RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения


  • Надежда Налимова

Два храма

О «блуждающих» храмах в античности
Иногда самые разные и неожиданные связи соединяют античные памятники. Вот два храма, между которыми будто нет ничего общего. Их построили в разное время и в разных местах, посвятили разным богам. Первый – ионический, был возведен на территории древней Македонии в конце VI в. до н.э. Второй – дорический, современник Парфенона – в Аттике, в V в. до н.э. Общее у них только одно: в римское время, в правление императора Августа, оба они были разобраны и перенесены на новое место. Греческая строительная техника с ее принципом конструктора позволяла производить подобные операции относительно легко. Первый в результате оказался на одном из сакральных участков античной Фессалоники, где его установили на новый римский фундамент и дополнили новыми деталями. Второй же переехал на Агору в Афинах и тоже встал на новый фундамент на главной площади города. Это феномен получил в англоязычной литературе название «блуждающие храмы» ("wandering temples").



Первоначальная локализация двух храмов точно не известна. Аттический храм, согласно последним исследованиям, был построен на территории афинского дема (округа) Паллена. В нем почитали Афину и Аполлона, чей культ как божества-спасителя стал важен во время чумы 430-426 гг. до н.э. Переместившись в Афины, храм частично поменял свое посвящение – место Аполлона рядом с Афиной занял Арес (Марс). Салоникский же храм, согласно последней интерпретации, изначально находился в местечке Энеи, и был посвящен Афродите, почитавшейся в тех местах. Название Энеи происходит от имени сына Афродиты – троянского героя Энея.



Слева: руины Форума Августа в Риме

(Wikipedia commons: NikonZ7II)

Справа: рельефный портрет Августа I в. н.э.

Старый музей, Берлин

(Wikipedia commons: Osama Shukir Muhammed Amin)

Вопрос – зачем понадобилось перевозить храмы с места на место? Причины в обоих случаях, очевидно, идеологические. Бог Арес, известный латинянам под именем Марса, всегда был важен в Риме как божественный отец основателей города. При Августе же его культ стал играть исключительную роль. Примерно в то же время, когда палленский храм переносили в Афины, в столице империи – Риме –возводился масштабный ансамбль императорского Форума Августа, центром которого должен был стать храм Марса Мстителя (Mars Ultor). Утверждение культа Марса в самом сердце Афин было наглядной демонстрацией римского присутствия и лояльности афинян римской власти. Почти тот же сценарий был разыгран в Фессалонике. Жители города имели неосторожность поддержать Марка Антония, противника Августа, во время последней фазы гражданской войны. Когда Антоний потерпел поражение в битве при мысе Акций, необходимо было исправлять положение. Привезти из предместья древний храм, посвященной Афродите, матери Энея, было хорошей идеей. Ведь Афродита/Венера тоже считалась прародительницей римлян. Согласно разработанной при Августе доктрине, известной как «августовский миф», генеалогия римлян прорастала еще глубже, чем время Рема и Ромула, и возводилась к Энею, сыну Венеры. Более того, Эней и Венера считались прародителями рода Юлиев, к которому принадлежали Август и Цезарь. На Форуме Цезаря в Риме стоял храм, посвященный Venus Genetrix – Венере Прародительнице. Так Афины и Фессалоника – классическая и эллинистическая «столицы» греческого мира – оказались связаны с сердцем Империи с помощью Марса и Венеры. В обоих храмах почитали также обожествленных представителей императорский семьи, о чем говорят находки – портретные статуи императоров.

То, что осталось от «блуждающих», храмов можно теперь видеть в музее афинской Агоры и в Археологическом музее Салоник.

Статуи, найденные в храме в Фессалониках

(Фото: Jean Housen (Wikipedia commons)

Фрагмент мраморного торса императора в кирасе, украшенной фигурами Нереид

Эпоха Юлиев-Клавидиев (14 - 68 гг.)

Торс императора в кирасе, украшенной фигурами Викторий, устанавливающих трофей

Эпоха Адриана (117-138 гг.)

Фрагмент статуи богини Ромы (Dea Roma)

Эпоха Адриана (117-138 гг.)


RANDOM STUDIES
Все статьи: