ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ
и ее отражение в искусстве последующих эпох

Видеокурс
Приобрести курс Подарочный сертификат
«Для меня в искусстве не существует ни прошлого, ни будущего. Если произведение искусства не может всегда жить настоящим, не следует рассматривать его вообще. Искусство греков, египтян и великих художников, которые жили задолго до нас — это не искусство прошлого; возможно, сейчас оно более живое, чем когда бы то ни было».
Пабло Пикассо
1923 г.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

МОДУЛЬ I. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА: ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ

Этот курс (первая часть настоящего лекционного цикла) открывает тему рецепции античности в искусстве. Первые лекции посвящены искусству первобытности, Древнего Египта и государств на территории Двуречья, Малой и Передней Азии. Затем прослежено воздействие этих культур на греческое искусство. Не без помощи этого опыта греки разработали новые принципы архитектуры и совершили переворот в сфере пластических искусств. В заключительных лекциях — о влиянии наследия Греции на визуальную культуру Рима.
Лекция 1. Искусство Древнего Востока

Введение. Несколько слов о первобытном творчестве и происхождении изобразительного искусства. Некоторые тенденции в искусстве эпохи неолита. География и хронология цивилизаций Древнего Востока. Периодизация древнеегипетского искусства. Принципы древнеегипетской архитектуры. Смотреть
Лекция 4. Искусство древневосточных «империй» II-I тыс. до н.э.

Архитектура и образный мир хеттов. Ассирийский монументальный рельеф: визуальная риторика в эпоху Новоассирийской державы. Монументальное искусство ахеменидского Ирана, «имперский стиль», архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе.
Лекция 8. «Классическая революция»

Контрапост как новая художественная система. поиски равновесия (Мирон, Поликлет, Лисипп). Подражание, имитация, иллюзионизм в классическом искусстве. Реализм и трансцендентное – статуи богов и их творцы (Фидий, Пракситель). Искусство рельефа, живописи и графики в классический период.
Лекции 14. Зрелищные и триумфальные сооружения, храмы, базилики эпохи Империи

Зрелищные и триумфальные сооружения Древнего Рима. Архитектура римских провинций от Августа до тетрархов. Градостроительство. Театрализация и барочные тенденции в римской архитектуре. Исторический рельеф и специфика исторического мышления римлян.
Лекция 16. Портрет эпохи Империи: иконография императорской статуи и частный портрет

Развитие скульптурного портрета в эпоху Империи и первые века христианства. Эволюция вкуса, духовных и пластических ориентиров. Кризис античного искусства, отход от классических основ, сложение нового художественного языка.

МОДУЛЬ II. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВИЗАНТИИ

Во второй части цикла вы узнаете, как и в каких формах античная традиция продолжала жить после гибели самой ее носительницы – античной цивилизации. Речь пойдет об античных истоках средневекового искусства Византии и Западной Европы, о том, что такое «малые ренессансы» Средневековья, почему и в какие моменты проявлялись особые всплески внимания к античному прошлому.
Лекция 1. Искусство христианизированного Рима

Языческие образы и христианская иконография, роль античной аллегории. Сенсуализм и телесная красота, трансформация классического образа в ранневизантийском искусстве. Становление христианской архитектуры на основе римского опыта. Судьба скульптуры.
Лекция 4. Искусство Византии после иконоборчества

Новое в восприятии античности в средневизантийский период. Торжество иконопочитания, антропоморфизм религиозного образа и канон церковного искусства. «Македонский ренессанс» и комниновский классицизм. Миниатюра и монументальное искусство: роль античных моделей. Классический стиль в искусстве XIII века. «Палеологовский ренессанс».Искусство христианизированного Рима
Лекция 6. Искусство Лангобардов в Италии. Каролингское и Оттоновское возрождения

Переосмысление изобразительных форм и опыта монументального строительства в эпоху раннего средневековья. «Каролингское возрождение»: антикизирующая тенденция в изобразительном искусстве и архитектуре. «Оттоновское возрождение».
Лекция 7. Романская архитектура и монументальная скульптура

Античные и раннехристианские истоки романской базилики. Романская архитектурная система, понятие ордера. Живопись и мозаика – значение византийских моделей. Возвращение монументальной скульптуры: новый вариант архитектурно-пластического синтеза.
Лекция 8. Монументальная скульптура (продолжение). Романская живопись

Возвращение монументальной скульптуры: новый вариант архитектурно-пластического синтеза. Образная система романского портала, пластический язык и визуальная риторика, античные реминисценции (памятники южной Франции и Италии). Романская живопись.
Лекция 11. Искусство Италии XIII–XIV вв. «Штауфеновский ренессанс» и тосканский проторенессанс

«Штауфеновский ренессанс», наследие римской Империи и двор Фридриха II. Тосканский проторенессанс, его соотношение с романской и готической составляющей. Обращение к античности: Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Майтани.

МОДУЛЬ III. РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ В ИСКУССТВЕ ОТ РЕНЕССАНСА ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

В третьей части лекционного цикла речь пойдет о том, как в среде интеллектуалов, заказчиков и художников эпохи Возрождения в Италии и в странах заальпийской Европы культивировали интерес к древности. Эта традиция продолжила играть ведущую роль в художественных системах барокко и классицизма. И после — классическая и неклассическая древность стала художественным ориентиром и источником смыслов для европейских академий, мастеров романтизма, символизма, а затем и авангарда.
Лекция 1. Искусство Раннего Возрождения в Италии. Античное наследие в архитектурной теории и практике

Роль античного наследия в архитектурной теории и практике, возвращение к классическому ордеру. Подражание мастерам прошлого и художественный эксперимент.
Лекция 2. Скульптура Раннего Возрождения в Италии

Расширение возможностей и жанров скульптуры на основе античного опыта. Обращение к античности у Донателло, Якопо делла Кверча и др. Ренессансное надгробие. Тема триумфа и памяти в искусстве кватроченто. Полихромия в скульптуре.
Лекция 3. Живопись Раннего Возрождения

Ренессансная перспектива, ракурс, оптические приемы. Светотень. Новое понимание объема и пространства, имитационные возможности живописи и их античные истоки. Идея картины как окна в мир. Нарративные циклы: новое понимание пространства и времени.
Лекция 4. Живопись Раннего Возрождения. Часть 2

Античные образы и сюжеты (Кастаньо, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Мантенья и др.). Значение экфрасиса: реконструкция античных картин. Интерес к «мифологизированному» пейзажу. Декорация и тема гротеска.
Лекция 8. Позднее Возрождение в Италии и Маньеризм

Позднее Возрождение в Италии: антиклассические тенденции в архитектуре и искусстве Маньеризма. Зарождение академий и развитие художественной теории. Протобарочные черты в монументальной живописи (купол собора в Парме и др.).
Лекция 9. Искусство Арс Нова и Северного Возрождения. Искусство Северной Европы, стран к северу от Альп: Франции, Германии, Нидерландов в XV–XVI вв.

Интерес к миру, пантеистический взгляд на природу. Иллюзорное пространство и среда, предмет и фактура. Пейзаж в северной живописи. Истоки Возрождения в заальпийских странах: специфика восприятия античности и итальянского опыта. Миф, аллегория, актуальное содержание в творчестве А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., А. Альтдорфера, П. Брейгеля Ст.
Лекция 12. Скульптура и декоративная живопись эпохи барокко

Барочная скульптура и ее античные ориентиры, тема аллегорий и персонификаций. Скульптура в пространстве города. Стенная и плафонная живопись, искусство иллюзии и оптической трансформации, античная аллегория и актуальная история.
Лекция 13. Живопись XVII века. Барокко в живописи. Рубенс и античность

Расширение жанрового диапазона в живописи XVII века. Караваджо и караваджизм. Светотень и образная драматургия. Мифологические сюжеты и античные образы у Караваджо, Эль Греко, Риберы, Веласкеса. Натюрморт и тема vanitas, ее истоки. Рубенс и разнообразие античных источников его творчества.
Лекция 14. Живопись XVII–XVIII веков. Жанровое разнообразие, реализм, символизм. Античность и фантазия

Историко-аллегорические циклы Рубенса. «Бытовизация» мифологического жанра во Фландрии, Испании, Голландии. Античность и фантазия. Жанр архитектурной ведуты, «каприччо». Античность и образный мир Пиранези.
Лекция 15. Архитектура эпохи Классицизма

Художественная природа классицизма и его идейные основы. Классицизм и абсолютизм. Мифотворчество и космогония Версаля. Принципы организации регулярных классицистических ансамблей. Градостроительство.
Лекция 16. Архитектура эпохи Классицизма. Продолжение

Палладианство как направление классицизма. Влияние открытий в Помпеях и Геркулануме на архитектуру и декорацию XVIII – XIX веков. Классицизм и Афины. Время Наполеона и «стиль Империи». Античное наследие и «первая египтомания».
Лекция 17. Основы классицизма в живописи. Академизм и классицизм в XVII–XIX вв.

Искусство Пуссена. Мифологический и аллегорический жанр в искусстве рококо. Неоклассицизм и просвещение. Творчество Ж. Л. Давида, революция и античность. Живопись позднего классицизма. Энгр.
Лекция 18. Неоклассицизм и ампир в живописи Романтизма. Новые подходы к античности в искусстве конца XIX–XX вв.

Ориентализирующие и античные мотивы в живописи романтизма. «Салонное искусство» и античность. Скульптура XIX – нач. XX веков: от неоклассицизма до Родена и Майоля.
Лекция 20. Диалог с древностью в искусстве XIX–XX вв. Поиски нового в прошлом и отношение к традиции. Продолжение

Кубизм. Античность в искусстве Ж. Брака, П. Пикассо, А. Архипенко. «Возвращение к порядку». Классицизм, античный миф и мифотворчество у П. Пикассо.

Метафизическая живопись и классика. Немного об античности у сюрреалистов. Классика и абстракция. Беспредметное искусство и древность (К. Бранкузи, Х. Арп, Г. Мур).
ОТЗЫВЫ НАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ
Natalya Bem
Спасибо огромное Надежде за первую часть курса – это было невероятно увлекательное погружение в искусство Древнего мира. Спасибо за профессионализм, тонкость нюансов и широту взгляда. Редкую для современных образовательных курсов глубину и академичность (в самом хорошем смысле). В неспокойные времена гармония и красота античного мира становятся редкой и такой нужной опорой – спасибо, что помогаете обрести эту «почву под ногами». Буду очень рада, если появятся новые курсы по античному искусству и культуре.
Дарья Кушнир
Большая благодарность организаторам данного проекта, вы проделали колоссальную работу благодаря которой мы смогли прослушать данный курс в отличном качестве и столь долгий срок. Отдельно хочется выразить благодарность и искреннее восхищение нашему потрясающему лектору Надежде Налимовой. Материал , который мы прослушали и время, которое вы на нас потратили бесценно. Весь курс старалась быть онлайн, только последние несколько лекций к сожалению прослушаю в записи, о чем сильно сожалею, ведь «вживую» прослушать весь материал было для меня очень важно. С нетерпением жду новых проектов! Спасибо 🙏🏼
𝓛eri 𝓟en
Спасибо большое за эти чудесные лекции, мне они очень помогли и натолкнули на пару интересных идей) спасибо за профессионализм, за интересную подачу и яркую визуальную составляющую, благодаря которой все было понятно от и до)
Anastasiya Shkutovich
Я присоединяюсь ко всем благодарностям выше – я всё ещё догоняю, правда, уже продлила доступ даже и присоединяюсь ещё на две части. Я в восторге от качества материала и подачи, и с удовольствием изучаю в своём темпе – огромное спасибо!
Елена Колесник
Хочу сказать спасибо Надежде за вчерашнюю лекцию: структурность и ясность подачи материала, глубина и широта исторического сравнения, красота подобранного визуального ряда, – всё это не только порадовало ум, слух и глаз, но и разбудило желание работать над обсужденными темами дальше!

Лиана Максимова
Присоединяюсь. С большим интересом прослушала лекции. Прекрасный материал и визуальный ряд. Спасибо.
Никита Исаченко
Тоже хочу выразить благодарность. Сейчас живу в Турции и через античность, которой здесь оказалось очень много, испытываю огромный интерес к эпохе Возрождения. Вот такой эффект вверх ногами:)