Керкопы

Братья из "неканонического" подвига Геракла


  • Елизавета Бойко

На метопе храма C в Селинунте изображено одно из деяний Геракла – встреча с керкопами (не путать с Кекропом – мифологическим царем Афин!). Миф о стычке Геракла с двумя карликами-керкопами далеко не так известен, как другие деяния героя. Однако он послужил сюжетом несохранившейся поэмы, приписываемой Гомеру. Она не сохранилась, и нам эта история знакома только по источникам (из поздних комментариев лексикографа Гарпократа и «Суды» (Har­pocr., s. v.; Su­da, s. v.), а также из схолий. При этом большинство изображений относится именно к архаике, когда сюжет был чрезвычайно популярен, хотя позднее он почти не востребован.


Cхолии –
небольшой комментарий к античной рукописи

Метопа храма C в Селинунте

540—510 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса, Палермо


Согласно одной версии мифа, изложенной в «Суде», наши герои были братьями, чинившими окружающим разного рода пакости и каверзы, из-за чего и были прозваны керкопами (Κέρκωπες – «хвостатые»). Это имя указывает на их звериную или даже обезьянью природу, о чем мы еще поговорим в дальнейшем. Мы знаем также, что они имели довольно странные личные имена - Пас­сал (Πάσσαλος, «Кол») и Акмон (κμων, «Наковаль­ня»). Видя их поведение, их мать сказала им остерегаться Мелампига (Μελαμπύγος, «Чернозадого»).
«Суда» сообщает имя их матери – Мемнонида, и хотя на ум сразу приходит могущественный царь эфиопов, герой Троянского цикла Мемнон, эта связь ложная – больше никаких упоминаний Мемнониды найти не получается. Энциклопедист сообщает и другую версию, согласно которой керкопы были детьми титанов Тейи и Океана.
В одном из своих странствий Геракл прилег отдохнуть под деревом и повесил доспехи и оружие на сук. Керкопы подкрались с намерением украсть вещи, но Геракл поймал их и привязал к шесту вниз головой. Взяв шест, герой отправился в путь. Висящие вниз головой керкопы увидели зад Геракла и поняли предостережение матери: эта часть тела героя густо заросла черными волосами. Карлики начали это обсуждать. Когда Геракл услышал их разговор, он громко рассмеялся и отпустил их.

Этот, очевидно поздний, вариант мифа не может быть буквально сопоставлен с архаическими изображениями. Тем не менее общие мотивы хорошо просматриваются.

Аттический чернофигурный лекиф

550-500 гг. до н. э.

Музей Ашмола, Оксфорд

Метопа храма С в Селинунте

540-510 гг. до н. э.

Региональный музей Антонио Салинаса, Палермо

Метопа храма Геры в Пестуме

середина VI в. до н.э.

Национальный археологический музей Пестума



Селинунтская метопа представляет устойчивую изобразительную схему для изображения мифа – геральдическую композицию, в которой фигура Геракла занимает центр, а керкопы симметрично свисают по обе стороны от его тела. Их размер варьируется в разных изображениях: например, на аттичческой амфоре из Вульчи в Археологическом музее Флоренции керкопы наделены другими пропорциями и действительно напоминают карликов. Некоторую комичность керкопам из Селинунта придает композиция с висящими вниз головой абсолютно симметричными фигурами и особенно волосы карликов: традиционные длинные архаические прически, знакомые зрителю по монументальным фигурам архаических куросов, тут распадаются на две части, как детские хвостики. При этом лики керкопов кажутся спокойными и торжественными, в их блаженных улыбах есть даже некоторая богоподобность (подробнее о смысле архаической улыбки читайте в материале «Химеры»).

Та же схема используется в декорации штампованной бронзовой ленты, украшавшей щит из святилища в Олимпии. Фигуры коварных братьев здесь изображены более свободно, чем в камне, со свисающими симметрично руками. Подвешенность керкопов противопоставлена мощной фигуре Геракла-атлета, твердо стоящего на ногах (такой профильный способ изображать мужскую фигуру широко распространен и используется, в частности, аттическим мастером Аристоклом, высекшим стелу гоплита Аристиона). Если же присмотреться к щиту, видно, что Геракл несет своих противников привязанными не к палке, а к луку, который имеет форму змеи с открытой пастью. Эта нарративная подробность не сохранилась в текстах, но нашла отражение в изобразительных памятниках.

Ps.-Nonnus. Narrationes ad Gregorii Nazianzeni XXIX = Westermann, Mythographoi , 375.

Бронзовая лента на щит из Олимпии

ок. 625-550 гг. до н. э.

Надгробие Аристиона

конец VI в. до н.э.

Национальный археологический музей Афин


Есть и другой вариант мифа, согласно которому керкопы – это не два брата, а целый народец. Дидор Сицилийский сообщает, что это было племя, с которым сражался Геракл: «Ке­рко­пов, кото­рые зани­ма­лись раз­бо­ем и при­чи­ня­ли мно­го зла, он частич­но истре­бил, а про­чих схва­тил и пере­дал свя­зан­ны­ми Омфа­ле» (Diod. Sic. IV 31, 7 (пер. О. П. Цыбенко)).

Поздние авторы также сообщают, что керкопы пытались обмануть Зевса и были превращены либо в камень, либо в обе­зьян (πί­θηκοι), и от них полу­чи­л название ост­ро­в Пите­ку­сы («Обе­зья­ньи») (Suda s.v.). Овидий описывает, как за свои прегрешения керкопы были превращены в безмолвных рыжих обезьян:
... потом к Пите­ку­зам,
Что на бес­плод­ных хол­мах, — кото­рых от жите­лей имя.
Древ­ле роди­тель богов, рас­сер­дясь на обма­ны кер­ко­пов,
На нару­ше­ние клятв, на ковар­ные их пре­ступ­ле­ния,
Этих людей пре­вра­тил в живот­ных урод­ли­вых, — чтобы
Были несхо­жи они с чело­ве­ком, но вме­сте и схо­жи.
Чле­ны он их сокра­тил; опу­стил и при­плюс­нул им нозд­ри;
Избо­роздил им лицо, ста­ри­ков­ские при­дал мор­щи­ны
И, цели­ком все тело покрыв им рыжею шер­стью,
В этих местах посе­лил; пред­ва­ри­тель­но речи спо­соб­ность
Отнял у их язы­ков, уро­див­ших­ся для веро­лом­ства:
Жало­бы лишь выра­жать доз­во­лил им хри­пом скри­пя­щим.

Ovid. Mrt. XIV, 89-100

(пер. С. В. Шервинского)

Лексикограф "Суды" говорит, что есть даже идиома κερ­κω­πίζειν (керкопидзейн) – «вилять хво­стом», «кото­рую Хри­сипп объ­яс­ня­ет тем, что зве­ри виля­ют хво­стом».

Луканская пелика

ок. 380 г. до н. э.

Музей Гетти

В архаическом искусстве керкопы изображаются антропоморфными и обычно безбородыми (хотя есть исключения). А вот классический мастер, в начале IV века до н.э. расписавший пелику из Музея Гетти, придал им звериные черты. Во многом облик подвешенных на луке керкопов схож с тем, что гораздо позднее описал Овидий: их конечности укорочены, ноздри приплюснуты, лица изрезаны морщинами. Художник не изобразил рыжую шерсть по всему телу, но лишь рыжие бороды, а также подчеркнул преувеличенные гениталии. Особенно выразительное сходство с обезьяной присуще керкопу справа, изображенному в профиль. Если в архаическом варианте устойчивость центральной фигуры противопоставлялась невесомому состоянию боковых, то в классическом памятнике сопоставляются физическая красота Геракла и диспропорциональность, безобразность карликов. Спокойный профиль героя рядом со звериными гримасами керкопов – контраст, характерный для классического искусства, где дикое, звериное и стихийное часто противопоставляется рациональному, героическому (как, например, в многочисленных изображениях кентавромахий).


Кентавромахия (Κενταυρομαχία)
битва героев с кентаврами.
Самые известные кентавромахии – "фессалийская", произошедшая в Фессалии на свадьбе царя лапифов Перифоя, и "гераклова", случившаяся в Аркадии, когда Геракл пировал в пещере кентавра Фола.

Potnia Teron на вазе мастера Амасиса

ок. 550 г. до н. э.

Базельский музей древностей

Метопа храма C в Селинунте

540—510 гг. до н. э.

Региональный археологический музей Антонио Салинаса, Палермо

Интересно, что даже в архаических памятниках, где лица керкопов не безобразны и не имеют звериных черт, идея контроля героя над звериным стихийным миром вполне отчетливо выражена. Центральная фигура, которой подчинены фланкирующие ее персонажи, напоминает иконографическую формулу Potnia Theron («Владычица животных»). Это словосочетание, происходящее из гомеровского эпоса, было введено в научный оборот как термин антиковедом Францем Студничкой. Так была обозначена иконография, широко распространенная на Древнем Востоке и затем эллинском мире с начала II тыс. до н.э. В Средиземноморье подобным образом нередко изображают божество, покровительствующее силам природы (например, Артемиду или Кибелу). «Владычица» обычно держит животных в руках, и эта формула транслирует идею усмирения, подчинения. Иногда это хищники, которых богиня держит за хвосты, причем последние висят головой вниз. Существует также и мужская ипостась «Владычицы», но схема с мужской фигурой в центре используется гораздо реже.

Почему Геракла изобразили в подобной (если не идентичной, то близкой по смыслу) иконографии – вопрос отдельный и выходящий за рамки нашего небольшого эссе. Может быть, нарратив о керкопах действительно имеет глубокие мифо-ритуальные корни, возможно, он прочитывался как метафора победы человеческого над животным, порядка над хаосом.

Чернофигурная амфора вазописца Ахелоя

510-500 гг. до н. э.

Археологический музей Флоренции


  • LIMC VI, 1992, Kerkopes (Woodford)
  • Studniczka F. Kyrene: Eine Altgriechische Goettin. Leipzig, 1890.
  • Борухович В.Г. Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Перевод, заключительная статья, примечания к изданию). Л. : «Наука», 1972.
  • Левинская О. Л. "Владычица зверей" как термин науки // В кн.: Вопросы классической филологии.ΝΥΜΦΩΝ ΑΝΤΡΟΝ: Сборник статей в честь А.А. Тахо-Годи. Вып. XV. М.: Никея, 2010. С. 273-284.