RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения


  • Тамаш Кишбали

Мраморные раковины

О повторениях творений природы
В морских раковинах «чрезвычайно многообразно проявилась игра природы — столько разных окрасок, столько разных по форме раковин: плоских, вогнутых, удлиненных, серповидных, шарообразных, в виде полушария, горбатых, гладких, покрытых морщинами, зазубринами, бороздками, закрученных спиралью <…>, и еще украшенных тонкими полосками, завитками, желобками, зубцами, как у гребенки, чем-то вроде черепицы, уложенной волнообразно, переплетенными прутиками наподобие решетки, отверстиями, идущими по наклонной или прямой линии, частыми пятнами, вытянутыми, извилистыми; иногда раковины соединяются короткой завязкой, иногда цепляются друг за друга всем боком; встречаются раковины раскрытые, как хлопающие ладони, или изогнутые, как горн.

Плиний Старший. Естественная история. IX.103.

(пер. Г.С. Литичевского)

У античных людей, действительно, было много причин «присматриваться» к морским раковинам. Разумеется, их ели – о кулинарном аспекте можно много всего интересного прочитать в первой книге «Пира мудрецов» Афинея. Из мурексов получали ценный краситель – пурпур. А жемчуг, будто самозарождающийся и затаенный в закрытой оболочке, ценился очень высоко. Но и сами природные формы раковин являлись источником вдохновения или прямым образцом для древних мастеров.

Мотив раковины, закрытой или открытой, популярен в античной керамике. Раковина могла быть частью маленькой скульптурной группы, как на полихромном сосуде из собрания Государственного Эрмитажаℹ︎, изображающем рождение богини Афродиты. Порою сам сосуд уподоблялся раковине – что и логично, ведь сосуд – это оболочка, вместилище. Формы могут быть весьма причудливыми. На позднеархаическом арибалле из собрания музея Метрополитен двустворчатые раковины моллюска-сердцевидки соединяются вокруг единой оси, и из этого конгломерата произрастает венчик и тонкие ручки сосуда. С одной стороны, это великолепное соединение двух начал – природной формы моллюсков и искусственного объема вазы. С другой стороны, сами раковины плотно закрыты, их нельзя раскрыть привычным способом, зато их содержание становится доступным благодаря венчику.


Терракотовый арибалл (сосуд для хранения масел)
в виде трех ракушек
к. VI в. до н.э.
Аттика, Греция
Музей Метрополитен

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/251377


Существует целая группа пиксид-коробочек, созданных наподобие двустворчатой раковины моллюска-гребешка. Настоящие раковины скрепляются серебряными заклепками, или же создаются имитации створок в керамике или металле. Но о них, пожалуй, поговорю подробнее в другой раз. Сейчас же хотелось бы обратить внимание на чрезвычайно сложную «игривую» группу – на мраморные раковины V-IV веков до н.э. Их известно всего несколько в мировых собраниях – в Афинском национальном музее, в Метрополитен, в Музее Гетти.




https://www.getty.edu/art/collection/object/103SP2
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/256205
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/74/Акротерий
Акротерий из Фанагории
3-я четв. IV в. до н.э.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Мраморная раковина
ок. 400 г. до н.э.
Греция
Музей Метрополитен
Мраморная раковина
400–325 гг. до н.э.
Неизвестный художник
Музей Гетти

На первый взгляд перед нами как будто настоящая раковина. Спиралевидно закрученное основное тело раскрывается как веер с острыми, длинными, хрупкими ребрами. Но все это – рукотворно, вырезано из цельного куска мрамора. Речь здесь не о лепке из мягкой, податливой глины. Мастер, возможно, не без чувства собственного достоинства, показывает совершенное владение искусством и власть над материалом. Он способен придать камню любую сложную форму, буквально повторить творение природы – раковину «пеликанова нога» (Aporrhais pespelecani), обитателя Средиземного моря. Причудливая форма моллюска, хрупкие отростки внешней губы ставили для художника высокую планку. В мраморной раковине мастер стремился подражать существующей форме. Но греческие скульпторы, познавшие «правила игры природы», создавали и невероятные по своей органической характеристике памятники, хрупкие, ажурные подобно раковинам, как, например, акротерий из Фанагории в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.



RANDOM STUDIES
Все статьи: