Лекция 1-2. Искусство христианизированного Рима: языческие образы и христианская иконография, роль античной аллегории. Сенсуализм и телесная красота, трансформация классического образа в ранневизантийском искусстве. Становление христианской архитектуры на основе римского опыта. Судьба скульптуры. София Константинопольская и другие памятники времен Юстиниана. Искусство мозаики в раннехристианском и ранневизантийском мире.
Лекция 3-4. «Огороды и птичники»: несколько слов о периоде иконоборчества. Новое в восприятии античности в средневизантийский период. Торжество иконопочитания, антропоморфизм религиозного образа и канон церковного искусства. «Македонский ренессанс» и комниновский классицизм. Миниатюра и монументальное искусство: роль античных моделей. Классический стиль в искусстве XIII века. «Палеологовский ренессанс».
Лекция 5-6. Искусство христианского Рима после падения Западной римской Империи. Образование варварских государств, их отношение к античному наследию. Классическая линия и варварская составляющая в искусстве. Переосмысление изобразительных форм и опыта монументального строительства в эпоху раннего средневековья. «Каролингское возрождение»: антикизирующая тенденция в изобразительном искусстве и архитектуре. «Оттоновское возрождение».
Лекция 7-8. Римские черты в романике. Античные и раннехристианские истоки романской базилики. Романская архитектурная система, понятие ордера. Живопись и мозаика – значение византийских моделей. Возвращение монументальной скульптуры: новый вариант архитектурно-пластического синтеза. Образная система романского портала, пластический язык и визуальная риторика, античные реминисценции (памятники южной Франции и Италии).
Лекция 9-10. «Антиклассические» принципы готической архитектуры. Готический собор как образец синтеза искусств и образ божественного универсума. Ансамбли церковных фасадов, декорация порталов, роль декоративной и антропоморфной пластики. Готическая скульптура и классика, готический натурализм и античный реализм. Полихромия в западной средневековой скульптуре. Тема портрета. Эмансипация скульптуры в поздней готике.
Лекция 11-12.«Штауфеновский ренессанс», наследие римской Империи и двор Фридриха II. Тосканский проторенессанс, его соотношение с романской и готической составляющей. Обращение к античности в скульптуре: Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Майтани. Джотто и античность. Циклы в Ассизи и Падуе, система живописной декорации и ее античные аналогии.