Плутарх. Моралии. О любопытстве. XXXIX. 520E
(пер. Н. В. Брагинская)
Мотив оказывается органично вписан в окружающий контекст:
гимнасий в эллинистическом мире – место физического и духовного воспитания молодых людей. Есть даже мнение, что образ Аполлона мог быть оставлен одним из эфебов, обучавшихся в гимнасии, который таким образом продемонстрировал свои навыки в рисовании [1]. Но не исключено, что рисунок был наделен определенными вотивными (посвятительным) функциями. Сам образ Аполлона Стреловержца (а именно таким он представлен в бельведерской статуе) – это образ божества-победителя в агоне. Его победа над змеем Пифоном сделала место битвы – Дельфы – известнейшим святилищем Эллады. Кроме того, нельзя забывать и о важности культа Аполлона на самом Делосе – священном острове, который считался местом рождения бога. И на Делосе, и в Дельфах греки чтили своего покровителя, воздвигая храмы и устраивая мусические и спортивные состязания в его честь.
Прорисовка поверхности гермы в гимнасии. Делос
Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. Tafel 36 – 764
(др. греч. ἀγών) — состязание у греков и римлян. В Греции агоны могли быть атлетическими, музыкальными, художественными, театральными и т.д.
(др.-греч. ἔρμα — столб) — столб, увенчанный головой или бюстом божества. Изначально — изображение Гермеса, покровителя границ и переходов. Гермы устанавливались на дорогах и у ворот. Позже появились гермы других божеств и даже портретные.
(др.-греч. ἔφηβος) — в Древней Греции юноша, достигший возраста обретения полных гражданских прав (от 16 до 18 лет в зависимости от полиса).
(от церк.-слав. и҆́мⷬ҇къ, и҆́мⷬ҇е, и҆́мѧ рекъ — «назвавши имя») в значении "некто", "такой-то"