Беда Достопочтенный.

О семи чудесах света, сотворенных рукою человека


перевод И.В. Кувшинской


  • Ирина Кувшинская

О семи чудесах света, сотворенных рукою человека


I. Первое из них, это Капитолий в Риме, спасение граждан, великий как целый город, где находились статуи всех народов, завоеванных римлянами, или изображения богов. На груди у каждой статуи было написано имя народа, который завоевали римляне, а на шее висел колокольчик. Жрецы или стражи денно и нощно по очереди неустанно охраняли те статуи, и если одна из них начинала двигаться, по звону колокольчика они тотчас узнавали, какой народ восстал против римлян. Узнав об этом, они устно или письменно извещали римских правителей, чтобы те знали, куда следует направить войско для усмирения того народа.

II. Александрийский маяк утвержден на четырех стеклянных опорах-крабах, стоящих в море на глубине двадцати футов. Удивительно, как можно было изготовить столь мощные опоры, как удалось их перевезти и не разбить, как могут они удерживать лежащее на них бетонное основание, каким образом бетон остается сохранным под водой, почему не разбиваются опоры и не соскальзывает лежащее на них основание.
Филипп Галле по рисунку Мартена ван Хемскерка. Фарос
Гравюра из серии «Чудеса света». 1572.
Магдалена де Пассе по рисунку Мартена де Воса. Фарос в Александрии
Гравюра из серии «Семь чудес света» («De zeven wereldwonderen»). Антверпен. 1614.
Антонио Темпеста. Фарос в Александрии
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608.

III. На острове Родос установлена отлитая из бронзы статуя Колосса весом в сто тридцать шесть фунтов. Удивительно, как удалось отлить столь великую громаду, поднять ее и установить.
Филипп Галле по рисунку Мартена ван Хемскерка. Колосс Родосский
Гравюра из серии «Чудеса света».1572.
Мартен Ван Хемскерк. Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света
Фрагмент. Колосс Родосский. 1535. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Антонио Темпеста. Колосс Родосский
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608.
Мартен Ван Хемскерк. Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света
1535. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

IV. Четвертое чудо – железная статуя Беллерофонта с его конем, подвешенная над самой высокой частью города. Всадник парит в воздухе: он не висит на цепях и не утвержден на опоре, но огромные магниты, расположенные на дугах арок, притягивают статую со всех сторон и, вознося над землей, удерживают в равновесии. Вес статуи оценивают в пять тысяч фунтов железа.

V. Пятое чудо – театр в Гераклее, высеченный из единого мрамора таким образом, что все помещения, покои, стены и пещеры для зверей созданы из цельной глыбы мрамора; поднятая над землей, постройка опирается на семь опор-крабов, высеченных из того же камня. В круглой чаше театра никто, будь то один человек или беседующие между собой люди, не может сказать ничего тайного, что бы не услышали все окружающие, находящиеся в этой чаше.


VI. Шестое чудо – это бани, которые Аполлоний Тианский освятил с помощью одной зажженной им свечи и устроил так, что горячие купальни согревает постоянно горящий огонь, за которым не надо присматривать.


VII. Седьмое чудо – храм Дианы над четырьмя колоннами. Первое основание прорезают арки; затем, постепенно возрастая над четырьмя арками, более высокие каменные сооружения опираются на предыдущие арки. Над четырьмя расположены восемь колонн и восемь арок; далее, в третьем ярусе, возвышаясь с четырех сторон, установлены еще более высокие каменные сооружения того же веса. Над восемью колоннами утверждены шестнадцать, над шестнадцатью – тридцать две; они составляют четвертый ярус; в пятом ярусе столь удивительную постройку завершают шестьдесят четыре колонны.

Антонио Темпеста. Храм Дианы в Эфесе
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608.
Криспин де Пассе по рисунку Мартена де Воса
Храм Дианы в Эфесе. Гравюра из серии «Семь чудес света» («De zeven wereldwonderen»). Антверпен. 1614.


В этой публикации рассказ средневекового автора иллюстрируют рисунки Мартена ван Хемскерка и подборка гравюр XVI – начала XVII веков с аллегорическими образами Семи великих чудес света.

Перевод выполнен по изданию: Beda Venerabilis. De Septem Mundi Miraculis // Patrologia Latina. Vol. 94. Col. 961–962 / Ed. J-P. Migne. Parisiis, 1844–1855.

Перевод текста и комментарии © Кувшинская И.В., проект «Химера», 2024


курсы и материалы по теме: