Лекции 1-2. Раннее Возрождение в Италии
Роль античного наследия в архитектурной теории и практике, возвращение к классическому ордеру. Подражание мастерам прошлого и художественный эксперимент.Расширение возможностей и жанров скульптуры на основе античного опыта. Обращение к античности у Донателло, Якопо делла Кверча и др. Ренессансное надгробие. Тема триумфа и памяти в искусстве кватроченто. Полихромия в скульптуре.
Лекции 3-4. Живопись кватроченто
Ренессансная перспектива, ракурс, оптические приемы. Светотень. Новое понимание объема и пространства, имитационные возможности живописи и их античные истоки. Идея картины как окна в мир.Нарративные циклы: новое понимание пространства и времени. Античные образы и сюжеты (Кастаньо, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Мантенья и др.). Значение экфрасиса: реконструкция античных картин. Интерес к «мифологизированному» пейзажу. Декорация и тема гротеска.
Лекции 5-6. Классический стиль зрелого Возрождения
Ведущая роль Рима в художественной жизни, понтификаты Юлия II и Льва X. Адаптация античного наследия, классическая лексика ренессансной архитектуры, работы Браманте в Риме. Росписи Рафаэля и Микеланджело в Ватикане: легендарная и актуальная история, система декорации, работа с пространством. Микеланджело и античность.
Лекции 7-8. Искусство ренессансной Венеции и античность. Позднее Возрождение в Италии
Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Архитектурные трактаты, теория ордера, значение Витрувия. Союз архитектуры и живописи (П. Веронезе/А. Палладио). Античная тема у Джорджоне и Тициана.
Позднее Возрождение в Италии: антиклассические тенденции в архитектуре и искусстве Маньеризма. Зарождение академий и развитие художественной теории. Протобарочные черты в монументальной живописи (купол собора в Парме и др.).
Лекции 9-10. Ars nova и Северное Возрождение
Интерес к миру, пантеистический взгляд на природу. Иллюзорное пространство и среда, предмет и фактура. Пейзаж в северной живописи.
Истоки Возрождения в заальпийских странах: специфика восприятия античности и итальянского опыта. Миф, аллегория, актуальное содержание в творчестве А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., А. Альтдорфера, П. Брейгеля Ст. Итальянские мастера во Франции и школа Фонтенбло. Антикизирующие черты во французской ренессансной скульптуре (Ж. Гужон, Ж. Пилон). Триумф и vanitas во французских ренессансных надгробиях.
Лекции 11-12. Эпоха барокко: искусство и пропаганда, искусство и власть, идеи Контрреформации
Особенности архитектурного языка барокко, его ренессансные и античные истоки, специфика восприятия ордера (Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини). Градостроительные инициативы в Риме.
Барочная скульптура и ее античные ориентиры, тема аллегорий и персонификаций. Скульптура в пространстве города. Стенная и плафонная живопись, искусство иллюзии и оптической трансформации, античная аллегория и актуальная история.
Лекции 13-14. Живопись XVII века
Расширение жанрового диапазона в живописи XVII века. Караваджо и караваджизм. Светотень и образная драматургия. Мифологические сюжеты и античные образы у Караваджо, Эль Греко, Риберы, Веласкеса. Натюрморт и тема vanitas, ее истоки.
Рубенс и разнообразие античных источников его творчества. Историко-аллегорические циклы Рубенса. «Бытовизация» мифологического жанра во Фландрии, Испании, Голландии. Античность и фантазия. Жанр архитектурной ведуты, «каприччо». Античность и образный мир Пиранези.
Лекции 15-16. Архитектура эпохи классицизма
Художественная природа классицизма и его идейные основы. Классицизм и абсолютизм. Мифотворчество и космогония Версаля. Принципы организации регулярных классицистических ансамблей. Градостроительство.
Палладианство как направление классицизма. Влияние открытий в Помпеях и Геркулануме на архитектуру и декорацию XVIII – XIX веков. Классицизм и Афины. Время Наполеона и «стиль Империи». Античное наследие и «первая египтомания».
Лекции 17-18. Основы классицизма в живописи Академизм и классицизм XVII-XIX вв.
Искусство Н. Пуссена. Мифологический и аллегорический жанр в искусстве рококо. Неоклассицизм и просвещение. Творчество Ж. Л. Давида, революция и античность. Живопись позднего классицизма. Энгр.
Ориентализирующие и античные мотивы в живописи романтизма. «Салонное искусство» и античность. Скульптура XIX – нач. XX веков: от неоклассицизма до Родена и Майоля.
Лекции 19-20. Диалог с древностью в искусстве XIX-XX вв.
Поиски нового в прошлом, отношение к традиции. Античные образы у французских символистов (Наби). Диалог с древностью в искусстве модерна.
Кубизм. Античность в искусстве Ж. Брака, П. Пикассо, А. Архипенко. «Возвращение к порядку». Классицизм, античный миф и мифотворчество у П. Пикассо.
Метафизическая живопись и классика. Немного об античности у сюрреалистов. Классика и абстракция. Беспредметное искусство и древность (К. Бранкузи, Х. Арп, Г. Мур).