По сюжету картины связаны с венециановским крестьянским жанром, с крестьянским бытом, который художник умел наделить особыми поэтическими свойствами (что в принципе характерно для сентиментализма и романтизма). Однако панно также демонстрируют неожиданно близкое знакомство художника с античным искусством, образы которого он невероятно гармонично соединяет со своим пониманием поэзии крестьянской жизни. На голубом фоне, прорастающем орнаментальными «виньетками», раскачиваются на качелях прекрасные крестьянки в рубахах с широкими рукавами, в разноцветных сарафанах, фартуках и косынках. Несмотря на народные мотивы, работы вызывают в первую очередь именно античные ассоциации - с помпеянскими фресками. В росписях так называемого «третьего помпеянского стиля» на однотонном фоне изображаются маленькие, будто игрушечные фигурки - нимфы, менады, птицы и другие мифологические существа, совершенно невесомые, порхающие в пространстве или балансирующие на тонких изящных стеблях. Плоское и объемное, весомое и невесомое, материальное и эфемерное здесь соединяются в одном фантастическом измерении.
Алексей Венецианов
Крестьянская девушка на качелях
Фрагмент декоративного панно
Государственный русский музей
Малоизвестные широкому зрителю панно из Русского музея – чуть ли не единственное прямое свидетельство интереса русского художника к античности. Однако косвенно античные реминисценции в его работах ощущаются повсеместно. Отдав предпочтение бытовому жанру, Венецианов часто придает своим картинам совсем не бытовую трактовку. Он избегает прямого нарратива, в его полотнах нет коллизии, конфликта и даже действия, при этом есть совершенно особое ощущение времени - долгого, тянущегося, наполненного звенящей тишиной. Особый колорит и монументальность образов сближает станковые работы Венецианова с фресками. Он обращается к античной идее изображения природного земледельческого цикла. Его персонажей отличает почти божественная величественность, отсутствие интереса ко всему сиюсекундному, погруженность в себя. Все это наделяет повседневные события эпической важностью.
Алексей Венецианов
Крестьянская девушка на качелях
Фрагмент декоративного панно
Государственный Русский музей