В первых печатных изданиях сочинений Помпония Лета опубликован краткий путеводитель по Риму
[4]. Перед нами не традиционный перечень достопримечательностей Рима, собранных по отдельным рубрикам по образцу средневековых «Мирабилий»: эту композицию сохраняют многие последующие книги, как, например, «Сочинение о древних и новых чудесах города Рима» Франческо Альбертини
[5]. Текст Лета представляет собой именно путеводитель, итинерарий, с ясным маршрутом и указаниями, на каком склоне холма, с какой стороны, к югу или к северу, стоит тот или иной памятник. Описание Рима открывает рассказ о самом знаменитом сооружении города – амфитеатре Флавиев.
Затем, немного поговорив об окрестностях Колизея и постройках Форума, Помпоний Лет как бы возвращается к своему дому и следует хорошо знакомым путем по гребню Квиринальского холма, где проходит так называемая «Высокая тропа» (Alta Semita). Он перечисляет памятники, стоящие «по правую руку», «в долине», «на склоне», что делает его ментальную карту зримой и понятной. Помпоний Лет осматривает Виминал, Эсквилин, Целий и Авентин и завершает рассказ описанием Палатинского холма и Капитолия, с которыми связаны древнейшие страницы римской истории.
Иногда, характеризуя памятник, Помпоний Лет называет имена исторических лиц или говорит о событиях ранней истории Рима, хорошо известных из книг Тита Ливия. Многие топонимы заимствованы из перечня районов Рима из «Хронографа 354 года», текст которого использует и Флавио Бьондо в книге «Воссозданный Рим». В итинерарии почти нет традиционных легендарных названий, многие атрибуции достаточно точны.
Помпоний Лет указывает, что статуи укротителей коней подарил Нерону царь Тиридат: Лет еще не определяет их как статуи Диоскуров, но и не повторяет легенду о том, что создателями статуй были Фидий и Пракситель. Пирамида Цестия также определена верно как памятник жрецу-эпулону, а не гробница Ромула. Для Помпония Лета особенно важны указания на места, где жили поэты Катулл и Марциал, оратор Март Туллий Цицерон и адресат его писем Тит Помпоний Аттик. Драгоценные для Лета имена ассоциируются с определенными римскими пейзажами и благодаря этому становятся еще более близкими. Можно вспомнить, что Франческо Петрарка адресовал свои письма Цицерону и Вергилию, как если бы они были его современниками.
Сочинения о Риме вплоть до середины XVI века не имели иллюстраций. Итинерарий Помпония Лета обращен к любителю древностей, совершающему тот же путь по римским холмам, или к читателю, мысленно вспоминающему известные ему памятники Рима.
Представление о том, как могли выглядеть римские древности во времена гуманистов, дают рисунки Мартена Ван Хемскерка (1498-1574), посетившего Рим в 1532-1536 гг., полвека спустя после того, как Помпоний Лет написал свой небольшой итинерарий
[6].