РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ
в искусстве от Ренессанса до начала XX века

Видеокурс
«Для меня в искусстве не существует ни прошлого, ни будущего. Если произведение искусства не может всегда жить настоящим, не следует рассматривать его вообще. Искусство греков, египтян и великих художников, которые жили задолго до нас — это не искусство прошлого; возможно, сейчас оно более живое, чем когда бы то ни было».
Пабло Пикассо
1923 г.

Рецепция античности в искусстве
от Ренессанса до начала XX века

2024Rec
7 800
руб
руб

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Лекция 1. Искусство Раннего Возрождения в Италии. Античное наследие в архитектурной теории и практике

Роль античного наследия в архитектурной теории и практике, возвращение к классическому ордеру. Подражание мастерам прошлого и художественный эксперимент.
Лекция 2. Скульптура Раннего Возрождения в Италии

Расширение возможностей и жанров скульптуры на основе античного опыта. Обращение к античности у Донателло, Якопо делла Кверча и др. Ренессансное надгробие. Тема триумфа и памяти в искусстве кватроченто. Полихромия в скульптуре.
Лекция 3. Живопись Раннего Возрождения

Ренессансная перспектива, ракурс, оптические приемы. Светотень. Новое понимание объема и пространства, имитационные возможности живописи и их античные истоки. Идея картины как окна в мир. Нарративные циклы: новое понимание пространства и времени.
Лекция 4. Живопись Раннего Возрождения. Часть 2

Античные образы и сюжеты (Кастаньо, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Мантенья и др.). Значение экфрасиса: реконструкция античных картин. Интерес к «мифологизированному» пейзажу. Декорация и тема гротеска.
Лекция 5. Классический стиль Высокого Возрождения

Ведущая роль Рима в художественной жизни, понтификаты Юлия II и Льва X. Адаптация античного наследия, классическая лексика ренессансной архитектуры, работы Браманте в Риме.
Лекция 6. Живопись и скульптура Высокого Возрождения

Росписи Рафаэля и Микеланджело в Ватикане: легендарная и актуальная история, система декорации, работа с пространством. Микеланджело и античность.
Лекция 7. Искусство ренессансной Венеции и античность

Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Архитектурные трактаты, теория ордера, значение Витрувия. Союз архитектуры и живописи (П. Веронезе/А. Палладио). Античная тема у Джорджоне и Тициана.
Лекция 8. Позднее Возрождение в Италии и Маньеризм

Позднее Возрождение в Италии: антиклассические тенденции в архитектуре и искусстве Маньеризма. Зарождение академий и развитие художественной теории. Протобарочные черты в монументальной живописи (купол собора в Парме и др.).
Лекция 9. Искусство Арс Нова и Северного Возрождения. Искусство Северной Европы, стран к северу от Альп: Франции, Германии, Нидерландов в XV–XVI вв.

Интерес к миру, пантеистический взгляд на природу. Иллюзорное пространство и среда, предмет и фактура. Пейзаж в северной живописи. Истоки Возрождения в заальпийских странах: специфика восприятия античности и итальянского опыта. Миф, аллегория, актуальное содержание в творчестве А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., А. Альтдорфера, П. Брейгеля Ст.
Лекция 10. Возрождение во Франции

Итальянские мастера во Франции и школа Фонтенбло. Антикизирующие черты во французской ренессансной скульптуре (Ж. Гужон, Ж. Пилон). Триумф и vanitas во французских ренессансных надгробиях.
Лекция 11. Особенности архитектурного языка барокко

Особенности архитектурного языка барокко, его ренессансные и античные истоки, специфика восприятия ордера (Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини). Градостроительные инициативы в Риме.
Лекция 12. Скульптура и декоративная живопись эпохи барокко

Барочная скульптура и ее античные ориентиры, тема аллегорий и персонификаций. Скульптура в пространстве города. Стенная и плафонная живопись, искусство иллюзии и оптической трансформации, античная аллегория и актуальная история.
Лекция 13. Живопись XVII века. Барокко в живописи. Рубенс и античность

Расширение жанрового диапазона в живописи XVII века. Караваджо и караваджизм. Светотень и образная драматургия. Мифологические сюжеты и античные образы у Караваджо, Эль Греко, Риберы, Веласкеса. Натюрморт и тема vanitas, ее истоки. Рубенс и разнообразие античных источников его творчества.
Лекция 14. Живопись XVII–XVIII веков. Жанровое разнообразие, реализм, символизм. Античность и фантазия

Историко-аллегорические циклы Рубенса. «Бытовизация» мифологического жанра во Фландрии, Испании, Голландии. Античность и фантазия. Жанр архитектурной ведуты, «каприччо». Античность и образный мир Пиранези.
Лекция 15. Архитектура эпохи Классицизма

Художественная природа классицизма и его идейные основы. Классицизм и абсолютизм. Мифотворчество и космогония Версаля. Принципы организации регулярных классицистических ансамблей. Градостроительство.
Лекция 16. Архитектура эпохи Классицизма. Продолжение

Палладианство как направление классицизма. Влияние открытий в Помпеях и Геркулануме на архитектуру и декорацию XVIII – XIX веков. Классицизм и Афины. Время Наполеона и «стиль Империи». Античное наследие и «первая египтомания».
Лекция 17. Основы классицизма в живописи. Академизм и классицизм в XVII–XIX вв.

Искусство Пуссена. Мифологический и аллегорический жанр в искусстве рококо. Неоклассицизм и просвещение. Творчество Ж. Л. Давида, революция и античность. Живопись позднего классицизма. Энгр.
Лекция 18. Неоклассицизм и ампир в живописи Романтизма. Новые подходы к античности в искусстве конца XIX–XX вв.

Ориентализирующие и античные мотивы в живописи романтизма. «Салонное искусство» и античность. Скульптура XIX – нач. XX веков: от неоклассицизма до Родена и Майоля.
Лекция 19. Диалог с древностью в искусстве XIX–XX вв. Поиски нового в прошлом и отношение к традиции

Античные образы у французских символистов (Наби). Диалог с древностью в искусстве модерна.
Лекция 20. Диалог с древностью в искусстве XIX–XX вв. Поиски нового в прошлом и отношение к традиции. Продолжение

Кубизм. Античность в искусстве Ж. Брака, П. Пикассо, А. Архипенко. «Возвращение к порядку». Классицизм, античный миф и мифотворчество у П. Пикассо.

Метафизическая живопись и классика. Немного об античности у сюрреалистов. Классика и абстракция. Беспредметное искусство и древность (К. Бранкузи, Х. Арп, Г. Мур).

РЕКОМЕНДУЕМ ВМЕСТЕ С: