Минотавр

"Пород смешенье двух, урод чудовищный..."

  • Ульяна Дворкина

Пород смешенье двух, урод чудовищный…

Plut. Vit. Thes. 15


Утреннее солнце играло на бронзовом мече. На нем уже не осталось крови.

– Поверишь ли, Ариадна? – сказал Тесей. – Минотавр почти не сопротивлялся.

Хорхе Луис Борхес, «Дом Астерия»

Минотавр (от др. греч. Μῑνώταυρος – бык Миноса) – один из немногих монстров в древнегреческой мифологии, чья биография нам достаточно хорошо известна. Мы знаем историю его появления на свет: согласно Псевдо-Аполлодору, царь Крита Минос в стремлении показать, что царская власть получена им от богов, заявил, что боги исполнят любое его желание. Чтобы подтвердить свои слова, царь заключил своего рода сделку с Посейдоном: по плану Миноса, Посейдон должен был сотворить чудо – послать из морских глубин прекрасного быка; взамен Минос дал клятву принести животное в жертву. Однако клятва была нарушена – Минос отослал посейдоновского быка на пастбище, богу же посвятил другого. Разгневанный обманом Посейдон наслал безумие на жену Миноса – Пасифаю. Одержимая страстью к божественному быку, она с помощью хитроумного изобретателя Дедала смогла сойтись с животным, и в результате этого противоестественного союза родился Минотавр – существо с телом человека и головой быка. (Ps. Apollod., Bibl. III. 3. 4) Не исключено, что в этом предании сохранились отголоски древних критских верований и ритуалов, связанных с почитанием божества в образе быка. Однако в классической афинской интерпретации вся история о вероломном Миносе, свирепом Минотавре и безумной Пасифае обрела сугубо негативный окрас. Трагической судьбе Пасифаи была посвящена драма «Критяне», написанная Еврипидом. В одном из немногочисленных сохранившихся фрагментов этого текста царица Крита, уже родив Минотавра, оправдывается, судя по всему, перед Миносом:

Если бы я <…> втайне отдалась другому мужчине
Ты был бы вправе осудить меня
как блудницу; но это произошло не по моей воле;
я страдаю от безумия,
насланного богом.
Это невозможно!
Что я могла увидеть в быке
чтобы оскорбить мое сердце этой постыдной страстью?

Eur. Fr. 472e K

Возможно, именно текстом «Критян» вдохновился Мастер Сеттекамини, расписавший килик c изображением Пасифаи с младенцем-Минотавром на коленях; царица, нахмурившись и поджав губы, смотрит на свое «дитя».

Краснофигурный килик

Аттика. Ок. 340-320 гг. до н.э.

Национальная библиотека Франции, отделение Монет, Медалей и Древностей

Фото: www.commons.wikimedia.org


Минос построил для сына лабиринт, куда, согласно Плутарху и Диодору, на съедение Минотавру каждые девять лет отсылали «семерых не знавших брака юношей и столько же девушек» из Афин. Тесей, оказавшийся в числе юношей в третьей партии жертв, смог убить чудовище в поединке и спастись из лабиринта с помощью Ариадны – дочери Миноса.

В «Описании Эллады» Павсаний называет имя Минотавра – Астерий (от др. греч. Ἀστερίων – звездный). Интересно, что эпитет «Звездный» носил на Крите Зевс, которого Гомер считает божественным отцом Миноса (Hom. Il. XIII, 449; Od. XI, 568). Астерием также звался его земной отец, женившийся на матери Миноса – финикийской царевне Европе, которая была похищена и привезена на Крит Зевсом, принявшим облик быка. Такое странное пересечение имен и образов в родословной Минотавра заставляет видеть в нашем монстре подлинно божественное существо.

Плутарх в жизнеописании Тесея подробнее раскрывает миф, предлагая рационалистическую его интерпретацию:
Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр [Бык], пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в «Государственном устройстве Боттии» также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.

Plut. Vit. Thes. 15

Филохор (ок. 345-260 гг. до н.э.) –
древнегреческий историк, автор сочинений по истории Аттики
Андрогей
сын Миноса. Античные авторы называют разные обстоятельства его смерти, однако сходятся в том, что именно из-за нее Минос стремился покарать афинян
Рациональное объяснение мифа, однако в более романтическом ключе, дает и Лукиан. В трактате «Об астрологии» он приводит следующее обоснование истории Пасифаи, перекликающееся со «звездным» именем Минотавра:
Скорее всего, Дедал показал Пасифае созвездие Тельца; та была очарована Астрологией – на том и было основано предание, что Дедал сочетал ее браком с быком.

Luc. On astrology


В визуальном искусстве устойчивый образ человекобыка сложился не сразу. При всей поэтичности описаний монстра и его противоестественной природы, античные авторы не останавливаются на физиологической стороне вопроса – непонятно, как именно в теле монстра соединялись бычья и человеческая сущность. Первые попытки изобразить Минотавра отличаются разнообразием: так, на раннекикладской рельефной вазе, дошедшей до нашего времени со значительными утратами, Минотавр предстает скорее как кентавр – бычье тело, судя по всему, должна была венчать человеческая голова.

Рельефная амфора

Киклады, ок. 760 г. до н.э.

Базельский музей древностей

Фото: antikenmuseumbasel.zetcom.net

Привычная нам иконография Астерия с человеческим телом и бычьей головой, видимо, появляется и распространяется довольно рано. Сложность в том, что далеко не все встречающиеся нам ранние изображения бычеголовых существ следует считать именно Минотавром – часто это некие анонимные декоративные или апотропейные фигуры.

Вместе с тем уже в VII в. до н. э. появляются изображения непосредственно мифа о Тесее и Минотавре, например, в сицилийской и коринфской вазописи. В ранних изображениях схватки Тесея с монстром подчеркивается скорее человекоподобность последнего: так, на сицилийском стамносе середины VII в. до н. э. он предстает в набедренной повязке. Позже, уже в аттической вазописной традиции, в его образе будет всячески подчеркиваться именно звериная природа. При этом формула, выбранная вазописцем, напротив, оказалась крайне устойчивой: изображение Тесея, схватившего Минотавра за рог, встречается в вазописи самых разных регионов: от Коринфа до Аттики.

Бронзовая статуэтка

Аттика (?). 710-700 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr

Стамнос

Сицилия, 660-650 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr


Постепенно устанавливаются и характерные для этого сюжета композиционные схемы: чаще всего Минотавр изображается в схватке с Тесеем или убегающим от него. Сам поединок мог представляться в разных фазах – монстр изображался как сражающимся, так и уже поверженным, в стандартной позе коленопреклоненного бега.

При этом некоторые региональные вариации мифа и его художественной интерпретации сохраняются: так, например, в рельефной декорации трона в Амиклах, который описывает Павсаний, среди многочисленных героев были и Тесей с Минотавром. Необычную трактовку этой сцены отмечает сам периегет: «…но почему Батикл изобразил Тесея ведущим так называемого Минотавра, связанным и живым, я не знаю» (Paus. Descr. Graec. III. 18. 11).
Трон в Амиклах
трон, предназначенный для статуи Аполлона в местном святилище
Батикл –
создатель статуи Аполлона в Амиклах согласно текстам античных авторов
В середине VI в. до н. э. сюжет о Минотавре и сам Минотавр как герой становятся устойчивым мотивом в искусстве Аттики. При этом афинские мастера максимально нивелируют человеческие черты Минотавра и подчеркивают его звериную природу, тем самым противопоставляя его своему герою – Тесею. Как правило, Минотавр изображается обнаженным, с шерстью или пятнами, напоминающими рисунок звериной шкуры, на его коже. 

Добавляются и другие зооморфные элементы – например, бычий хвост. Его звериную дикость подчеркивает и оружие – камень, который становится постоянным атрибутом монстра. Тесея же, в противоположность, изображают с «цивилизованным» оружием – мечом.

Чернофигурный килик

Мастер Тлезона, Аттика, ок. 550 г. до н.э.

Музей искусств Толидо

Фото: www.toledomuseum.org

Краснофигурный килик

Аттика, Ок. 500 г. до н.э.

Музей Эшмола

Фото: www.ashmolean.org

Постепенно наибольшее распространение получают сцены с уже поверженным Минотавром: в V веке появляется композиционная схема, где Тесей волочит за собой тело чудовища.
В целом сюжет о Минотавре именно в этот период становится невероятно популярным среди аттических вазописцев, благодаря активно развивавшемуся культу Тесея – национального героя Афин. Однако сохранились и скульптурные изображения легендарного поединка, например, в метопах сокровищницы афинян в Дельфах и Гефестейона на афинской Агоре. В этих рельефах делается акцент на выразительном противостоянии, напряженной пластике тел соперников.

Тесей и Минотавр

Метопа Сокровищницы афинян в Дельфах, ок. 490 г. до н.э.

Фото: www.wikimedia.commons.org

Тесей и Минотавр

Метопа Гефестейона, V в. до н.э.

Фото: www.ascsa.edu.gr


Этруски изображали Астерия совсем по-другому. С одной стороны, именно они наиболее часто обращаются к сюжетам из детства Минотавра: на ряде рельефов, украшающих этрусские саркофаги, монстр также показан младенцем на руках у своей матери. При этом в этрусском искусстве наиболее выразительно демонстрируются жестокость и кровожадность Минотавра: так, на бронзовом рельефе из археологического музея во Флоренции монстр держит в руках труп своей жертвы. Скульптор делает его фигуру неестественно огромной, он почти в два раза крупнее убитого им человека. На другом, уже каменном, рельефе саркофага Астерий изображен с огромной, судя по всему, человеческой костью во рту. Если у греков Минотавр часто представал побежденным – проигрывающим или вовсе уже убитым, этруски видят в нем сильного и опасного соперника: исход поединка далеко не всегда очевиден.

Бронзовый рельеф

Археологический музей Флоренции

Фото: www.weblimc.org

Саркофаг

Музей Гарначчи

Источник прорисовки: Körte, Gustav; Brunn, Heinrich von: I rilievi delle urne etrusche

В римском искусстве Астерий, напротив, часто изображается уже поверженным – как, например, на помпеянской фреске I века н.э. В центре композиции помещен афинский герой, окруженный чествующими его людьми; фигура Минотавра расположена слева, видна лишь его голова и небольшой фрагмент тела.

Тесей и Минотавр

Настенная роспись из дома Гавия Руфа, I в. н.э.

Национальный археологический музей Неаполя

Фото: www.commons.wikimedia.org

В римской скульптуре изображения Минотавра также встречаются, однако наиболее популярны они среди напольных мозаик. Чаще всего Тесей и его противник представлены в центре лабиринта, окруженными его причудливым геометризованным «орнаментом». Такая композиция, конечно, как нельзя лучше подходила для украшения вилл, и, возможно, имела не только декоративный, но и аллегорический или даже апотропейный смысл. Иногда этот миф трактуется – будто вслед за Лукианом – в символическом ключе; Астерия ассоциируют с астрологическими героями, а лабиринт – с подземным царством мертвых.

Фрагмент саркофага

Рим, 175-225 гг. до н.э.

Лувр

Фото: www.collections.louvre.fr

Мозаика Тесея

Напольная мозаика из виллы в Лойгерфельдерне, IV в н.э.

Венский музей истории искусств

Фото: www.commons.wikimedia.org

Сама иконография поединка претерпевает некоторые изменения по сравнению с греческой: так, Тесей чаще изображается с дубинкой, а не с мечом. Иногда он и вовсе безоружен и сходится с монстром в рукопашном бою.

Исследовательница Сьюзан Вудфорд отмечает, что сам по себе Минотавр – несколько странный монстр, унаследовавший наиболее слабые качества как животной, так и человеческой природы. Человеческое тело венчается бычьей головой: таким образом, он одновременно физически слаб и лишен человеческого разума. Интересно, что это же отмечает и, например, Павсаний:

Тесей и Минотавр

Мозаика из Формии. Ок. 100-90 гг. до н.э.

Археологический музей Неаполя

Фото: www.ancientrome.ru


Вне зависимости от причин происхождения этого загадочного образа, интересно то, что практически с самого появления мифа Минотавр кажется довольно неоднозначным героем, его образ меняется в зависимости от восприятия сюжета в тот или иной период. Так, в античном искусстве Минотавр предстает и младенцем на коленях у матери, и кровожадным чудовищем, поедающим свою жертву; и агрессором, и жертвой; и ожесточенно сражающимся, и поверженным у ног Тесея.

Такая амбивалентность, «вшитая» в образ Минотавра, позволяет ему обрести почти романтические черты в искусстве XX века – причем не только в визуальном, но и в литературе. Так, Хорхе Борхес пишет рассказ «Дом Астерия», где повествование ведется от лица человекобыка, ждущего своего «избавителя» – Тесея. В работах Пабло Пикассо образ Минотавра (как и Быка) играет огромную роль, причем диапазон его смыслов очень широк. Особенно поразителен графический лист из цикла «Сюита Воллара», где будто смешиваются темы античного амфитеатра и испанской корриды – на фоне бесконечных лиц зрительного зала Минотавр предстает в образе жертвы, страдающего героя.

Умирающий минотавр

Пабло Пикассо, графический лист из серии "Сюита Воллара"

Фото: www.fundacionmapfre.org


Woodford S. Minotaur // LIMC VI, 1992. P. 575-81

Simantoni-Bournia E. Minotaur: The acclimatization of a Cretan hybrid in the Cyclades // Kreta in der Geometrischen und Archaischen Zeit. Akten des Internationalen Kolloquiums am Deutschen Archäologischen Institut, Abteilung Athen 27. – 29. January 2006