Сирена

Миксоморфное существо с головой женщины и телом птицы

  • Мария Ненахова

Сирены (на др. гр. Σειρῆνες) – миксоморфные существа с головой женщины и телом птицы, в классический период они часто изображались с руками и женским торсом. Согласно греческой мифологии, сирены — дочери речного божества Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры), от которой они унаследовали прекрасный голос. Их печальная судьба — заманивать моряков на погибель или гибнуть самим.


Всем хорошо известна история встречи Одиссея со сладкоголосыми сиренами где-то у берегов Сицилии, когда герой привязал себя к мачте корабля, а друзьям велел заклеить уши воском (Hom. Od. 12. 167-200). В гомеровской поэме ничего не сказано о гибели сирен, обманутых Одиссеем, но эту подробность сообщает Гигин (Hygin. 2. 141). По иной версии (Pseudo-Apollodorus, 1. 13) сирены погибают потому, что не могут превзойти в пении Орфея, плывущего с аргонавтами. Они немеют, бросаются в волны и превращаются в скалы (Orphic Argonautica 1284 – 1290). Во всех этих мифах общая идея одна – борьба героев с недружественной стихией, хтоническими силами, которые олицетворяют сирены.


В «Одиссее» не говорится, сколько именно было сирен. Более поздние авторы называют их имена, и каждый раз — разные. Места обитания тоже называют разные, но чаще всего локализуют их на юге Италии или в районе Сицилии. Страбон, например, говорит о мысе Сиренуссы, отделяющем Кумский (Неаполитанский) залив от залива Посидонии (ныне залив Салерно). Со стороны салернского залива напротив него «лежат три пустынных, скалистых островка, которые называются Сиренами» (Strabo I, 22). На мысу, самой высокой его точке, распложен знаменитый курорт Сорренто, в римские времена носивший имя Суррент (или Сиррент). Когда-то рядом с ним было святилище Афины и сирен, основанное по легенде Одиссеем, давшее имя городу. Вспоминается также история Парфенопы, одной из сирен, не сумевших завлечь Одиссея, которая бросилась со скалы и была похоронена на побережье (Strabо I, 23. 246). На месте гибели женщины-птицы греки основали колонию, названную ее именем – Парфенопа (Strab. I, 23. 246), затем ставшую частью нового античного мегаполиса – Неаполя.

Ахелой (Ἀχελῷος)

речное божество, сын Океана и Тефии. Согласно Гомеру, его река протекала в Этолии (области на западе центральной Греции). С ним также связан миф о единоборстве с Гераклом за руку Деяниры, ставшей женой Геракла
Музы (др. гр. μοῦσαι) –
богини, спутницы Аполлона покровительницы наук и искусств
Орфей и миф об аргонавтах –
история о морском походе в Колхиду (черноморское побережье Кавказа) под предводительством Ясона на корабле «Арго» за золотым руном. Среди его участников был Орфей, легендарный певец и музыкант
Гай Юлий Гигин (умер в 17 г.) –
древнеримский эрудит и писатель

Парфенопа

Фонтан, XV в.

Неаполь

Фото: wikipedia.org

Парфенопа

Деталь фонтана, XV в.

Неаполь

Фото: wikipedia.org


В греческом искусстве образ сирены появился в конце VIII – VII вв. до н.э., в период, получивший в науке название «ориентализирующего» из-за сильного влияния искусства Ближнего Востока. Женщины-птицы часто изображались на древнегреческих вазах Коринфа и Аттики, Ионии и Лаконии в составе декоративных фризов с шествием животных (наряду со львами, вепрями, грифонами, сфингами) или как часть геральдических композиций. Поначалу они не играли самостоятельной нарративной роли, и в них сложно угадать героинь опасных приключений Одиссея. Однако позднее их все чаще стали изображать в контексте мифа. Например, драматичный исход противостояния сирен с Одиссеем запечатлен на краснофигурном аттическом стамносе начала V в. до н.э. из Британского музея.

Cтамнос 

вид древнегреческого сосуда с низким горлышком, узкими, параллельными полу, плечиками и двумя горизонтальными ручками. Предназначались для хранения вина, масла и т.д.
Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17/18 н.э.) –
древнеримский поэт, наиболее его известные сочинения – «Метаморфозы» и «Наука любви»

Динос

Софил. 580 г. до н.э.

Лувр

Фото: www.louvre.fr

Пиксида

600-575 гг. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: www.metmuseum.org

Стамнос

Аттика, 480-470 гг. до н.э.

Британский музей

Фото: www.britishmuseum.org


Согласно римским авторам, сирены не всегда были миксоморфами. Овидий утверждает, что девушки были подругами Персефоны и стали крылатыми, чтобы найти ее после похищения Аидом (Ov. Met. V, 555). По версии Гигина их сделала пернатыми Деметра за то, что они не сумели уберечь ее дочь Персефону (Hygin. II, 141). Впрочем, эти расхождения несущественны. Важно, что сирены оказались частью мифа о Персефоне и Деметре – мифа о смерти и возрождении, о смене времен года и о вечном круговороте жизни.
Миф о Персефоне и Деметре – 
миф о похищении Аидом Персефоны – дочери богини плодородия Деметры (Hes. Theog. 912-914). Согласно гомеровскому гимну, Персефона, будучи супругой бога преисподней, должна была оставаться треть года среди мертвых, а две трети года – с матерью Деметрой, радость которой возвращает земле изобилие (Hymn. Hom. 5.1-20, 414-433). История составляет мифологическую основу культа и мистерий в Элевсине.

Об этом же смысловом векторе свидетельствует популярность сирен в греческом изобразительном искусстве. Здесь кажется уместным отметить, что в других древних культурах тоже прослеживается связь между смертью и крылатыми существами. Спектр проявлений этого сочетания довольно широк. Мы знаем, что в Древнем Египте т.н. Ба, одна из бессмертных жизненных сущностей человека, его "душа", изображалась как птица с головой человека. Есть и другие древневосточные примеры. В знаменитом эпосе о Гильгамеше появляется более зловещий образ. Энкиду, друг главного героя, во сне видит свою смерть и описывает ее как превращение в птицу:


Роспись фиванской гробницы Инхерха (ТТ359)

ХХ династия (XII-XII вв. до н.э.), Новое царство, Дей-эль-Медина (Фото автора)

Эпос о Гильгамеше – 
одно из величайших литературных произведений Древнего Востока. Его наиболее полная клинописная версия происходит из библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). Главные герои – Гильгамеш, царь шумерского города Урук, и его друг Энкиду.
Слушай, друг мой! Сон я видел ночью -
Вопияло небо, земля отвечала,
Только я стою между ними
Да один человек - лицо его мрачно,
Птице бури он лицом подобен,
Его крылья - орлиные крылья, его когти - орлиные когти,
Он за власы схватил, меня одолел он...
Он ко мне прикоснулся, превратил меня в птаху,
Крылья, как птичьи, надел мне на плечи:
Взглянул и увел меня в дом мрака, жилище Иркаллы,
В дом, откуда вошедший никогда не выходит,
В путь, по которому не выйти обратно,
В дом, где живущие лишаются света,
Где их пища - прах и еда их - глина,
А одеты, как птицы,- одеждою крыльев,
И света не видят, но во тьме обитают,
А засовы и двери покрыты пылью

(пер. И.М. Дьяконова)


Каким бы далеким от античного мира все это ни казалось, некоторые образы способны преодолевать пространство и время и внезапно оказываться актуальными совсем в других обстоятельствах. Устойчивая египетская иконография и разные ближневосточные сказания могли быть известны грекам – об их обширных связях мы писали выше. Образы наложились на местные верования и преобразились. В этом отношении интересно посмотреть и на памятник, который с помощью греческого визуального языка может передавать свои идеи. Существ, подобных сиренам, но имеющих специфический локальный смысл, мы находим в декорации так называемой Гробницы Гарпий (480 – 470 гг. до н.э.) в античной Ликии – области на юго-западе Малой Азии. Открыватель памятника Чарльз Феллоуз (1799 – 1860) ошибочно назвал их «гарпиями», что и закрепилось в названии. Крылатые девы-птицы здесь становятся психопомпами – они изображены несущими маленькие человеческие фигурки, вероятно «души» умерших.
Гробница Гарпий (480 – 470 гг. до н.э.) – 
гробница, найденная на территории древней Ликии (юго-западная Турция), на акрополе города Ксанф. Представляет собой высокий пилон, украшенный мраморными рельефами в греческом стиле. Рельефы в настоящий момент хранятся в Британском музее.
Ликия (др. гр. Λυκία) – 
древнее государство на территории Малой Азии, современная Турция.
Психопомп (др. гр. ψυχοπομπός «проводник душ») – 
в древней Греции тот, кто проводит души умерших в царство Аида.

Гробница Гарпий

Рельеф. 480-470 гг. до н.э..

Британский музей

Фото: www.britishmuseum.org

Гробница Гарпий

Рельеф. 480-470 гг. до н.э.

Британский музей

Фото: www.britishmuseum.org


Связь сладкоголосых сирен с загробными миром отразилась и в трагедии Еврипида «Елена» (конец V в. до н. э.). Хитросплетенный сюжет о Елене Троянской, идущий в разрез с гомеровским эпосом, для нас интересен одним эпизодом. Елена в своей скорби по якобы погибшему мужу призывает сирен совершить песнопения для умерших, как подношение Персефоне:
Еврипид (др. гр. Εὐριπίδης, 480-е – 406 гг. до н.э.) – 
древнегреческий драматург, один из авторов классической афинской трагедии. Его трагедия «Елена» была поставлена в 412 г. до н.э.
Девы крылатые!
Дети земли, сюда!
Сюда, о сирены, на стон
Песни надгробной, девы,
С флейтой ли Ливии
Иль со свирелью вы —
Слезного дара жду
Скорби взамен моей:
Муку за муку мне,
Песню за песню мне
В сладком созвучии!
Пусть Персефона примет от нас
В темном чертоге своем
Жертву рыданий для милых,
Милых усопших.

166-180 (пер. И. Анненского)

Греческие классические надгробия в виде мраморных сирен, то музицирующих, то в исступлении плача рвущих на себе волосы, прекрасно визуализируют эти строки. Более того, сохранилось впечатляющее описание погребального «перфоманса» с участием скульптурных сирен в эпоху Александра Великого. Диодор, описывая погребальный монумент Гефестиона, друга и полководца Александра, упоминает венчавшие сооружение статуи – это были «сирены, внутри полые, чтобы там могли спрятаться певицы, исполнявшие погребальный плач» (Diod. 17. 115). Сохранился саркофаг из мавзолея в Белеви (Турция) – грандиозной усыпальницы одного из диадохов Александра – с изображением музицирующих сирен.

Надгробная статуя сирены из некрополя Керамика

Афины. нач. IV в. до н.э.

Национальный археологический музей Афин

Килик

Беотия. V в. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: www.metmuseum.org

Надгробная статуя сирены

Аттика. втор. пол. IV в. до н.э.

Художественный музей Уолтерса

Фото: www.thewalters.org

Ассоциация образа сладкоголосой женщины-птицы с погребальной сферой сохраняется и в римское время. Прекрасный мраморный саркофаг периода поздней Империи иллюстрирует еще один миф с участием женщин-птиц. Это музыкальный спор между музами и сиренами, затеянный богами (Paus. IX, 34.2).


Римский мраморный саркофаг

III в. до н.э. Музей Метрополитен

www.metmuseum.org

Поздняя Империя – 
период в истории Древнего Рима, конец III -V вв.
Сирены спор проиграли, за что снова подверглись наказанию: музы из их перьев сплели себе венки. В контексте декорации саркофага победу над сиренами можно расценить не только как торжество вечного, прекрасного, интеллектуального искусства над изменчивым, стихийным началом, но и как победу над самой смертью.

Однако, сирены – не только плакальщицы, проводники в загробный мир или хищные губительницы. Павсаний описывая третий «медный» храм Аполлона в Дельфах, приводит слова Пиндара о «золотых певицах», под которыми явно подразумеваются сирены:
А сверху, с фронтона,
В золоте все, пели чудесно свою песнь чародейки.

Paus. 10.5.4 (пер. С.П. Кондратьева)

Здесь сирены выступают как образы-апотропеи, украшающие и защищающие храм. Как это часто бывает с миксоморфными существами – они и отпугивают, и защищают одновременно, а их манящая привлекательность ассоциируется с «женским миром». Та же Елена призывает их как помощниц, способных на сочувствие и поддержку. Изображения сирен появляются на женских предметах туалета – на бронзовых зеркалах и на золотых украшениях.

Зеркало

Бронза. 450 г. до н.э.

Художественный музей Уолтерса

Фото: www.thewalters.org

Золотое украшение

IV в. до н.э.

Музей Метрополитен

Фото: www.metmuseum.org



Еврипид. Елена. Перевод Иннокентия Анненского // Еврипид. Трагедии. М., 1980. Т.2. С. 65-144.

Cooney J.D. Siren and Ba, Birds of Feather // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Vol.55, №8 (Oct., 1968) — pp. 262-271.

Karademir H., Özdemir B. Sirens as soul bearers on Lycian Grave reliefs in the Classical period // Cedrus. The journal of MCRI. 2013 — pp. 89-105.