Персей спас Андромеду

  • Елизавета Бойко

Кетос (κῆτος) или Кет, или Цет – фантастическое чудовище, которому в греческих мифах отдают на растерзание юных дев – Гесиону и Андромеду. По легенде девушек спасают великие герои – Персей и его потомок Геракл.


Латинизированное Cetus уже в древности использовалось, в том числе, для обозначения китов как биологического вида. Однако в обыденном сознании представление о кетосе как о морском чудовище сохранялось. В римской традиции словом Cetea собирательно называли свиту монструозных подданных Посейдона.

В Древней Греции считалось, что кетосы (т.е. морские монстры, киты) – это существа, способные поглощать пищу в огромных количествах. Юные героини мифов о Кетосе были отданы чудовищу именно в качестве "корма" (βορά). В мифическом нарративе кетосов, как правило, в виде наказания насылает разгневанный Посейдон, а само появление этих существ сопровождается приливами или наводнениями. Например, в мифе о Гесионе, упомянутом у Гомера, Псевдо-Апполодора и Ликофрона (Il. V. 639-642; XX. 145-148; XIX. 446-457; Apd. II. V. 9) Посейдон насылает чудовище на Трою. Бог гневается на царя Лаомедонта за то, что тот отказал ему в обещанной плате за строительство нерушимых стен города. Чтобы умилостивить чудище, царь отдает ему на съедение свою дочь, но Геракл сражается с монстром и спасает деву.

Герои поэмы Ликофрона описывают Кетоса и называют чудовище "псом Тритона" (Lykoph. Alex. 34; 473), указывая, вероятно, на его место в свите морского бога:

Персей и Андромеда

Настенная роспись из виллы Агриппы Пестума в Боскореале

Конец I в. до н.э.

Музей Метрополитен

Когда-то граждан убедил отдать ее
Один болтун, трех дочерей посеявший,
На мрачный ужин псу тому, что в моря цвет,
Что всю-то землю замутил водой морской,
Когда он извергал из челюстей прилив,
Волной равнину поглотив окрестную.
Но вместо птички скорпион попался в пасть.

Ликофрон, Александра, 470-477



История закончилась печально для Трои: Лаомедонт не отблагодарил и Геракла за его благодеяние, и тогда герой убил царя и всех его сыновей, кроме Приама, будущего героя "Илиады". Гесиону он отдал в жены своему соратнику Теламону.
Иконография греческого Кетоса, или кетосов как вида, начала формироваться в эпоху архаики и окончательно сложилась в период эллинизма. Кетосы появляются в греческом искусстве в VII в. до н.э. часто вне контекста того или иного мифа, как отвлеченный мотив – вероятно, его изображение на вазах и доспехах несло апотропейный, защитный смысл, близкий к горгонейону. Это неудивительно: Кетос и Горгона родственны. Мать горгон, морская богиня Кето, вместе с братом и супругом Форкием породили огромное племя монстров, включая – по некоторым версиям мифа – самого Кетоса. Антропоморфное изображение Кето появляется в «Гигантомахии» Пергамского алтаря, где богиня предстает в окружении морских тварей.

Эллинизм –
период в истории древнего Средиземноморья, охарактеризованный широким распространением греческой (эллинской) культуры после походов Александра Македонского. Хронологически охватывает время с 334 г. до н.э. по 30 г. до н.э. (падение последнего крупного эллинистического государства – Египта).
Архаика –
период приблизительно с 700 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Диодор Сицилийский (ок. 90 - ок. 30 гг. до н.э.) –
греческий историк и мифограф. Его "Историческая библиотека" состояла из 40 книг и опиралась как на личные наблюдения Диодра, так и на многочисленные работы более ранних греческих историков.
Джон Бордмэн (род. 1927) –
знаменитый британский искусствовед и археолог. Автор многочисленных работ по истории искусства Древней Греции
Об ужасной Горгоне на щите Зевса говорится в Илиаде (Hom. Il. V. 739—742). В античном искусстве такая иконография известна как горгонейон — апотропейный (от гр. ἀποτρέπω – отвращать, прогонять), пугающий и, одновременно, защитный образ, оберег. Он представляет собой голову или маску Медузы. Хотя горгонейон напоминает миф об отрубленной голове, этот образ-апотропей как бы живет своей жизнью, отвлеченной от сюжета, и имеет свою функцию. Горгонейоны часто помещаются на фронтонах храмов, дверях, щитах, доспехах – на всем, что нуждается в божественной защите. Горгонейон всегда украшает эгиду – волшебную, защищающую накидку Афины из козьей шкуры
Кето –
(Κητώ) дочь Геи (земли) и Понта (моря). Кето и сама была покровительницей моря, и замужем была за Форкием, богом морской сстихии.
Форкий –
(Φόρκυς) сын Геи (земли) и Понта (моря), супруг Кето. Хтоническое божество бурного моря и чудес.
Пергамский алтарь –
Один из самых значительных памятников эллинистической эпохи, знаменитый глубокими и экспрессивными рельефами. Основная изобразительная тема Пергамского алтаря – битва богов с гигантами.
Апотропей –
(от гр. ἀποτρέπω – отвращать, прогонять) пугающий и, одновременно, защитный образ, оберег.
Кратер –
(κρατήρ — большая чаша) широкий сосуд для смешивания вина с водой.
Интересно, что устрашающий апотропейный потенциал Кетоса, видимо, широко использовался в декорации кораблей, которые, как мы знаем уже по архаическим изображениям, часто имеют нос в форме головы монстра. Поздний автор, Филострат Старший, описывая греческую картину в Неаполе, говорит о пиратском корабле, сделанном в форме Кета, чтобы наводить ужас на всех, кто его увидит (Imag. I.19):

«Этот разбойничий корабль плывет готовым к бою: снабжен он штурмовальными брусьями – как уши торчат они – и металлическим носом; на нем – железные лапы, и копья, и косы на древках. А чтоб пугать встречных и являться в глазах их неким чудовищем, он окрашен голубою краскою, а с носу он как будто глядит парой страшных глаз; узкая корма его в виде месяца, как бывает хвост у рыб».

Гемма с изображением корабля и кетоса

625-600 гг. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: J.R. Mertens. Reflections of an Italian Journey on an Early Attic Lekythos? // Metropolitan Museum Journal, v. 28 (1993), P. 10.


Протоаттический стиль –
вазописный стиль, развивавшийся в Аттике VII в. до н.э. В протоаттической керамике отдается предпочтение крупным формам ваз и крупным, часто угловатым, фигурам; в этот период проявляется склонность художников к нарративу, которая разовьется позже в аттической вазописи VI в. до н.э.
Протокоринфский стиль –
вазописный и керамический стиль, связанный с Коринфом в посл. четв. VIII и VII вв. до н.э. Основной мотив, коринфского стиля, который еще называется ориентализирующим – процессии животных, расположеннные горизонтальными рядами.
Самое раннее изображение кетоса мы находим на протоаттическом кратере (сосуде для вина в виде огромной чаши) из бостонского Музея изящных искусств. Ножку этой вазы опоясывает орнамент в виде цепочки из кетосов с рыбьими телами и тремя львиными головами. Сходное представление о внешнем виде кетосов дает и протокоринфский сосуд из Франкавиллы, хотя здесь головы больше напоминают архаических грифонов.

Раннеархаические кетосы
Слева: прорись с протоаттического кратера. Ок. 650 г. до н.э. Бостонский музей Изящных искусств
Справа: прорись с протокоринфской вазы из Франкавиллы. 650-625 гг. до н.э.
Иллюстрация: LIMC, VIII.1, P. 731 (Ketos 1,2.).
Таких трехголовых кетосов не очень много, и в искусстве VI века преобладает изобразительная схема с одной головой – зато какой! Это огромная голова с львиной пастью и острыми зубами, переходящая в рыбий хвост. При этом, архаические мастера варьируют детали и наделяют монстра самыми разными чертами: например, удлиняют форму головы, добавляют рыбьи жабры и драконий гребень. Особенно показателен в этом отношении фигурный сосуд в форме кетоса из музея Метрополитен. Кетос представлен как существо с телом морского ящера, c чешуей разной формы на спине и животе. Он не только наделен львиной пастью, но также козлиной бородой, ушами зайца и ластами на лапах. Между ушами этого керамического Кетоса сохранилось отверстие для наполнения сосуда, а выливалась жидкость из его пасти.
Терракотовый фигурный сосуд в форме кетоса
2. пол. VI в. до н.э.
Музей Метрополитен
есть даже предположение, что на вазе изображен череп самотерия – ископаемого самосского жирафа; по всей видимости, скелеты ископаемых рептилий (т.е. динозавров) занимали в культуре греков особе место. См.: A. Mayor. The First Fossil Hunters: Dinosaurs, Mammoths, and Myth in Greek and Roman Times. 2011. P.161; M. Kaplan. The Science of Monsters: Why Monsters Came to Be and What Made Them so Terrifying. 2013


Есть и другой тип архаического изображения Кетоса – с грубо прорисованной головой характерной формы – известный по нескольким изображениям. На знаменитой аттической вазе из бостонского музея изображено спасение Гесионы Гераклом. Кетос в этой сцене появляется не из воды, а из пещеры в скале. Его огромная, выделенная белым цветом голова, и весь его вид напоминают не живое существо, а скорее некий ритуальный объект, чучело зверя. Вся сцена похожа на ритуал, который имеет смысловую связь с мифом. Тема жертвования девы в мифах о Кетосе содержит мотив так называемой «отведенной жертвы», когда девушка, вместо того чтобы быть съеденной, вступает в брак со своим спасителем. Возможно, эта роспись отсылает к конкретной ритуальной практике, в которой чучело Кетоса закидывалось камнями (или круглыми предметами, на них похожими). Нечто похожее происходит и на коринфской амфоре с Персеем и Андромедой из Берлинского античного собрания. Здесь вновь показана только огромная, похожая на череп гигантского вепря, голова Кетоса, которого Персей забрасывает камнями.


В классическое и эллинистическое время иконография кетосов меняется и становится более универсальной. Теперь это существо с длинным телом и драконьим гребнем, с вытянутой мордой на змеиной шее (иногда с бородкой снизу), с хвостом, закрученным в кольца. Классический кетос может также иметь длинные клыки или усы. Некоторые поздние варианты кетоса представляют его похожим на сирруша (вавилонского дракона) с загнутым вверх носом. Глаза у кетоса посажены глубоко, брови нахмурены, уши его – лошадиные, стоящие торчком, иногда даже бывают рога. Передние лапы кетоса часто львиные, хвост – дельфиний. Некоторые эллинистические кетосы, наряду с другими морскими существами, имеют растительные формы на теле и жабрах. Таким кетос предстает в искусстве эллинистического и римского времени (например на мозаике из Каулонии), где он вновь теряет связь со старыми мифами о принесенной в жертву деве и появляется в составе морского фиаса. Иногда на спинах кетосов, наряду с другим морскими существами, восседают нереиды, несущие Ахиллу оружие.

Нереиды –
(Νηρηίδες) морские богини, дочери Нерея и Дориды, родственницы Кето и Форкия.
Мать Ахилла, Фетида, тоже была нереидой. При сочувствии и содействии сестер, она попросила Гефеста выковать для Ахилла новые доспехи, взамен утраченных – этому посвящена вся XVIII песнь "Илиады". Хотя у Гомера доспех Ахиллу отдает одна лишь Фетида (Il. XIX. 1-13), в изобразительном искусстве очень часто изображена процессия из нереид.

Иконография греческого кетоса – одна из тех греческих иконографий, которые после завоеваний Александра Македонского мигрировали на Восток. Кстати, Диодор Сицилийский описывает две встречи войска Александра Македонского с кетосами в Индии (Diod. Sic. XVII. 41; 105-106). Эти мотивы нашли отражение в гандхарском искусстве и повлияли на изобразительность, в том числе, связанную с монстрами, от Афганистана до Индии. Джон Бордмэн даже предположил, что кетос послужил одним из истоков для образа китайского дракона.

Нереиды, восседающие на кетосе

Каменный диск.Гандхара, I в. н.э. Музей Эшмола.

Фото: Monceau (Flickr)

Нереида, восседающая на кетосе

Сланцевое косметическое блюдце. Гандхара, I-II в. н.э.

Британский музей.

Фото: britishmuseum.org

Индийский дракон

Рельеф на балке ступы Бхархута, сер. II в. до н.э.

Индийский музей Калькутты.

Фото: Biswarup Ganguly (Wikipedia commons)


В энциклопедии “Суда” (X в. н.э.), которая является сводом античного и византийского культурного наследия, весь опыт представлений о кетосе суммирован следующим образом:
Кетос (Цет, морской монстр, огромная рыба, кит): морское существо, [состоящее] из многих форм. Ибо это лев, акула, пард, рыба-фугу, рыба-пила, которую называют малле, с которой трудно бороться, и баран, животное, противное на вид.

Boardman J. 'Very Like a Whale': Classical Sea Monsters // Monsters and Demons in the Ancient and Medieval Worlds (ed. A.E. Farkas), 1987. P. 73-84.

Boardman J. Ketos // LIMC 8. 1997. P. 731-6.

Jacobs F., Anthon Ch. A Greek reader: selected principally from the work of Frederic Jacobs, with English notes critical and explanatory, a metrical index to Homer and Anacreon, and a copious lexicon. 1848. P. 56

Kaplan M. The Science of Monsters: Why Monsters Came to Be and What Made Them so Terrifying. 2013
Kurek E. Encounters with κῆτος in Diodorus Siculus’s "Bibliotheca Historica" // Scripta classica 9, 2012. P. 49-52.

Marshall C.W. Death and the Maiden: Human Sacrifice in Euripides’ Andromeda // Not Sparing the Child: Human Sacrifice in the Ancient World and Beyond, 2015. P. 131-137.

Mayor A. The First Fossil Hunters: Dinosaurs, Mammoths, and Myth in Greek and Roman Times. 2011.

Papadopoulos J.K., Ruscillo D. A Ketos in Early Athens: An Archaeology of Whales and Sea Monsters in the Greek World


Мы хотели бы поблагодарить Марию Казакову и Александру Попову за помощь в подготовке материала.