Минотавр

"Пород смешенье двух, урод чудовищный..."

  • Ульяна Дворкина

Пород смешенье двух, урод чудовищный…

Plut. Vit. Thes. 15


Утреннее солнце играло на бронзовом мече. На нем уже не осталось крови.

– Поверишь ли, Ариадна? – сказал Тесей. – Минотавр почти не сопротивлялся.

Хорхе Луис Борхес, «Дом Астерия»

Минотавр (от др. греч. Μῑνώταυρος – бык Миноса) – один из немногих монстров в древнегреческой мифологии, чья биография нам достаточно хорошо известна. Мы знаем историю его появления на свет: согласно Псевдо-Аполлодору, царь Крита Минос в стремлении показать, что царская власть получена им от богов, заявил, что боги исполнят любое его желание. Чтобы подтвердить свои слова, царь заключил своего рода сделку с Посейдоном: по плану Миноса, Посейдон должен был сотворить чудо – послать из морских глубин прекрасного быка; взамен Минос дал клятву принести животное в жертву. Однако клятва была нарушена – Минос отослал посейдоновского быка на пастбище, богу же посвятил другого. Разгневанный обманом Посейдон наслал безумие на жену Миноса – Пасифаю. Одержимая страстью к божественному быку, она с помощью хитроумного изобретателя Дедала смогла сойтись с животным, и в результате этого противоестественного союза родился Минотавр – существо с телом человека и головой быка. (Ps. Apollod., Bibl. III. 3. 4) Не исключено, что в этом предании сохранились отголоски древних критских верований и ритуалов, связанных с почитанием божества в образе быка. Однако в классической афинской интерпретации вся история о вероломном Миносе, свирепом Минотавре и безумной Пасифае обрела сугубо негативный окрас. Трагической судьбе Пасифаи была посвящена драма «Критяне», написанная Еврипидом. В одном из немногочисленных сохранившихся фрагментов этого текста царица Крита, уже родив Минотавра, оправдывается, судя по всему, перед Миносом:

Если бы я <…> втайне отдалась другому мужчине
Ты был бы вправе осудить меня
как блудницу; но это произошло не по моей воле;
я страдаю от безумия,
насланного богом.
Это невозможно!
Что я могла увидеть в быке
чтобы оскорбить мое сердце этой постыдной страстью?

Eur. Fr. 472e K

Возможно, именно текстом «Критян» вдохновился Мастер Сеттекамини, расписавший килик c изображением Пасифаи с младенцем-Минотавром на коленях; царица, нахмурившись и поджав губы, смотрит на свое «дитя».

Краснофигурный килик

Аттика. Ок. 340-320 гг. до н.э.

Национальная библиотека Франции, отделение Монет, Медалей и Древностей

Фото: www.commons.wikimedia.org


Минос построил для сына лабиринт, куда, согласно Плутарху и Диодору, на съедение Минотавру каждые девять лет отсылали «семерых не знавших брака юношей и столько же девушек» из Афин. Тесей, оказавшийся в числе юношей в третьей партии жертв, смог убить чудовище в поединке и спастись из лабиринта с помощью Ариадны – дочери Миноса.

В «Описании Эллады» Павсаний называет имя Минотавра – Астерий (от др. греч. Ἀστερίων – звездный). Интересно, что эпитет «Звездный» носил на Крите Зевс, которого Гомер считает божественным отцом Миноса (Hom. Il. XIII, 449; Od. XI, 568). Астерием также звался его земной отец, женившийся на матери Миноса – финикийской царевне Европе, которая была похищена и привезена на Крит Зевсом, принявшим облик быка. Такое странное пересечение имен и образов в родословной Минотавра заставляет видеть в нашем монстре подлинно божественное существо.

Плутарх в жизнеописании Тесея подробнее раскрывает миф, предлагая рационалистическую его интерпретацию:
Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр [Бык], пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в «Государственном устройстве Боттии» также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.

Plut. Vit. Thes. 15

Филохор (ок. 345-260 гг. до н.э.) –
древнегреческий историк, автор сочинений по истории Аттики
Андрогей
сын Миноса. Античные авторы называют разные обстоятельства его смерти, однако сходятся в том, что именно из-за нее Минос стремился покарать афинян
Рациональное объяснение мифа, однако в более романтическом ключе, дает и Лукиан. В трактате «Об астрологии» он приводит следующее обоснование истории Пасифаи, перекликающееся со «звездным» именем Минотавра:
Скорее всего, Дедал показал Пасифае созвездие Тельца; та была очарована Астрологией – на том и было основано предание, что Дедал сочетал ее браком с быком.

Luc. On astrology


В визуальном искусстве устойчивый образ человекобыка сложился не сразу. При всей поэтичности описаний монстра и его противоестественной природы, античные авторы не останавливаются на физиологической стороне вопроса – непонятно, как именно в теле монстра соединялись бычья и человеческая сущность. Первые попытки изобразить Минотавра отличаются разнообразием: так, на раннекикладской рельефной вазе, дошедшей до нашего времени со значительными утратами, Минотавр предстает скорее как кентавр – бычье тело, судя по всему, должна была венчать человеческая голова.

Рельефная амфора

Киклады, ок. 760 г. до н.э.

Базельский музей древностей

Фото: antikenmuseumbasel.zetcom.net

Привычная нам иконография Астерия с человеческим телом и бычьей головой, видимо, появляется и распространяется довольно рано. Сложность в том, что далеко не все встречающиеся нам ранние изображения бычеголовых существ следует считать именно Минотавром – часто это некие анонимные декоративные или апотропейные фигуры.

Вместе с тем уже в VII в. до н. э. появляются изображения непосредственно мифа о Тесее и Минотавре, например, в сицилийской и коринфской вазописи. В ранних изображениях схватки Тесея с монстром подчеркивается скорее человекоподобность последнего: так, на сицилийском стамносе середины VII в. до н. э. он предстает в набедренной повязке. Позже, уже в аттической вазописной традиции, в его образе будет всячески подчеркиваться именно звериная природа. При этом формула, выбранная вазописцем, напротив, оказалась крайне устойчивой: изображение Тесея, схватившего Минотавра за рог, встречается в вазописи самых разных регионов: от Коринфа до Аттики.

Бронзовая статуэтка

Аттика (?). 710-700 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr

Стамнос

Сицилия, 660-650 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr


Постепенно устанавливаются и характерные для этого сюжета композиционные схемы: чаще всего Минотавр изображается в схватке с Тесеем или убегающим от него. Сам поединок мог представляться в разных фазах – монстр изображался как сражающимся, так и уже поверженным, в стандартной позе коленопреклоненного бега.

При этом некоторые региональные вариации мифа и его художественной интерпретации сохраняются: так, например, в рельефной декорации трона в Амиклах, который описывает Павсаний, среди многочисленных героев были и Тесей с Минотавром. Необычную трактовку этой сцены отмечает сам периегет: «…но почему Батикл изобразил Тесея ведущим так называемого Минотавра, связанным и живым, я не знаю» (Paus. Descr. Graec. III. 18. 11).
Трон в Амиклах
трон, предназначенный для статуи Аполлона в местном святилище
Батикл –
создатель статуи Аполлона в Амиклах согласно текстам античных авторов
В середине VI в. до н. э. сюжет о Минотавре и сам Минотавр как герой становятся устойчивым мотивом в искусстве Аттики. При этом афинские мастера максимально нивелируют человеческие черты Минотавра и подчеркивают его звериную природу, тем самым противопоставляя его своему герою – Тесею. Как правило, Минотавр изображается обнаженным, с шерстью или пятнами, напоминающими рисунок звериной шкуры, на его коже. 

Добавляются и другие зооморфные элементы – например, бычий хвост. Его звериную дикость подчеркивает и оружие – камень, который становится постоянным атрибутом монстра. Тесея же, в противоположность, изображают с «цивилизованным» оружием – мечом.

Чернофигурный килик

Мастер Тлезона, Аттика, ок. 550 г. до н.э.

Музей искусств Толидо

Фото: www.toledomuseum.org

Краснофигурный килик

Аттика, Ок. 500 г. до н.э.

Музей Эшмола

Фото: www.ashmolean.org

Постепенно наибольшее распространение получают сцены с уже поверженным Минотавром: в V веке появляется композиционная схема, где Тесей волочит за собой тело чудовища.
В целом сюжет о Минотавре именно в этот период становится невероятно популярным среди аттических вазописцев, благодаря активно развивавшемуся культу Тесея – национального героя Афин. Однако сохранились и скульптурные изображения легендарного поединка, например, в метопах сокровищницы афинян в Дельфах и Гефестейона на афинской Агоре. В этих рельефах делается акцент на выразительном противостоянии, напряженной пластике тел соперников.

Тесей и Минотавр

Метопа Сокровищницы афинян в Дельфах, ок. 490 г. до н.э.

Фото: www.wikimedia.commons.org

Тесей и Минотавр

Метопа Гефестейона, V в. до н.э.

Фото: www.ascsa.edu.gr


Этруски изображали Астерия совсем по-другому. С одной стороны, именно они наиболее часто обращаются к сюжетам из детства Минотавра: на ряде рельефов, украшающих этрусские саркофаги, монстр также показан младенцем на руках у своей матери. При этом в этрусском искусстве наиболее выразительно демонстрируются жестокость и кровожадность Минотавра: так, на бронзовом рельефе из археологического музея во Флоренции монстр держит в руках труп своей жертвы. Скульптор делает его фигуру неестественно огромной, он почти в два раза крупнее убитого им человека. На другом, уже каменном, рельефе саркофага Астерий изображен с огромной, судя по всему, человеческой костью во рту. Если у греков Минотавр часто представал побежденным – проигрывающим или вовсе уже убитым, этруски видят в нем сильного и опасного соперника: исход поединка далеко не всегда очевиден.

Бронзовый рельеф

Археологический музей Флоренции

Фото: www.weblimc.org

Саркофаг

Музей Гарначчи

Источник прорисовки: Körte, Gustav; Brunn, Heinrich von: I rilievi delle urne etrusche

В римском искусстве Астерий, напротив, часто изображается уже поверженным – как, например, на помпеянской фреске I века н.э. В центре композиции помещен афинский герой, окруженный чествующими его людьми; фигура Минотавра расположена слева, видна лишь его голова и небольшой фрагмент тела.

Тесей и Минотавр

Настенная роспись из дома Гавия Руфа, I в. н.э.

Национальный археологический музей Неаполя

Фото: www.commons.wikimedia.org

В римской скульптуре изображения Минотавра также встречаются, однако наиболее популярны они среди напольных мозаик. Чаще всего Тесей и его противник представлены в центре лабиринта, окруженными его причудливым геометризованным «орнаментом». Такая композиция, конечно, как нельзя лучше подходила для украшения вилл, и, возможно, имела не только декоративный, но и аллегорический или даже апотропейный смысл. Иногда этот миф трактуется – будто вслед за Лукианом – в символическом ключе; Астерия ассоциируют с астрологическими героями, а лабиринт – с подземным царством мертвых.

Фрагмент саркофага

Рим, 175-225 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr

Мозаика Тесея

Напольная мозаика из виллы в Лойгерфельдерне, IV в н.э.

Венский музей истории искусств

Фото: www.commons.wikimedia.org

Сама иконография поединка претерпевает некоторые изменения по сравнению с греческой: так, Тесей чаще изображается с дубинкой, а не с мечом. Иногда он и вовсе безоружен и сходится с монстром в рукопашном бою.

Исследовательница Сьюзан Вудфорд отмечает, что сам по себе Минотавр – несколько странный монстр, унаследовавший наиболее слабые качества как животной, так и человеческой природы. Человеческое тело венчается бычьей головой: таким образом, он одновременно физически слаб и лишен человеческого разума. Интересно, что это же отмечает и, например, Павсаний:

Тесей и Минотавр

Мозаика из Формии. Ок. 100-90 гг. до н.э.

Археологический музей Неаполя

Фото: www.ancientrome.ru

Этот подвиг считается для него самым замечательным из всех, им совершенных, не столько потому, как мне лично кажется, что Астерион превосходил храбростью всех противников, убитых Тесеем, сколько потому, что, сумев найти выход из Лабиринта и незаметно бежать после такого совершенного им подвига, Тесей доказал вполне убедительно, что, руководимый лишь божьим промыслом, спасся и он сам и его сотоварищи.

Paus. Descr. Graec.II. 31. 1


Вне зависимости от причин происхождения этого загадочного образа, интересно то, что практически с самого появления мифа Минотавр кажется довольно неоднозначным героем, его образ меняется в зависимости от восприятия сюжета в тот или иной период. Так, в античном искусстве Минотавр предстает и младенцем на коленях у матери, и кровожадным чудовищем, поедающим свою жертву; и агрессором, и жертвой; и ожесточенно сражающимся, и поверженным у ног Тесея.

Такая амбивалентность, «вшитая» в образ Минотавра, позволяет ему обрести почти романтические черты в искусстве XX века – причем не только в визуальном, но и в литературе. Так, Хорхе Борхес пишет рассказ «Дом Астерия», где повествование ведется от лица человекобыка, ждущего своего «избавителя» – Тесея. В работах Пабло Пикассо образ Минотавра (как и Быка) играет огромную роль, причем диапазон его смыслов очень широк. Особенно поразителен графический лист из цикла «Сюита Воллара», где будто смешиваются темы античного амфитеатра и испанской корриды – на фоне бесконечных лиц зрительного зала Минотавр предстает в образе жертвы, страдающего героя.

Умирающий минотавр

Пабло Пикассо, графический лист из серии "Сюита Воллара"

Фото: www.fundacionmapfre.org


Woodford S. Minotaur // LIMC VI, 1992. P. 575-81

Simantoni-Bournia E. Minotaur: The acclimatization of a Cretan hybrid in the Cyclades // Kreta in der Geometrischen und Archaischen Zeit. Akten des Internationalen Kolloquiums am Deutschen Archäologischen Institut, Abteilung Athen 27. – 29. January 2006