RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Тамаш Кишбали

«Греческий Крёз»

Загадки куроса из Анависоса
«Курос из Анависоса» – один из знаменитых шедевров греческой архаической скульптуры. Статуя прекрасного, атлетически сложенного, нагого юноши была создана около 530 г. до н.э. Надпись на базе статуи гласит: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кройса, теперь покойного. Он был убит Ареем, сражаясь в первых рядах на поле боя» [1].

В этом материале хотелось бы рассказать о некоторых интересных деталях, связанных с этим памятником – о его судьбе в XX веке, о новых находках и гипотезах, уточняющих его древний контекст.

Верхняя половина статуи,

упакованная для транспортировки

The Strange Adventures of the “Stolen ‘Apollo’” – Now in Greece // The Illustrated London News, Oct. 9, 1937. P. 626.

Статуя куроса была найдена еще в 1930-е годы и вывезена из Греции контрабандой. Такая же участь постигла многие античные памятники – в сельских местах страны орудовали организованные криминальные группировки охотников за древностями. Тайно вывезенные предметы перепродавались европейским и американским коллекционерам. В 1937 году, однако, греческая полиция вышла на след некого М. Руссоса в Париже, в чьих руках оказался курос. Самого дельца не удалось привлечь к ответственности, но статуя была репатриирована и помещена в Национальный археологический музей в Афинах, где ее можно видеть и сегодня. Потребовалась, конечно, реставрация – для облегчения транспортировки контрабандисты разломали скульптуру на две части…

У базы с именем Кройса своя судьба. По всей вероятности, ее нашли приблизительно там же, где куроса. Надпись была опубликована в 1938 году, однако сама база осталась в неизвестном месте, в неизвестных руках. Уже после войны, в 1947 году кто-то «постучался» в Американскую школу классических исследований в Афинах и предложил купить камень. Таинственный продавец утверждал, что это – база от другого, так называемого «Нью-йоркского куроса», который попал в Метрополитен-музей еще в 1932 году . Мол, «американцы, купите к своему куросу базу». Сделка не состоялась, и судьба базы осталась неизвестной. В итоге лишь в 1954 году некто – «друг греческих древностей», пожелавший остаться анонимным, – подарил ее музею.

Курос из Анависоса. Мрамор.
Ок. 530 г. до н.э. Национальный археологический
музей в Афинах. Фото автора.
База с именем Кройса. Мрамор. Национальный археологический
музей в Афинах.
Фото F. Tronchin.

Так что, положа руку на сердце, мы не можем быть до конца уверены, что база принадлежит именно этой статуе. Предполагаемое место находки, размер, особенности надписи указывают на то, что это более чем возможно. Но даже если вдруг наш курос – не Кройс, надпись остается подлинной, и ставит множество вопросов.

В первую очередь, необходимо поговорить об имени. Ведь оно не греческое. Кройс (Κροῖσος) – имя лидийского происхождения. В русскоязычной традиции оно закрепилось в немножко другой форме – Крёз. Так звали лидийского царя, знаменитого своим богатством. Почему такое «экзотическое» имя появляется в VI веке до н.э. на аттическом надгробном памятнике?

Наиболее вероятно, что этот молодой греческий воин происходил из знатной афинской семьи Алкмеонидов. Такого мнения придерживается и российский антиковед Игорь Евгеньевич Суриков [2]. Алкмеон, родоначальник семейства, бывал в Сардах в качестве посла, и, согласно Геродоту, получил ценные дары от царя Крёза за оказанные услуги (Геродот. История. VI.125). Афинский посол и малоазийский правитель стали связаны узами гостеприимства – ксении. Вполне вероятно, что Алкмеон назвал одного из своих сыновей в честь хозяина Сард Крёзом-Кройсом.

Более того, исследователи предполагают, что близ Анависоса могла располагаться «родовая усыпальница» Алкмеонидов. Представьте большой огражденный участок, теменос, где на протяжении многих поколений хоронили представителей этого знатного рода, устанавливали статуи и стелы, приходили чтить их память, читали надписи, совершали возлияния…

Но вернемся к имени Кройс. В 2005 году в городе Фивы в Беотии (области, граничащей с Аттикой) был найден обломок посвятительной колонны. В надписи на ней описано весьма любопытное событие. Кто-то из служителей святилища нашел «блестящий щит». Он был ранее преподнесен в храм как посвящение герою Амфиараю, однако, видимо, куда-то пропал. В честь чудесного возвращения дара его заново установили в святилище. Колонна с надписью, вероятно, служила подставкой для этого вотивного щита. А имя изначального посвятителя было, конечно же, Кройс. Здесь вспоминается сообщение Геродота о том, что лидийский царь Крёз преподнес в дар Амфиараю «щит целиком из золота и копье, древко и наконечник которого были также из чистого золота» в святилище Аполлона Исмения в Фивах (Геродот. История. I.52).

Курос из Анависоса. Мрамор.

Ок. 530 г. до н.э. Национальный археологический

музей в Афинах. Фото автора.

Однако некоторые исследователи считают, что Геродот, живший в середине V века до н.э., ошибся, приняв Кройса из надписи, которую он мог действительно видеть, за знаменитого лидийского царя. Щит же Амфиараю преподнес его тезка, Кройс из рода Алкмеонидов, «сражающийся в первых рядах».




Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции - М.: ИВИ РАН, 1999. С. 72–79.

Papazarkadas N. Two New Epigrams from Thebes // The Epigraphy and History of Boeotia. New Finds, New Prospects / Ed. by N. Papazarkadas. Leiden-Boston: Brill, 2014. P. 223–251.

Philadelphus A. The Anavysos Kouros // The Annual of the British School at Athens, 1935/1936, Vol. 36. P. 1–4.

Richter G.M.A. Kouroi. Archaic Greek Youths. A Study of the Development of the Kouros Type in Greek Sculpture. 2nd ed. London-New York: Phaidon, 1960. (No. 136 – Anavyssos Kouros)

Robinson D.M., Stevens G.P., E. Vanderpool. An Inscribed Kouros Base // Hesperia Suppl. 1949, Vol. 8. P. 361–364.

Simonton M. Two Notes on the New Croesus Epigram from Thebes // The Classical Quarterly, 2020. P. 1–6.

The Strange Adventures of the “Stolen ‘Apollo’” – Now in Greece // The Illustrated London News, Oct. 9, 1937. P. 626.

Thonemann P. Croesus and the Oracles // The Journal of Hellenic Studies, 2016, Vol. 136. P. 152–167.

Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции - М.: ИВИ РАН, 1999. С. 72–79.

Papazarkadas N. Two New Epigrams from Thebes // The Epigraphy and History of Boeotia. New Finds, New Prospects / Ed. by N. Papazarkadas. Leiden-Boston: Brill, 2014. P. 223–251.

Philadelphus A. The Anavysos Kouros // The Annual of the British School at Athens, 1935/1936, Vol. 36. P. 1–4.

Richter G.M.A. Kouroi. Archaic Greek Youths. A Study of the Development of the Kouros Type in Greek Sculpture. 2nd ed. London-New York: Phaidon, 1960. (No. 136 – Anavyssos Kouros)

Robinson D.M., Stevens G.P., E. Vanderpool. An Inscribed Kouros Base // Hesperia Suppl. 1949, Vol. 8. P. 361–364.

Simonton M. Two Notes on the New Croesus Epigram from Thebes // The Classical Quarterly, 2020. P. 1–6.

The Strange Adventures of the “Stolen ‘Apollo’” – Now in Greece // The Illustrated London News, Oct. 9, 1937. P. 626.

Thonemann P. Croesus and the Oracles // The Journal of Hellenic Studies, 2016, Vol. 136. P. 152–167.

RANDOM STUDIES
Все статьи:
Эпитафия – надгробная надпись
О контексте этой и подобных эпитафий мы рассказываем в нашей лекции «Жизнь, смерть и миф в погребальном искусстве элит Средиземноморья».
Нью-йоркский курос –
мраморная статуя, ныне в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Датируется ок. 590-580 гг. до н.э.
Лидийцы –
древний народ, проживающий на западе Малой Азии. Расцвет Лидии как царства приходится на конец VII – первую половину VI вв. до н.э. На фотографии – акрополь в Сардах, столице Лидии (совр. Сарт в Турции).
Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции - М.: ИВИ РАН, 1999. С. 76–79. - http://www.sno.pro1.ru/lib/zakon/15.htm
Амфиарай –
персонаж древнегреческих мифов, обладающий даром прорицания, участник похода «Семерых против Фив». Считалось, что его поглотила земля и он стал бессмертным героем. Почитался в Оропе в Беотии.