RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Надежда Налимова

И на застывшем лице бледнеет злато живое

О медальоне с Афиной Горголофой из Салоник

16 мая 2025 г.


Медальон с изображением Афины

II век до н.э.

Археологический музей Салоник

В собрании Археологического музея Салоник хранится уникальный экспонат – эллинистический рельефный медальон с бюстом Афины, служивший украшением церемониальной парадной колесницы. Он был найден, вместе с другими элементами декора (головками двух пантер и двух собак), в 1990 году во время спасательных раскопок в районе площади Киприон Агонистон. Сам тип украшения – диск с горельефным поясным изображением божества – вполне стандартен для эллинистического и римского времени (подобными тондо разных диаметров могли декорироваться предметы мебели, чаши, ювелирные изделия). Однако, среди многих украшений такого рода салоникский медальон выделяется крупными размерами (диаметр 27 см), высочайшим качеством работы, и главное – нестандартностью иконографии, самой трактовки образа Афины.

Богиня изображена в резком, динамичном повороте, она поднимает руку, словно замахиваясь копьем. Фрагмент змеевидного браслета можно разглядеть на ее обнаженной руке. Ее левое плечо и опущенную руку закрывают перья эгиды, среди которых скользят изящные змейки. Края эгиды загибаются так, что местами можно видеть ее изнанку. Сходным образом трактована эгида Птолемея II Филадельфа (?) на другом знаменитом «медальоне» эллинистического времени – «Камее Гонзага» из собрания Эрмитажа.


Камея Гонзага

III в. до н. э. (?), Государственный Эрмитаж

Из-за жеста поднятой руки, Афину на рельефе из Салоник часто интерпретируют как изображение Афины Промахос (Πρόμαχος – сражающаяся в первых рядах) или Афины Алкидемос (Αλκίδημος – защитница народа). Последняя считалась божественной покровительницей Пеллы, столицы Македонского царства – там находилась ее культовая статуя (Livy, Ab Urbe Condita 42.51). Богиня Пеллы была представлена в позе «наступления», поднятым в руке копьем или керавном (молнией Зевса). Изображения Афины Алкидемос известны по монетам. Судя по всему, это была статуя в архаизирующем стиле, в которой мотив атаки был трактован достаточно условно, в соответствии со стандартной иконографией «промахос».


Медальон с изображением Афины

II век до н.э.

Археологический музей Салоник

Афина на медальоне из Салоник несомненно изображена сражающейся, но это все-таки совершенно иной тип. Сильный поворот головы, приоткрытый рот, разметавшиеся волосы и ассиметрично накинутая эгида подразумевают, что богиня буквально вовлечена в сражение. Ее копье и взгляд будто нацелены на невидимого противника, упавшего перед ней. Если искать подходящий батальный контекст, то им должна быть, вероятно, Гигантомахия – сражение с гигантами, в котором роль Афины всегда считалась исключительной. Если «додумать» позу и положение тела Афины, ее с легкостью можно представить среди участников гигантомхаии, например, Пергамского фриза. Хорошей параллелью может быть фигура Нюкс, поражающей поверженного на землю гиганта.






Тетрадрахм Антигона II Гоната

(277/6-239 гг. до н. э.)

с изображением Афины Алкидемос на реверсе


Большой фриз Пергамского алтаря

Деталь

Богиня Нюкс, поражающая гиганта. II в. до н.э.


Но, пожалуй, самая необычная деталь в облике Афины – это горгонейон, отрубленная Персеем голова Горгоны Медузы, которая традиционно считалась атрибутом богини. Уже в «Илиаде» мы находим упоминание о горгонейоне Афины. Облачаясь перед битвой, она сбрасывает свой хитон и надевает доспехи отца Зевса. Главным ее оружием становится «страшная очам» эгида с бахромою косматой, на которой изображены персонификации всевозможных ужасов – Раздора, Могучести, Погони. Среди них появляется и лик Горгоны:

«Там и глава Горгоны, чудовища страшного образ,
Страшная, грозная, знаменье бога всесильного Зевса!»

Hom. Il. 5.741-742

В изобразительном искусстве традиционным стало размещение головы Горгоны именно на эгиде, которая обычно изображается как чешуйчатая или пернатая накидка на груди Афины. Однако горгонейон может помещаться и на щите богини. Иногда он даже появляться дважды – и на щите, и на эгиде, как, например, в статуэтке Афины Варвакейон, мраморной римской реплике Афины Парфенос Фидия. Однако, вопреки распространенной иконографии, Афина салоникского медальона носит горгонейон не на эгиде, а на шлеме, что создает совершенно необычный эффект.

Следует заметить, что к эллинистическому периоду маска горгоны, появившаяся в искусстве архаики, прошла интересный эволюционной путь от, так называемого, «гротескного» типа – изображения бесполого демона с оскаленной клыкастой пастью, высунутым языком, выпученными глазами – до «прекрасного горгонейона» (см. подробнее наш материал).

Афина тип Веллетри

Копия II века с греческого оригинала

ок. 430-420 гг. до н. э.

Музей искусств округа Лос-Анджелес

При этом даже в постклассическое время «безобразный» тип горгонейона продолжает использоваться, в том числе в декорации оружия. Именно в таком архаизирующем ключе обычно изображается горгонейон на доспехах Афины. Даже если его черты смягчены, эта неподвижная архаическая апотропейная маска всегда контрастирует с прекрасным лицом богини.

Медуза на шлеме Афины, то ли спящая, то ли мертвая, не похожа на обычный горгонейон даже в его «прекрасной» версии. Ее лицо кажется слишком живоподобным. На первый взгляд оно почти безмятежно, но его пластика и мимика подвижны, в сведенных бровях читается намек на страдание. О змеиных волосах напоминает лишь динамичность вьющихся локонов и традиционные сплетающиеся змейки под подбородком. Глаза Медузы закрыты – ее способность убивать взглядом нейтрализована. Это контрастирует с энергичным зрячим лицом самой Афины, у которой глаза инкрустированы. Взгляд богини кажется грозным, будто ему передалась сила Горгоны. На память приходит один из эпитетов Афины – Горгопа (Γοργώπα), страшная взглядом или «с горгоньим взглядом».

Медальон с изображением Афины

II век до н.э.

Археологический музей Салоник

Почти идентичные по масштабу, два лица явно сопоставляются, обрамляющие их шевелюры почти сплетаются. При этом они контрастируют друг с другом, но совсем по-новому. Мы невольно сравниваем два лика, и оба они кажутся прекрасными, каждый по-своему. Вспоминаются слова Аполлодора о том, что Горгона была обезглавлена Персеем ради Афины: она, говорят, хотела состязаться с Афиной в красоте (Apollod. 2.4.3). Именно это состязание как будто и хочет нам показать создатель медальона. Но красота Горгоны подчиняется Афине – ее живое лицо становится лишь украшением ее шлема, подобно трофею (а может быть и маске, поднятой на лоб словно у актера). Как и во всяком античном мифе победа божества неизбежна. Но победившее божество (как это тоже часто бывает в мифе и ритуале) превращает врага в своего адепта и тем самым наделяет его новым статусом, сливает его с собой. Именно такое впечатление двуликости, метаморфозы, перетекания одного образа в другой производит медальон.
Несколько слов о рецепции образа
Этот памятник всегда интриговал меня необычностью иконографии и формы. Я пыталась мысленно найти что-то сходное с ним среди знакомых изображений Афины, но тщетно. Эпитет Афины Горголофа (Γοργολόφᾱ) – то есть «с головой Горгоны на шлеме» (буквально на гребне шлема), известен по поздним письменным источникам. Однако его визуализации в античном искусстве, помимо медальона из Салоник, мне прежде не встречалась. Случайная находка в одном из электронных каталогов вновь разожгла любопытство. Ею стала фотография бюста «Афины, в шлеме с маской Медузы» баварского скульптора Людвига Михаэля фон Шванталера 1840 года. Одного взгляда достаточно, чтобы увидеть сходство этой работы с Афиной из Салоник. Правда, лицо богини, с ее типично классицистическими нейтральным чертами в духе Торвальдсена, довольно далеки от бронзового рельефа. Но маска Медузы на шлеме не оставляет сомнений, что между двумя памятниками есть какая-то связь. Ответы нашлись в статье Ариеля Хиррманна, посвященной еще одному герою – рельефу, известному как «фрагмент Гамильтона». Этот античный памятник был найден в конце XVIII века в Риме и долгое время находился в личной коллекции Антонио Кановы. Тот со временем передал его своему другу – Уильяму Ричарду Гамильтону, антиквару и доверенному лицу лорда Элгина.


Афина в шлеме с маской Медузы

Людвиг Михаэль фон Шванталер. 1840 г.

Альбертинум, Дрезден

Сам рельеф Гамильтона не сохранился, но его элегантный стиль и загадочная иконография (уже знакомая нам Афина Горголофа) сделали свое дело – фрагмент привлек внимание и был растиражирован в рисунках, слепках и свободных репликах, одной из которых стала «Афина» фон Шванталера. А. Хиррманн задался тем же вопросом, что и я. Каков характер связи между «фрагментом Гамильтона» и медальоном из Салоник, и существуют ли другие античные изображения Афины такого типа? Оказалось, что они есть, но их совсем мало. Всего пять – две головки Афины, выполненные в круглой скульптуре, и три ее рельефных бюста, украсивших трапезофоры (ножки мраморных столиков); все римского времени. Эти изображения очевидно восходят к одному утраченному оригиналу, которым едва ли мог быть рельеф из Салоник. Скорее всего это была какая-то крупная эллинистическая статуя или, что вероятнее, рельеф, привезенный в Рим из Греции или Македонии. Наш медальон является лучшей репликой этого
фантомного оригинала, возможно максимально приближенной к нему в своих пластических характеристиках. «Фрагмент Гамильтона», благодаря которому «Афина Горголофа» нашла путь в искусство классицизма, пришелся по вкусу ценителям античности начала XIX века. А вот медальон из Салоник несомненно понравился бы художникам эпохи модерна – текучесть форм, амбивалентность смыслов, мотив перевоплощения, маски, тайны, тема сна и смерти. Разве не созвучно?

Слепок с «фрагмента Гамильтона»

Базельский музей древностей. 1808 г.

Гравюра с того же оригинала. 1835 г.(Herrmann, fig. 2)

Brett A. B. Athena Alkidemos of Pella. Museum Notes (American Numismatic Society), 1950, Vol. 4 (1950), pp. 55-72.

Herrmann A. The Hamilton Fragment and the Bronze Roundel from Thessaloniki: Athena with the Gorgoneion Helmet. Art of the Hellenistic Kingdoms. From Pergamon to Rome (ed. dy S. Hemingway, K. Karoglou). New York, 2019.

Pergamon and the Hellenistic Kingdoms of the Ancient World (ed. C. A. Picón, S. Hemingway). New Haven/London, 2016

RANDOM STUDIES
Все статьи:
Архаика – 
период приблизительно с 700 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Молок Д. Рильке об «архаической улыбке». Классика и истина. Статьи об античном искусстве. М., 2016. С. 212-229.