Сирены (на др. гр. Σειρῆνες) – миксоморфные существа с головой женщины и телом птицы, в классический период они часто изображались с руками и женским торсом. Согласно греческой мифологии, сирены — дочери речного божества Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры), от которой они унаследовали прекрасный голос. Их печальная судьба — заманивать моряков на погибель или гибнуть самим.
Всем хорошо известна история встречи Одиссея со сладкоголосыми сиренами где-то у берегов Сицилии, когда герой привязал себя к мачте корабля, а друзьям велел заклеить уши воском (Hom. Od. 12. 167-200). В гомеровской поэме ничего не сказано о гибели сирен, обманутых Одиссеем, но эту подробность сообщает Гигин (Hygin. 2. 141). По иной версии (Pseudo-Apollodorus, 1. 13) сирены погибают потому, что не могут превзойти в пении Орфея, плывущего с аргонавтами. Они немеют, бросаются в волны и превращаются в скалы (Orphic Argonautica 1284 – 1290). Во всех этих мифах общая идея одна – борьба героев с недружественной стихией, хтоническими силами, которые олицетворяют сирены.
В «Одиссее» не говорится, сколько именно было сирен. Более поздние авторы называют их имена, и каждый раз — разные. Места обитания тоже называют разные, но чаще всего локализуют их на юге Италии или в районе Сицилии. Страбон, например, говорит о мысе Сиренуссы, отделяющем Кумский (Неаполитанский) залив от залива Посидонии (ныне залив Салерно). Со стороны салернского залива напротив него «лежат три пустынных, скалистых островка, которые называются Сиренами» (Strabo I, 22). На мысу, самой высокой его точке, распложен знаменитый курорт Сорренто, в римские времена носивший имя Суррент (или Сиррент). Когда-то рядом с ним было святилище Афины и сирен, основанное по легенде Одиссеем, давшее имя городу. Вспоминается также история Парфенопы, одной из сирен, не сумевших завлечь Одиссея, которая бросилась со скалы и была похоронена на побережье (Strabо I, 23. 246). На месте гибели женщины-птицы греки основали колонию, названную ее именем – Парфенопа (Strab. I, 23. 246), затем ставшую частью нового античного мегаполиса – Неаполя.
Ахелой (Ἀχελῷος) —
Парфенопа
Фонтан, XV в.
Неаполь
Фото: wikipedia.org
Парфенопа
Деталь фонтана, XV в.
Неаполь
Фото: wikipedia.org
Cтамнос –
Динос
Софил. 580 г. до н.э.
Лувр
Фото: www.louvre.fr
Пиксида
600-575 гг. до н.э.
Музей Метрополитен
Фото: www.metmuseum.org
Стамнос
Аттика, 480-470 гг. до н.э.
Британский музей
Фото: www.britishmuseum.org
Об этом же смысловом векторе свидетельствует популярность сирен в греческом изобразительном искусстве. Здесь кажется уместным отметить, что в других древних культурах тоже прослеживается связь между смертью и крылатыми существами. Спектр проявлений этого сочетания довольно широк. Мы знаем, что в Древнем Египте т.н. Ба, одна из бессмертных жизненных сущностей человека, его "душа", изображалась как птица с головой человека. Есть и другие древневосточные примеры. В знаменитом эпосе о Гильгамеше появляется более зловещий образ. Энкиду, друг главного героя, во сне видит свою смерть и описывает ее как превращение в птицу:
Роспись фиванской гробницы Инхерха (ТТ359)
ХХ династия (XII-XII вв. до н.э.), Новое царство, Дей-эль-Медина (Фото автора)
(пер. И.М. Дьяконова)
Гробница Гарпий
Рельеф. 480-470 гг. до н.э..
Британский музей
Фото: www.britishmuseum.org
Гробница Гарпий
Рельеф. 480-470 гг. до н.э.
Британский музей
Фото: www.britishmuseum.org
166-180 (пер. И. Анненского)
Надгробная статуя сирены из некрополя Керамика
Афины. нач. IV в. до н.э.
Национальный археологический музей Афин
Килик
Беотия. V в. до н.э.
Музей Метрополитен
Фото: www.metmuseum.org
Надгробная статуя сирены
Аттика. втор. пол. IV в. до н.э.
Художественный музей Уолтерса
Фото: www.thewalters.org
Ассоциация образа сладкоголосой женщины-птицы с погребальной сферой сохраняется и в римское время. Прекрасный мраморный саркофаг периода поздней Империи иллюстрирует еще один миф с участием женщин-птиц. Это музыкальный спор между музами и сиренами, затеянный богами (Paus. IX, 34.2).
Римский мраморный саркофаг
III в. до н.э. Музей Метрополитен
www.metmuseum.org
Paus. 10.5.4 (пер. С.П. Кондратьева)
Зеркало
Бронза. 450 г. до н.э.
Художественный музей Уолтерса
Фото: www.thewalters.org
Золотое украшение
IV в. до н.э.
Музей Метрополитен
Фото: www.metmuseum.org