RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Елизавета Бойко

Трон в Амиклах

Памятник, известный как Трон в Амиклах или Амиклейон – это архаический храм, который находился в святилище Аполлона, Афины Меднодомной и Артемиды Орфии в Амиклах, сакральном центре под контролем Спарты (само название Амиклы происходит от имени легендарного царя Спарты, отца Гиацинта и сына Лакедемона).

Одному из исследователей Трона, Генриху Брунну, принадлежит известная фраза: «Без света филологии археология слепа». Однако подробное словесное описание, оставленное Павсанием, породившее огромную научную дискуссию об этом памятнике, не столько проясняет картину, сколько порождает вопросы[1]. С археологией дело обстоит не лучше. Хотя само святилище исследовано и на его территории найдено большое число разных архитектурных элементов[2], место и фундамент Трона по сей день не идентифицированы. Вероятно, храм находится под византийской церковью святого Кириака, которая расположена тут же.


Археологическая зона в святилище Аполлона
Фото Екатерины Михайловой и с официального сайта проекта.
Таким образом этот памятник во многом остается для нас «виртуальным». Мы обладаем лишь двумя «слепками» с исчезнувшего оригинала, которые сложно совместить друг с другом. Первый – словесное описание Павсания, подробное и красочное, второй – археология святилища, тоже по-своему подробное свидетельство, но никоим образом не отвечающее на вопросы, которые ставит текст.
Датировка
По всей видимости храм был построен до того, как Спарта «закрылась» от искусства и торговли, до законов о роскоши и милитаризации полиса. Амалия Фаустоферри связывает этот проект с представителем одной из спартанских династий – Анаксандридом Агиадом[3], который правил в Спарте середине VI в. до н.э. (в Спарте существовали две параллельные династии – Агиады и Еврипонтиды, – цари которых не всегда ладили).

Трон снизу поддерживали антропоморфные опоры — кариатиды[4] – элемент, который в эпоху архаики использовался исключительно в постройках ионического ордера, и присутствие его на лаконской земле, вероятно, связано с привлечением ионийского архитектора, прибывшего из Магнезии. О Батикле не известно ничего, кроме того, что говорит Павсаний. Предполагается, что он был современником Креза[5] и расцвет его деятельности приходится на середину VI в. до н.э. На этом основании А. Фаустоферри предлагает датировать Трон временем около 560–550 гг. до н.э., ссылаясь также на стилистическую близость с архаическим храмом на о. Эгина, на месте которого был позже построен знаменитый классический храм.

Кариатиды сокровищницы Сифносцев в Дельфах

Фото: https://books.openedition.org/pulg/189, https://alchetron.com/Siphnian-Treasury

Скульптурная декорация
Без Павсания немыслим разговор об облике и реконструкции Трона, поэтому приведем некоторые фрагменты его текста в переводе:

...Чей ученик был этот Батикл и при каком лакедемонском царе был сделан этот трон, я все это опущу, но я сам видел этот трон и опишу то, что я видел на нем...


То место трона, где должен восседать бог, является не сплошным, но состоит из ряда сидений: около каждого сиденья остается свободное место; среднее сиденье — самое обширное из всех и на нем стоит статуя бога. Я не знаю никого, кто измерил бы ее точной мерой, но так, на глаз, можно было бы дать верных тридцать локтей. Это творение не Батикла, но очень древнее и сделанное без всякого искусства. Если не считать того, что эта статуя имеет лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной (бронзовой) колонне. На голове статуи шлем, в руках — копье и лук. Пьедестал этой статуи представляет форму жертвенника и говорят, что в нем был похоронен Гиакинф и что во время праздника Гиакинфий еще до жертвоприношения Аполлону они приносят жертвы, как герою, этому Гиакинфу, проникнув в этот жертвенник через медную дверь: эта дверь у жертвенника находится налево.

[19.1.]

Реконструкции трона в Амиклах

Авторы (слева направо): Катрем де Квинси (1814), Теодор Пиль (1852), Адольф Фуртвенглер (1893)

Источник: https://amyklaion.gr/en/monuments/throne/

Из текста следует, что сооружение представляло собой нечто неординарное, – это было и здание, и одновременно колоссальная скульптура с богатой и подробной изобразительной программой в архаическом вкусе. Амиклейский храм был построен ионийским архитектором Батиклом как постамент для древнего ксоана – культовой статуи Аполлона, над могилой местного героя Гиацинта (Гиакинфа). Таким образом храм был одновременно и герооном – святилищем героя, где располагалась его гробница. Судя по описанию, это произведение являлось комбинацией нескольких сложных структур. Конструктивная структура представляла собой здание, оформленное в виде трона. Поверхность его была покрыта фигуративными рельефами (возможно, это были деревянные резные панели[6]), программа которых определяла нарративную структуру ансамбля. Еще одна структура задавалась ритуалом и культовым зонированием пространства, но об этом ничего не известно.

Реконструкции трона в Амиклах

Авторы (слева направо): Ролан Мартин (1974), Эрнст Роберт Фихтер (1904 ), Людвиг Руль (1854)

Источник: https://amyklaion.gr/en/monuments/throne/

«Излагать подробно содержание каждого рельефа на троне было бы скучно для читателей, но я скажу вкратце, так как вообще это произведение хорошо известно, что там изображено» – пишет Павсаний, после чего пускается в длинное перечисление многочисленных фигур и сюжетов, изображенных на троне.

Приведем небольшой фрагмент:

…мы видим, как Посейдон и Зевс увлекают Тайгету, дочь Атланта, и ее сестру Алкиону; изображены там и Атлант, и единоборство Геракла с Кикном, и битва Геракла с кентаврами у Фола. Но почему Батикл изобразил Тесея ведущим так называемого Минотавра, связанным и живым, я не знаю. На троне изображена и пляска у феаков, представлен и Демодок, <поющий на пиру>. Изображена и победа Персея над Медузой. Дальше изображается сражение Геракла с одним из гигантов, Фурием, и битва Тиндарея против Эврита; есть там и похищение дочерей Левкиппа. Там изображается, как Диониса, еще юного, несет на небо Гермес, а Геракла ведет Афина, чтобы впредь он жил там вместе с богами.


Изображен и Пелей, передающий Ахилла Хирону на воспитание, который, как говорят, его и обучал. Тут же Кефал, похищаемый за красоту Гемерой. Вот боги несут на свадьбу Гармонии свои дары. Изображено здесь и единоборство Ахилла с Мемноном; дальше Геракл наказывает фракийского <царя> Диомеда, а на реке Эвене – Несса. Вот Гермес ведет на суд к Александру (Парису) трех богинь. Адраст и Тидей прекращают бой между Амфиараем и Ликургом, сыном Пронакта…


….Беллерофонт убивает в Ликии чудовище, и Геракл гонит быков Гериона. На верхнем краю трона с обеих сторон на конях – сыновья Тиндарея. Под конями у них изображены сфинксы, а наверх бегут дикие звери, с одной стороны – леопард, с другой, над Полидевком – львица. На самом верху трона изображен хоровод магнесийцев, помогавших Батиклу в создании трона.

Уже из этих отрывков видно, насколько насыщенной и пестрой была сюжетная программа декорации Трона. Поиск ее логики в нарративах, описанных Павсанием, не дает покоя исследователям: вариантов прочтения программы довольно много[7]. Среди них версия Г. Брунна кажется наиболее убедительной и гениальной в своей простоте[8]. Брунн увидел в порядке следования нарративных композиций определенную гармонию, некий ритм, согласно которому он разделил все сюжеты на три равные части. В каждой из трех частей он пытался найти внутреннюю симметрию – и тематическую, и композиционную. По идее Брунна, каждая из сторон Трона в центре содержала изображение дворцовых покоев и расположенные относительно центра попарно рифмующиеся сюжеты (см. схему): например, на первой стороне, которую описывает Павсаний, в центре изображен гомеровский хор феаков (вероятно, в царских покоях), справа и слева от этой сцены были «сцены борьбы героя с полиморфом»: Персея с Медузой и Тесея с Минотавром. Еще дальше от центра, по мнению Брунна, были помещены «сцены борьбы героя с получеловеком» – Геракла и гиганта Фурия и Геракла и кентавра Фола. Еще дальше – «борьба героя с героем»: борьба Тиндарея и Еврита с одной стороны, и Геракла и Кикна – с другой. Фланкируют эту сторону сцены похищения: двух дочерей Левкиппа Диоскурами и двух гесперид – Тайгеты и Алкионы – Посейдоном и Зевсом.

Схема Брунна (воспроизводится по A. Фаустоферри)

Одинаковым цветом показаны композиционные или тематические переклички

1 слайд – трон снаружи, 2 слайд – трон внутри

Следующая сторона также, по мнению Брунна, имела в центре «дворцовую» сцену со свадьбой Гармонии. С одной стороны она фланкировалась сценой суда Париса, а с другой – Гермесом, ведущим Диониса и трех нимф на небо. Хотя в этом случае композиции все еще рифмуются, в некоторые моменты непререкаемая логика схемы распадается. Третья сторона не подразумевает «дворцового» сюжета, и Брунну приходится его «выдумывать» – он реконструирует изображение покоев Аида, которое Павсаний не упомянул. Такая реконструкция объясняется тем, что сюжет фланкируют две «хтонические» сцены: встреча Геракла и Кербера и Геракла и Гидры.

Изображенные мифы подчеркивали происхождение спартанских царей – например, от Зевса у Тайгеты родился легендарный царь Спарты Лакедомон, давший свое имя области Лакедемонии – Лакедемон был отцом Амикла, в честь которого получило названо селение, где находился Трон, – а сыном Амикла был Гиацинт, здесь захороненный. Диоскуры, похищающие дочерей Левкиппа, тоже изображены неслучайно: они являются потомками Лакедемона и Амикла.
Тема двух братьев (будь то боги или Диоскуры) или двух сестер (будь то Левкиппиды или Геспериды) возникает на Троне тут и там. Вероятно, такая композиционная парность символизирует две ветви рода Гераклидов – два царских дома – Агиадов и Еврипонтидов[9].

Некоторые темы демонстрируют внимание к Беотии и Фивам. Например, от союза Алкионы и Посейдона родился беотийский царь Гирией, а последний сюжет, упомянутый Павсанием – это сцена посмертного почитания Гектора (в Спарте!). Его останки были захоронены в Фивах, а жена Андроомаха была фиванской царевной.

Примечательно, что сюжеты, о которых говорит Павсаний, игнорируют главное божество святилища – Аполлона Амиклейского. Вообще, Аполлон был изображен в декорации Трона лишь один раз: в интерьере, в паре с сестрой Артемидой. Таким образом, нарративная и культовая структуры почти не имеют явных точек пересечения.
Форма трона
Археологические данные говорят о том, что постройка была, вероятно, двухъярусной, имела артикулированные дверные проемы, и в ней использовались элементы дорического и ионического ордеров (дорические колоннады двух типов, ионические консоли). Кроме того, были найдены базы в форме львиных лап, на которые опирались пилястры. Однако, как уже говорилось, это не было здание в привычном смысле. Поскольку Павсаний говорит о ножках трона (III. 18. 10) и о том, что можно было войти под престол «Если войти под трон со стороны тритонов, то там с внутренней стороны изображена охота на калидонского вепря и Геракл, убивающий детей Актора» (III. 19. 15), кажется вполне вероятным, что здание не просто называлось троном, но действительно по форме напоминало трон. Эта точка зрения подтверждается изображениями похожей структуры на монетах Эна/Энеза, которые представляют собой обычный трон или кресло[10].

Монеты из Эйноса

357-341 гг. до н.э.

Фото: https://en.numista.com/catalogue/pieces462158.html

Хотя последние реконструкции вольно трактуют слово «трон» – то есть воспроизводят здание без спинки и лишь отдаленно напоминающим престол – более обоснованной выглядит старая реконструкция Адольфа Фуртвенглера[11]. Согласно Фуртвенглеру сооружение представляло собой деревянный стоечно-балочный трон с артикулированным сидением выше уровня земли.[12] В пользу этой реконструкции говорит и описание фидиевской статуи Зевса (III.5.11): Павсаний сообщает, что под олимпийский трон нельзя войти, подобно тому, как это можно сделать в Амиклах. Такое сравнение позволяет нам думать, что олимпийский и спартанский троны были в целом похожи.

Архитектурные детали "Трона Аполлона" в Амиклах

Музей Спарты

Фото: Е. Михайлова

Вероятно, по замыслу Батикла, Амиклейон должен был напоминать предмет мебели. Хотя были найдены карнизы, фрагменты дорического метопно-триглифного фриза не обнаружили, таким образом, антаблемент Трона, вероятно, не выглядел полноценным ордерным элементом. Вероятнее всего, наш памятник, действительно, напоминал троны, существующие в мире вещей и изображений. Надо сказать, что троны меньшего размера в разные периоды (в том числе в архаике) уподоблялись архитектурным конструкциям, как в Греции, так и на Ближнем Востоке. Часто вместо опор использовались антропоморфные фигурки. Среди греческих примеров можно привести статуи сидящих богинь из сицилийского полиса Моргантины.

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала в Ниневии

Ассирия, 645-640 гг. до н.э.

Британский музей

Фото: © The Trustees of the British Museum

Терракотовый трон с антропоморфными опорами из Моргантины

Музей истории искусств, Вена

Фото: А. Деваев

Переиспользованные львиные лапы из Трона в Амиклах

Фото: https://amyklaion.gr/en/monuments/throne/#gal3-gallery_0008_1345-5

Они были выполнены в смешанной технике (лицо, руки и ноги – из белого мрамора, тела и одежды – из других материалов) а их троны, фрагменты которых хранятся в Музее истории искусств Вены, были терракотовыми и имели поддерживающие фигуры в виде кариатид. Представляется, что трон в Амиклах воспроизводил структуру, похожую на моргантинские статуи – на львиных лапах, с антропоморфными опорами, которые поддерживают сидение трона со статуей на нем. На Востоке и на Западе Трон всегда ассоциировался с темой власти, человеческой или божественной, и включенные в его состав образы должны были восприниматься как часть иерархии, некой властной структуры. Вероятно, ту же идею несли фигуры амиклейского Трона, поддерживающие платформу со статуей Аполлона.

Фрагмент рельефа из дворца Синнехериба в Ниневии

Ассирия, 700-692 гг. до н.э.

Британский музей

Фото: © The Trustees of the British Museum

Фрагмент фриза сокровищницы сифносцев в Дельфах

VI в. до н.э.

Археологический музей в Дельфах

Фото: https://www.flickr.com/photos/5telios/4089960635/

Всадники (фрагменты акротериев храма Диоскуров и святилища Мараса в Локрах)
II половина V в. до н.э.
Национальный археологический музей Реджо-ди-Калабрия
Вместо заключения
Хотя данные о храме Аполлона в Амиклах невозможно свести к единому знаменателю, равно как и реконструировать внешний вид здания или его изобразительную программу, Амиклейон представляется гениальной постройкой, опередившей свое время. Описывая консоли и капители Амиклейона, А. Фаустоферри пишет, что, хотя пропорционально они похожи на памятники 560-х гг. до н.э., проработка деталей Амиклейона несравнимо сложнее и тоньше[13]. Исследовательница предполагает, что это могло быть новаторское, программное произведение архитектуры и скульптуры эпохи архаики. Действительно, некоторые элементы, судя по всему, впервые появляются именно в Амиклах (если принять датировку Трона серединой VI в. до н.э.).

Таковы антропоморфные опоры, которые чуть позднее применяются в ионийских постройках святилища Аполлона в Дельфах, а затем в архаическом Селинунте и в раннеклассическом Акраганте. Таковы фигуры cфинксов и всадников в верхней части здания – в Локрах Эпизефирских на юге Италии было найдено две такие акротериальные скульптуры, и еще одна похожая, но на месте сфинкса – тритон[14] (На верхнем краю трона с обеих сторон на конях сыновья Тиндарея. Под конями у них изображены сфинксы, а наверху бегут дикие звери (Paus. III.9.8)).

И все же главное очарование Амиклейона кроется не в его предполагаемом новаторстве, а в том, что его подлинный облик ускользает от нас, он неуловим:

Heard melodies are sweet, but those unheard are sweeter;

therefore, soft pipes, play on [15].


AMNG II = Münzer, F. Strack, M.L. Die antiken Münzen von Thrakien. Die antiken Münzen Nord-Griechenlands. Vol. II. Berlin, 1912.
Brunn H. Uber den Parallelismus in der Komposition altgriechischer Kunstwerke // RbM 5, S.321-46. 1847
Buschor E. and von Massow W. Vom Amyklaion // AM 52, S. 1-85. 1927.
Delivorrias A. The Throne of Apollo at the Amyklaion: Old proposals, new perspectives. // Sparta and Laconia: From Prehistory to Premodern / eds. W. G. Cavanagh, C. Gallou and M. Georgiadis, 133-35. British School at Athens. 2009.
Faustoferri A. Il trono di Amyklai e Sparta: Bathykles al servizio del potere. Perugia, 1996.
The throne of Apollo at Amyklai. Its significance and chronology. // Sculpture from Arcadia and Laconia. Proceedings of an international conference held at the American School of Classical Studies at Athens, April 10 – 14, 1992 / eds. O. Palagia and W. D. E. Coulson, 159-66. Oxford, 1993.
Fiechter E. Amyklae. Der Thron des Apollon // JdI 33:107-245. 1918.
Furtwängler A. Meisterwerke der griechischen Plastik. 689-732. Leipzig, 1893.
Klein W. Zum Thron des Apollo von Amyklae // AA 37: 6-13. 1922.
Overbeck J. Geschichte der griechischen Plastik für Künster und Kunstfreunde I, S. 86-9. Leipzig, 1857.
Pyl, T. Der Amyklatische Thron // AZ 10, S. 465-76. 1852.
Watkiss Lloyd W. The Throne of amyclaean Apollo // The Museum of Classical Antiquities 6: 132-160. 1852.

Павсаний. Описание Эллады, III.18

Археологические отчеты: https://amyklaion.gr/en/



RANDOM STUDIES
Все статьи:
Brunn 1847, воспроизведено по Faustoferri 1996, fig. 16-17.
Пропетые мелодии нежны, а непропетые – еще нежнее

Джон Китс «Ода к греческой вазе» / John Keats "Ode on a Grecian urn".
перевод Григория Кружкова
Orsi P. Il tempio dorico a casa Marafioti // Notizie degli scavi di antichità, – Serie V, Vol. VIII, Supplemento 1911, – P. 47; De Franciscis A. Gli acroteri marmorei del tempio di Marasà a Locri Epizefiri // RM 67, 1960 – P. 1-28.
Faustoferri, P. 297-359
Поддерживают этот трон спереди две Хариты, а сзади — две Горы; налево стоят Ехидна и Тифон, направо — тритоны...
Paus.III.9.8.
Более подробную информацию см. на сайте https://amyklaion.gr; а также см. Delivorrias 2009.
Павсаний сообщает, что подарок из золота, присланный Крезом, использовался спартанцами для украшения изображения амиклейского Аполлона [Paus. III. 10. 8], и было высказано предположение, что это «украшение изображения» относится к изготовлению престола.
Faustoferri 1996, P. 291-294.
Delivorrias 2009, P. 134.
Вот некоторые труды
Brunn H. Uber den Parallelismus in der Komposition altgriechischer Kunstwerke // RbM 5, 1847, 321-46; Furtwängler, A. Meisterwerke der griechischen Plastik. 689-732. Leipzig, 1983; Fiechter, E. Amyklae. Der Thron des Apollon. JdI. 33:107-245. 1918; Buschor E. and von Massow W. Vom Amyklaion // AM52, S. 1-85. 1927; Faustoferri, A.Il trono di Amyklai e Sparta: Bathykles al servizio del potere. Perugia, 1966; The throne of Apollo at Amyklai. Its significance and chronology. In: Sculpture from Arcadia and Laconia. Proceedings of an international conference held at the American School of Classical Studies at Athens, April 10 – 14, 1992, eds.O. Palagia and W. D. E. Coulson, 159-66. Oxford, 1993; Delivorrias, А. The Throne of Apollo at the Amyklaion: Old proposals, new perspectives. // Sparta and Laconia: From Prehistory to Premodern / eds. W. G. Cavanagh, C. Gallou and M. Georgiadis, 133-35. British School at Athens.2009
Brunn 1847; Pyl 1852; Watkiss Lloyd 1852; Overbeck 1857; Klein 1922; Fürtwangler 1893; Faustoferri 1996, fig. 32-33.
С этой стороны интересной фигурой выглядит Тиндарей, представитель первой спартанской династии. Он был изгнан, но потом вернулся и стал царем во второй раз. Этим событиям посвящена сцена боя Тиндарея с Евритом, а также изгнание Гераклом детей Актора из Спарты – именно благодаря этим событиям Тиндарей вернулся в Спарту как истинный царь. Тиндарей и Еврит – потомки братьев Зевса и Посейдона.
AMNG II# 259, # 367
Furtwängler 1893, P. 706, fig. 136.
Археологически засвидетельствовано сочетание в Троне мраморных и деревянных деталей в конструкции и использование деревянной реи/решетки на уровне «простой» колоннады.