1. Священными (sacra) называют места, установленные для богослужений, то есть те, где алтари, на которых понтифики приносят жертвы, освящены согласно принятому обычаю.
2. Святым (sanctus) у древних считалось внешнее пространство храма. Святая святых (Sancta sanctorum) – это тайное место храма, в которое не допускают никого кроме священнослужителей. Это место названо Святая святых, поскольку оно более свято, чем оракул, находящийся за пределами храма, или же потому, что оно еще более свято по сравнению с тем местом, которое называют святым. Подобным образом названа Песнь песней, ведь она превосходит все на свете песни. Святым это место названо от крови (sanguis) жертвы. У древних ничто не считалось святым, если не было освящено или окроплено жертвенной кровью. Поэтому святым называют то, что было освящено. Освящать (sancire) означает укреплять и налагать наказания, чтобы защитить от несправедливости, поэтому святыми называют и законы, и стены.
3. Пропитаторий (propitiatorium) – это ораторий умилостивительной жертвы, ведь умилостивление – это успокоение.
Оракул (oraculum) назван так потому, что там даются ответы; оракул – от слова «уста» (ora).
4. Пенетралия (penetralia) – это тайные места оракулов [1]. Ведь пенетралия – это то, что находится внутри (penitus), то есть «почти внутри» (pene intus).
Ораторий (oratorium) посвящен только молитве (oratio), в нем никто не должен делать ничего иного, кроме того, для чего сооружен ораторий: поэтому он получил такое имя.
5. Монастырь (monasterium) – это обитель монаха, живущего в одиночестве, ведь на греческом языке μόνος – один, στήριον – местопребывание, то есть «жилище одинокого».
6. Кеновия (coenobium) представляет собой соединение греческого и латинского слова. Это обитель многих, живущих совместно. На греческом языке κοινόν означает «совместно».
7. Храм (templum) – это общее имя; древние давали это имя пространным местам, так что храмы (templa) получили название от обширных кровель (tecta ampla). Название templum также давалось месту, обращенному к востоку – это слово произошло от созерцания (contemplatio). Подобное место имеет четыре части: передняя часть обращена на запад, задняя – на восток, левая – на север, правая – на юг. Когда создавали templum, смотрели на равноденственный восход, так чтобы линия, проложенная с востока на запад, разграничивала равные части неба, правую и левую, дабы тот, кто вопрошал богов или обращался к ним с молитвой, смотрел прямо на восток [2].
8. Святилище (fanum) названо от фавнов [3], которым ложные верования язычников создавали храмы, где вопрошавшие слышали ответы демонов.
9. Священными местами (delubrum) древние называли храмы, где были источники: в них совершали омовение перед входом в храм, поэтому они получили название от омовения (a diluendo) [4]. Ныне это храмы со святыми источниками, в которых очищаются возрожденные в крещении верующие. Правильно, что эти места по некоему предзнаменованию были названы священными, ибо в них смываются грехи.