RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Эльдар Керимов

Граффити с Аполлоном из гимнасия на Делосе

О том, как классические статуи копировались в античных граффити
Разве так уж трудно не читать по дороге надписи на могилах? И разве так тяжело, гуляя по городу, отводить взгляд от надписей на стенах? Если, конечно, при этом внушать себе, что ни примечательного, ни полезного там ничего не написано, а только имярек помянул добром имярека, такой‑то, мол, — лучший из друзей; и многое другое, полное подобного же вздора. Казалось бы, от такого чтения нет никакого вреда, но незаметно оно все же вредит, потому что внушает помыслы о том, что нас не касается.

Плутарх. Моралии. О любопытстве. XXXIX. 520E

(пер. Н. В. Брагинская)

Примером использования по-гречески классического изобразительного языка в античном граффити можно считать образ Аполлона, оставленный неким Мезаргом на герме в гимнасии Делоса. Это изображение – прямой оммаж одному из ключевых образцов эллинистической пластики, наиболее знаменитой версией которого является Аполлон Бельведерский. Особенно примечательно, что автор граффити, ссылаясь на общеизвестный оригинал, показывает божество в почти фронтальном развороте, то есть в том ракурсе, в каком оригинальная статуя смотрелась бы наиболее выигрышно. Анатомический рисунок тела проработан беглыми линиями внутри контура, что придает даже ощущение рельефности и объемности изображению.

Граффити с образом Аполлона
Graffito на мраморе. Эллинистическое время
Делос, герма в гимнасии
Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. Abb. 47
Римская мраморная копия статуи Аполлона
Оригинал выполнен Леохаром. IV в. до н.э.
Музей Пия-Климента, Ватикан
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Apollon_Belvedere_-_Musei_Vaticani_-_1015#/media/File:Apollo_of_the_Belvedere.jpg

Мотив оказывается органично вписан в окружающий контекст:

гимнасий в эллинистическом мире – место физического и духовного воспитания молодых людей. Есть даже мнение, что образ Аполлона мог быть оставлен одним из эфебов, обучавшихся в гимнасии, который таким образом продемонстрировал свои навыки в рисовании [1]. Но не исключено, что рисунок был наделен определенными вотивными (посвятительным) функциями. Сам образ Аполлона Стреловержца (а именно таким он представлен в бельведерской статуе) – это образ божества-победителя в агоне. Его победа над змеем Пифоном сделала место битвы – Дельфы – известнейшим святилищем Эллады. Кроме того, нельзя забывать и о важности культа Аполлона на самом Делосе – священном острове, который считался местом рождения бога. И на Делосе, и в Дельфах греки чтили своего покровителя, воздвигая храмы и устраивая мусические и спортивные состязания в его честь.


Прорисовка поверхности гермы в гимнасии. Делос

Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. Tafel 36 – 764


Langner M. Antike Graffitizeichnungen. Motive, Gestaltung und Bedeutung. S. 97
Агон

(др. греч. ἀγών) — состязание у греков и римлян. В Греции агоны могли быть атлетическими, музыкальными, художественными, театральными и т.д.

Герма

(др.-греч. ἔρμα — столб) — столб, увенчанный головой или бюстом божества. Изначально — изображение Гермеса, покровителя границ и переходов. Гермы устанавливались на дорогах и у ворот. Позже появились гермы других божеств и даже портретные.

Эфеб

(др.-греч. ἔφηβος) — в Древней Греции юноша, достигший возраста обретения полных гражданских прав (от 16 до 18 лет в зависимости от полиса).

Имярек

(от церк.-слав. и҆́мⷬ҇къ, и҆́мⷬ҇е, и҆́мѧ рекъ — «назвавши имя») в значении "некто", "такой-то"

Гимнасий в Делосе.

Фото Раймонда В. и Шредера С. Дж.(Loyola University of Chicago). 1967 г.

https://luc.access.preservica.com/uncategorized/IO_1d63272f-869c-466d-ad45-478ef5ee6126/


RANDOM STUDIES
Все статьи: