видеокурс


УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА:
семь бесед о древнегреческой живописи

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА:
семь бесед о древнегреческой живописи

lec703
2900
руб
руб
  • Видеокурс из 7 лекций (время просмотра – 7:03:00)
  • Автор курса: Надежда Налимова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Бессрочный доступ
  • Бесплатный доступ к первой лекции
О курсе

Живопись античной Греции – почти утраченный вид искусства. Наше представление о нем отрывочно и неполно, сохранившиеся его образцы – лишь малая часть того, что когда-то существовало. Это действительно ускользающая от нас красота. Но даже ее отблесков достаточно, чтобы оценить открытия эллинских живописцев, которые, по сути, «изобрели» классическую европейскую живопись. Именно у них впервые появились представления о линейной и световоздушной перспективе, о трехмерном пространстве и объеме, о светотени, о цветовых контрастах и дополнительных цветах, – словом, обо всем том, что мы привыкли связывать с живописью вообще.


Знакомые нам жанры, вернее их прототипы – портрет, пейзаж, натюрморт, да и сама станковая картина – тоже впервые появились в Греции. Конечно, связи, соединяющие античную и более позднюю европейскую традиции, не просты и не линейны. Но, начиная с эпохи классики, язык древнегреческой живописи – это тот же язык, на котором говорят с нами произведения Ренессанса, барокко, классицизма.


В цикле из семи лекций мы рассмотрим ключевые, поворотные точки в развитии древнегреческой живописи. Поговорим о контекстах, в которых она создавалась, о ее связи с другими искусствами, о живописных техниках, о феномене подражания и античном «реализме». Вспомним об утраченных шедеврах и прославленных мастерах.

Лекция 1. Что мы знаем о древнегреческой живописи?

Источники наших представлений о живописи античной Греции; какими оригиналами мы располагаем; где, почему и в каком «формате» греческая живопись сохранилась лучше всего; погребальная живопись; как античные тексты помогают заполнить лакуны, что такое экфрасис и какой была античная художественная критика.

Лекция 2. Эпоха архаики: истоки традиции

Истоки древнегреческой живописи: Египет, Месопотамия, Микены; первые греческие живописцы; связь живописи с вазописью; взаимодействие архаической живописи с архитектурой.

Лекция 3. Полигнот Фасосский: начало "классической революции"

Греческая классика как самый сложный период для изучения античной живописи; утраченные оригиналы и ключи к их понимаю; описания картин в античных текстах; монументальная стенная живопись первой половины V в. до н.э.; выдающийся мастер эпохи Полигнот Фасосский: основы нового живописного языка.

Лекция 4. Цвет, линия и «тенепись» в классической живописи

Художники после Полигнота; первые разработки приемов живописного иллюзионизма; что такое античная скиаграфия; скиаграф Зевксис и мастер рисунка Паррасий; первые «обманки», мимесис и состязания живописцев.

Лекция 5. Пространство, свет, фактура в классической живописи

Существовала ли в античной Греции линейная перспектива; теория цвета и оптическое смешение цветов; живописные техники, «скенография», античный иллюзионизм.

Лекция 6. Perfecta sunt omnia. Мастера и школы IV в. до н.э.

Точка наивысшего расцвета греческой живописи; основные течения и живописные «школы» этого времени; сюжеты и жанры; историческая, аллегорическая и батальная живопись; «превзошедший всех, прежде бывших и будущих» Апеллес, его соперник Протоген и другие известные мастера.

Лекция 7. Погребальная живопись поздней классики и эллинизма

Росписи античных гробниц: греческая живопись «из первых рук»; живописные оригиналы классической и эллинистической эпохи, сохранившиеся в погребениях исторической Македонии.