В эпоху классицизма в русской живописи, как и повсюду в европейском искусстве, проявляется особый интерес к художественной культуре античности. В это время в произведениях авторов исторических полотен подвиги реальных и мифологических героев древности, а также деяния греческих и римских богов, превращались в достойные подражания формулы поведения.
Благодаря механизму художественного иносказания языческий мир оказывался для зрителя Нового времени наполненным примерами высокой нравственности и добродетельного поведения. Особое значение придавалось теме государственности и образу идеального правителя.
О значимости античной тематики свидетельствует ее постоянное использование в Академии художеств, в том числе выпускниками, пенсионерами, педагогами и мастерами из других ведомств, прежде всего, для получения академических званий. В лекции подчеркивается, что обращение к античной теме предполагало особое внимание к классическому наследию и формированию соответствующей стилистики, в которой явственно проступало идеальное начало.
Подобный метод распространялся на любую тематику, будучи частью общезначимых в эпоху классицизма правил создания исторического полотна. И все-таки «антикизация» исторического образа приобретала исключительную силу выразительности в работах именно на античную тему, о чем свидетельствуют полотна А.П. Лосенко, И.А. Акимова, П.И. Соколова и других выпускников Императорской Академии художеств.
Лекция записана в лектории усадьбы «Архангельское» весной 2024 года.