RANDOM STUDIES
Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Екатерина Михайлова

Латона из храма Портоначчо

О проблемах интерпретации этрусской скульптуры
В Национальном музее этрусского искусства Виллы Джулия в Риме закончилась реставрация знаменитой терракотовой статуи женщины с младенцем, так называемой "Латоны". Она датируется временем около 510 г. до н.э. и принадлежит скульптурной группе, украшавшей этрусский храм в Портоначчо (близ древних Вей). От этой декорации сохранились фигуры Геракла и Аполлона, а также голова Гермеса.

Латона (в греческой мифологии Лето) –
древнеримская богиня, дочь титанов Коя и Фебы, возлюбленная Зевса и мать богов-близнецов Аполлона и Артемиды, вынужденная бежать от преследований жены Зевса, ревнивой Геры в поисках безопасного места для родов. В конце концов её убежищем стал греческий остров Делос.
Вейи –
этрусский город в регионе Лацио, примерно в 15 км. от Рима.
Голова Гермеса из храма в Портоначчо в Вейях
VI в. до н.э.
Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим
Акротериальные скульптуры храма в Портоначчо в Вейях
VI в. до н.э.
Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим
Женская статуя («Латона») из храма в Портоначчо в Вейях
VI в. до н.э.
Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим
Представленный сюжет часто интерпретируют как конфликт между протагонистами – Гераклом и Аполлоном – из-за керинейской лани, в котором Гермес выступает в роли «арбитра». Судя по многочисленным фрагментам терракотовых статуй, найденным на территории святилища, на кровле храма присутствовали и другие персонажи. Наличие как минимум ещё одной женской фигуры подтверждается находкой базы акротерия с женскими ступнями, сопоставимыми по размеру с Аполлоном. Исходя из логики симметричной композиции и нарратива, можно предположить, что рядом с Аполлоном была его сестра – Артемида.

Керинейская лань –
быстроногий олень с золотыми рогами и медными копытами, посвященный богине Артемиде. Эту лань по приказу царя Эврисфея должен был поймать и принести в Микены Геракл. На обратном пути ему пришлось столкнуться с Аполлоном и Артемидой, которые потребовали освободить священное животное. Геракл оправдался тем, что выполнял приказ Эврисфея, и смягчил гнев богов, принеся животное в Микены живым (Apollod. Bibl. II, V, 3).
Акротерии –
растительные или фигуративные скульптурные элементы, венчающие кровлю античных храмов и, как правило, располагавшиеся на углах фронтонов. Этрусские храмы отличались большим количеством и особым разнообразием акротериев.

Реконструкция храма в Портоначчо в Вейях (Дж. Колонна, Дж. Фолья)

Идентификация женской статуи с младенцем, уступающей по сохранности Аполлону и Гераклу, наиболее спорна. Она была найдена к северу от позднего алтаря святилища археологом Массимо Паллоттино в 1938 году, 25 лет спустя после обнаружения остальных статуй, принадлежащих этой группе. Фигура была расколота на множество частей (около 250) и не имела головы, которая оставалась неизвестной вплоть до 1944 года. Благодаря первой реставрации, проведённой в 1950-е годы, разрозненные кусочки терракоты были склеены между собой и, несмотря на необходимость дальнейшей работы, фигура предстала перед публикой. К очередной годовщине обнаружения скульптурной группы в мае 2022 года закончилась новая научная реставрация фигуры под руководством Санте Гвидо, который ранее работал над статуями Гермеса и Геракла.

Интересно, что процесс работы проходил непосредственно в зале музея, на глазах у зрителей.


Реставрация статуи в стенах музея Вилла Джулия

www.archeologiaviva.it. (n.d.). La Latona di Veio si fa bella

Женская фигура одета в светлый подвязанный хитон с темной каймой и накидкой. Прихотливо лежащие складки хитона, а также трактовка причёски, лица женщины с большими подведёнными миндалевидными глазами и акцентированной улыбкой, делают ее похожей на греческих архаических кор, в частности, на кор с афинского Акрополя, в которых отмечают руку мастеров из восточной Греции. На участие малоазийских мастеров указывают и исследователи декоративного убранства этрусских храмов. Однако по сравнению с ионийскими образцами этрусская статуя отличается большей обобщённостью черт лица и прически и, в то же время, динамичностью позы – резким шагом и активным разворотом корпуса, что говорит о ее вовлеченности в некое действо, повествование.

Хитон –
традиционная для Древней Греции мужская и женская нижняя одежда, напоминающая широкую длинную рубашку, закрепленную на плечах и подвязанную на талии.
Женская статуя («Латона») с храма в Портоначчо в Вейях
VI в. до н.э.
Национальный Этрусский музей Вилла Джулия. Рим


Кора 675
Мастер с Хиоса (?)
520-510-е гг. до н.э.
Музей Афинского Акрополя


Кого же представляет женская фигура?


С момента своего обнаружения она вызывала немало споров относительно реконструкции и интерпретации. Согласно наиболее распространённой версии, предложенной археологом Массимо Паллоттино, в этой фигуре следует видеть Латону/Лето с младенцем Аполлоном на руках. Более того, предполагается, что юный бог был изображен целящимся из лука в змея Пифона, преследующего мать и младенца.

Лето, Аполлон и Пифон

Реконструкция М. Паллоттино

Несмотря на то, что в античных источниках (в Гомеровских гимнах (Hymn 3 to Apollo 177-180 ff), у Псевдо-Аполлодора (Pseudo-Apollod., Bibl. 1. 22), Аполлония Родосского (Ap. Rhod., Argonautica 2. 703 ff), Страбона (Strabo, 9. 3. 12), Павсания (Paus., 10. 6. 5) и др. упоминается, что Аполлон сражается с Пифоном юношей, изображение Аполлона-младенца, целящегося в Пифона, находясь на руках у матери, встречается в вазописи, хотя и крайне редко. Однако поза фигуры, представленной в беге, оглядывающейся назад и будто защищающей своего младенца, породила и другие интерпретации. Так, по мнению Дж. Найлз, фигура может быть изображением Ниобы, спасающей своего последнего оставшегося в живых ребенка от стрел Артемиды, что также находит параллели в вазописных изображениях. Так или иначе, на кровле храма в Портоначчо разворачивалась сложная нарративная программа, включавшая несколько сюжетов, связанных с Аполлоном. В случае, если верна интерпретация М. Паллоттино, бог был изображен здесь даже дважды – как ребенок и как юноша.



Ниоба –
согласно греческой мифологии, дочь фригийского царя Тантала и жена фиванского царя Амфиона. Возгордившись количеством и красотой своих детей – семи дочерей и семи сыновей, – она отказалась приносить жертвы богине Латоне и глубоко оскорбила её, указав на то, что у богини всего двое детей. За эту дерзость Ниоба была жестоко наказана детьми богини Аполлоном и Артемидой, которые умертвили всех сыновей и дочерей обидчицы матери своими стрелами, а сама Ниоба была на веки превращена в камень. История Ниобы иллюстрирует одну из излюбленных греками тем о неминуемом наказании за гордыню.
Лето с младенцем Аполлоном
Аттический чернофигурный лекиф
ок. 470 г. до н.э.
Кабинет медалей 306. Париж
Артемида, преследующая Ниобу и ее ребёнка
Изображение с аттической краснофигурной амфоры
Приписывается мастеру Ниобид
Ок. 460-450 гг. до н.э.
Коллекция барона Сейера. Париж


ЛИТЕРАТУРА:

ANSA.it. Restauro e cantiere a vista a Villa Giulia per la Latona di Veio – ViaggiArt. [online] Available at: https://www.ansa.it/canale_viaggiart/it/regione/lazio/2022/05/18/restauro-e-cantiere-a-vista-a-villa-giulia-per-la-latona-di-veio_ddb3b315-efa3-4a3c-8dfc-6cfc9251df70.html

Boardman, J. Greek art. London: Thames and Hudson, 1996.

Neils J. Niobe (?) on the Portonaccio Temple at Veii // Etruscan Studies. Journal of Etruscan Foundation, 2008. Vol. 11, Article 2. Pp. 35-48.

Spivey N.J. Etruscan art. New York: Thames and Hudson, 1997.

Winter N.A. The Phenomenon of Terracotta: Architectural Terracottas // Turfa J.M. The Etruscan World. London, Routledge, 2018. Pp. 903-913.

www.archeologiaviva.it. (n.d.). La Latona di Veio si fa bella. [online] Available at: https://www.archeologiaviva.it/19682/la-latona-di-veio-si-fa-bella/

www.theoi.com. (n.d.). PYTHON DELPYNE - She-Dragon of Delphi of Greek Mythology. [online] Available at: https://www.theoi.com/Ther/DrakainaPython.html.


RANDOM STUDIES
Все статьи: