Чудеса света и чудеса Рима


  • Ирина Кувшинская

Чудеса света и чудеса Рима


Мартен Ван Хемскерк. Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света
Фрагмент с изображением архитектурных памятников античного Рима
1535 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Небольшой трактат «О Семи чудесах света» сохранился в корпусе сочинений Беды Достопочтенного (ок. 672/673–735 гг.), англосаксонского учёного-энциклопедиста, выдающегося богослова, одного из Учителей Церкви. Авторитет столь известного имени способствовал распространению этого текста, вряд ли принадлежащего перу самого Беды, но традиционно включаемого в собрание его трудов.

В представлении античных писателей Семь чудес света – это великие творения архитектуры и скульптуры древности, прославленные масштабом и дерзновенностью замысла.
Из семи традиционных Чудес света в средневековом перечне упомянуты три названия: Александрийский маяк, статуя Колосса Родосского и храм Артемиды Эфесской.

Мартен Ван Хемскерк. Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света
Фрагмент. Колосс Родосский
1535 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Рассуждая об этих памятниках, средневековый автор легче всего мог представить грандиозную статую Колосса, образ которого ассоциировался с некогда стоявшим в Риме Колоссом императора Нерона. Считают, что именование «Колизей» амфитеатр Флавиев получил по названию этой статуи. В рукописях «Мирабилий» XIV в. сохранилось фантастическое описание этого памятника: «Колизеем — по-гречески «Колоссом» — на латинском языке называют круглый амфитеатр, или храм Солнца»[1]. «Храм был полностью перекрыт бронзовым позолоченным сводом, там гремел гром, сверкали молнии и по узким трубам истекали капли дождя. На своде были представлены небесные созвездия, а также планеты, солнце и луна, совершающие путь на своих квадригах. В центре стоял Феб, то есть бог Солнца: его ноги упирались в землю, а голова достигала небес. В руке он держал шар в знак того, что Рим правил всей вселенной»[2].
Филипп Галле
по рисунку Мартена ван Хемскерка
Колизей в Риме
Гравюра из серии «Чудеса света»
1572
Музей Метрополитен,
Нью Йорк

Статуя Колосса, установленная в центре амфитеатра Флавиев, изображена на гравюре Филиппа Галле (1572 г.), выполненной по рисунку голландского художника Мартена ван Хемскерка. В период своего пребывания в Риме в 1532-1536 гг. Мартен ван Хемскерк создал десятки зарисовок античных статуй и архитектурных сооружений, выполненных с необыкновенной точностью. Хемскерк выбирает необычные ракурсы и точки обзора, его внимание привлекают величественные руины, фрагменты колонн и грандиозных мраморных статуй. Многие из этих рисунков впоследствии стали источником для различных композиций, в которых реальные памятники и их детали помещались в новый контекст и становились частью архитектурных фантазий на библейские и мифологические темы.
Мартен Ван Хемскерк. Колосс Солнца
1570. Галерея Курто. Лондон
Филипп Галле по рисунку Мартена ван Хемскерка. Колосс Родосский
Гравюра из серии «Чудеса света».1572
На рисунке Мартена ван Хемскерка 1570 г. Колосс Родосский представлен как огромная статуя, образующая врата в морскую гавань, с кораблями, проплывающими между его столпообразных ног. Рисунки Хемскерка использовали Филипп Галле и Криспин де Пассе при создании серии гравюр, посвященных Семи чудесам света. Так сложились некие иконографические каноны, и несмотря на то, что Семь чудес света продолжали изображать другие художники, именно композиции Хемскерка чаще всего воспроизводились в последующие века и продолжают иллюстрировать современные книги.

Изображения на гравюрах традиционно сопровождали стихотворные подписи. Латинская эпиграмма на гравюре Антонио Темпесты, в 1608 г. создавшем свою оригинальную серию «Septem orbis admiranda», гласит:

Слогом возвышенным кто воспоет громаду Колосса,

Родоса труд, чью главу лучи увенчали, а длани

Ввысь устремились, небу грозя. Но Земля недостойно

Тяжести не удержав, в великую их обратила руину…

Антонио Темпеста. Колосс Родосский
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608
Антонио Темпеста. Храм Дианы в Эфесе
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608
Антонио Темпеста. Фарос в Александрии
Гравюра из серии «Семь чудес света» («Septem orbis admiranda»). Антверпен. 1608

Хартман Шедель. Колосс

«Всемирная хроника». Нюрнберг.1493. С.82v.

Упоминание о Колоссе во «Всемирной хронике» Хартмана Шеделя следует за рассказом о стихийном бедствии, постигшем различные страны:

"В год от основания Города 480-й видели, как текла кровь из земли и молоко с неба. Два года в Городе свирепствовала чума, ниспосланная, как гласили Сивиллины книги, из-за небесного гнева; вопрошали не о количестве погибших, но о числе тех, кто остался в живых. Громадный колосс, изображение Солнца, высотой в 70 локтей, созданный на острове Родос прославленным лидийским ваятелем, был разрушен землетрясением. По словам Плиния, Колосс был сравним с крепостной башней. Утверждают, что он был величайшим из Семи чудес света"[3].

Рассказ хрониста сопровождает иллюстрация, на которой Колосс символически представлен как две падающие разбитые колонны — громадные опоры, как бы надломившиеся у колен.
В Средние века увидеть чудеса Востока жителю Европы становилось все труднее, поэтому наряду с описанием замечательной акустики высеченного из мрамора театра в Гераклее (возможно, имеется в виду театр в Гераклее у горы Латм [4]), автор сочинения
«О Семи чудесах света» говорит о вымышленных архитектурных конструкциях, таких как созданное из стекла подводное основание Александрийского маяка или многоярусный храм Артемиды Эфесской со все возрастающим от яруса к ярусу числом колонн. Определить реальные прототипы подобных описаний практически невозможно.

В рассказе о парящей над городом статуе Беллерофонта не указано место, где находилось это чудо света. В одной из рукописей словосочетание «in summa civitatе» — «в высшей точке города» передано как «in Smirna civitate» («в городе Смирна» [5]).

Следуя античной традиции, средневековый автор стремится поразить воображение читателя известиями о сооружениях и скульптурах, невероятных, не всегда объяснимых, создание которых граничит с волшебством. Недаром творцом одного из Чудес света назван философ-неопифагореец Аполлоний Тианский (I в. н.э.), жизнь которого стала поводом для создания многочисленных легенд.

Магистр Григорий, посетивший Рим в конце XIII в., считал, что это чудо света находится в Риме. Можно предположить, что рассказ Беды Достопочтенного средневековый путешественник связал со своими впечатлениями от посещения римских терм:
Есть весьма удивительные бани Аполлона Бианского, до сих пор стоящие в Риме. Аполлон Бианский с дивным искусством создал эти бани, смешав в бронзовой чаше серу, черную соль и тартар. Затем он зажег в приготовленных купальнях волшебную свечу и с помощью вечного огня сделал их горячими. Я сам видел эти бани и омыл в них руки.Однако из-за отвратительного запаха серы я не стал мыться в тех банях, хотя и заплатил банщику [6].
На сложение легенды о волшебных статуях, предупреждавших римлян о мятежах покоренных народов, могли повлиять отдаленные воспоминания о стоявших в Риме скульптурах — аллегориях римских провинций. Известно, что в портике Помпея, рядом с его театром, построенным на Марсовом поле, находились статуи провинций, завоеванных великим полководцем. Рассказывая о кошмарах, мучавших Нерона после убийства матери, Гай Светоний Транквилл пишет, что императору снилось, будто его обступают и теснят статуи народов, воздвигнутые в Помпеевом театре [7]. В «Золотой легенде» Иакова Ворагинского рассказ о «говорящих статуях» приведен в связи с описанием Пантеона [8].

Об «оживающих» статуях провинций повествует Магистр Григорий:
Среди всех удивительных творений, которые некогда находились в Риме, более всего достойно изумления собрание статуй, называемых «Спасение граждан». В него входили статуи всех народов, подчиненных римскому государству, сотворенные с помощью колдовства. Ибо для каждого подвластного Риму народа или царства в некоем чертоге были поставлены колдовские статуи. До сего дня от него сохранилась бóльшая часть стен, подземелья его таинственны и страшны. В том чертоге стояли в ряд все эти статуи, и на груди у каждой из них было написано имя народа, чей образ она представляла. У каждой статуи на шее висел колокольчик из серебра, наиболее звонкого изо всех металлов. Днем и ночью в том доме бодрствовали жрецы, хранители этих статуй. Если какой-либо народ восставал против господства римлян, его статуя тотчас же приходила в движение, колокольчик звенел, и жрец немедля сообщал властям имя, начертанное на статуе.

Над колдовским чертогом, где находились эти изображения, возвышался бронзовый воин верхом на коне. Согласно движению статуи, воин поворачивался и указывал мечом в сторону того народа, чей кумир начинал двигаться. Предупрежденные этим очевидным знаком, римские вожди без промедления посылали войско подавить мятеж того народа. Нередко случалось, что, прежде чем неприятель успевал подготовится к войне, римляне без труда и кровопролития снова покоряли врага [9].
Примечательно, что именно легенда о статуях римских провинций, стоявших на Капитолии в Риме, открывает рассказ Беды Достопочтенного о Семи чудесах света.
Ко времени создания этого текста многие из великих творений древности были безвозвратно утрачены, но их место заняли новые удивительные памятники, средоточием которых стал город Рим.

В 1510 году Франческо Альбертини, каноник базилики Сан Лоренцо во Флоренции, издал небольшую книгу, озаглавленную «Семь чудес Света, города Рима и государства Флоренции», в которой традиционный перечень Семи чудес Древнего мира продолжают имена Семи знаменитых построек античного Рима. Выбор автора прежде всего определяют грандиозные размеры памятника и совершенство его архитектурных конструкций. Альбертини пишет:
Первым удивительным творением древнего города Рима был акведук Клавдия. Это тот самый акведук, который в наши дни тянется от ворот Невия до Латеранской базилики. Как объясняет Кассиодор, он был проведен по гребню холма Целия до холма Авентина. Юлий Фронтин говорит, что протяженность этого сооружения достигала 560 миль. < ... > Вторым удивительным чудом, достойным упоминания, были Термы Диоклетиана, подобные целой провинции; они занимали пространство между Великой базиликой Пресвятой Марии и церковью Святой Сусанны. < ... > Третье чудо, о котором следует упомянуть, это Форум императора Нервы с его сооружениями: он назывался Проходным, поскольку открывал проход от форума Траяна к другим форумам; здесь до сих пор сохранились остатки дворцов и колонн. < ... >
Четвертым следует назвать Большой дворец на Палатинском холме: как можно судить по его остаткам, на огромной территории дворца находились прекраснейшие статуи, замечательная библиотека и множество других великолепных построек. Пятым удивительным творением является Пантеон Марка Агриппы. В этом храме находились золотые и мраморные статуи, всевозможные мраморные инкрустации, не говоря о статуях из слоновой кости и серебра. < ... >. Шестым назовем Колизей, то есть амфитеатр Тита и Веспасиана, также выдающееся сооружение, построенное в центре города из замечательного камня травертина. < ... > Седьмым и последним чудом была громадная постройка Адриана с примыкающим к ней мостом, воздвигнутая в Ватикане императором Элием Адрианом, выходцем из Испании. Это грандиозное сооружение заключало двойной ряд огромных колонн. Не могу перечислить здесь все прекраснейшие бронзовые и мраморные статуи со множеством эпитафий, спиральные колонны, триумфальные арки, Мавзолей Августа и сам Септизоний. Мы оставляем в стороне храм Мира и украшенное многими статуями Марсово поле, Большой цирк и многочисленные обелиски…[10]
Мартен Ван Хемскерк. Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света
1535. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
В последующие века на представления о том, как могли выглядеть легендарные Чудеса света, повлияли рисунки и гравюры XVI в. с изображениями грандиозных руин античного Рима. На полотне Мартена ван Хемскерка, получившем название «Панорама с похищением Елены на фоне Чудес света» (1535 г.) среди архитектурных сооружений и скульптур различимы римские триумфальные колонны, обелиски, колоннада храма Веспасиана и Тита, руины императорских терм и мавзолей Адриана. На панораме изображены гигантские статуи речных богов, воздвигнутые на Квиринале, и грандиозная фигура Колосса со светочем в руке, стоящая перед воображаемой Родосской гаванью.
На композициях голландских художников XVI века Вавилонская башня, символ распавшегося многоязычного мира, составлена из десятков фрагментов архитектурных сооружений, как фантазийных, так и реальных, хорошо узнаваемых памятников античного и ренессансного Рима.


В этой публикации рассказ средневекового автора иллюстрируют рисунки Мартена ван Хемскерка и подборка гравюр XVI – начала XVII веков с аллегорическими образами Семи великих чудес света.

Перевод выполнен по изданию: Beda Venerabilis. De Septem Mundi Miraculis // Patrologia Latina. Vol. 94. Col. 961–962 / Ed. J-P. Migne. Parisiis, 1844–1855.

Перевод текста и комментарии © Кувшинская И.В., проект «Химера», 2024


1.Mirabilia Urbis Romae. Codex Urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P.160.
2. Ibid. P.136.
3. Liber Chronicarum. Nurnberg. 1493. Fol. 82v.
4. Rushforth, G.M.N. 1919: Magister Gregorius de Mirabilibus Urbis Romae: a New Description of Rome in the Twelfth Century. The Journal of Roman Studies, Vol. IX. 1919. Р. 44.
5. Ibid. P. 43-44.
6. Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима // Воссозданный Рим. М. 2020. С. 52. Ошибки в имени Аполлония Тианского, очевидно, принадлежали переписчику. Конкретность описания не оставляет сомнения в реальности места, о котором говорит Магистр Григорий. Отметим, что в текстах Мирабилий упоминается церковь Святой Бальбины «в Альбистоне» (лат. Albiston), построенная рядом с термами императора Каракаллы.
В Средние века этот топоним связывали с легендой о стоявшем в термах светильнике из белого камня асбестона (то есть асбеста), огонь в котором никогда не угасал: Effemeridi litterarie di Roma. Vol I. 1820. P. 74.
7. Suet. Nero, 46.
8. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Т. 2. М. 2018. С. 444.
9. Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима // Воссозданный Рим. М. 2020. С. 50-51. Отметим, что эпитет «Спасение граждан» (лат. Salvatio civium), который в средневековом трактате дан самому Капитолию, переносится в дальнейшем на собрание стоявших на нем магических статуй.
10. Francesco Albertini. Septem mirabilia orbis et urbis Romae et Florentinae civitatis. Romae, 1510. P. 6-8. Перевод фрагмента дан с небольшими сокращениями.

Mirabilia Urbis Romae. Codex Urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P.160.
Mirabilia Urbis Romae. Codex Urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P.136.
Liber Chronicarum. Nurnberg. 1493. Fol. 82v.
Rushforth, G.M.N. 1919: Magister Gregorius de Mirabilibus Urbis Romae: a New Description of Rome in the Twelfth Century. The Journal of Roman Studies, Vol. IX. 1919. Р. 44.
Rushforth, G.M.N. 1919: Magister Gregorius de Mirabilibus Urbis Romae: a New Description of Rome in the Twelfth Century. The Journal of Roman Studies, Vol. IX. 1919. Р. 42–44.
Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима // Воссозданный Рим. М. 2020. С. 52.
Ошибки в имени Аполлония Тианского, очевидно, принадлежали переписчику. Конкретность описания не оставляет сомнения в реальности места, о котором говорит Магистр Григорий. Отметим, что в текстах Мирабилий упоминается церковь Святой Бальбины «в Альбистоне» (лат. Albiston), построенная рядом с термами императора Каракаллы. В Средние века этот топоним связывали с легендой о стоявшем в термах светильнике из белого камня асбестона (то есть асбеста), огонь в котором никогда не угасал: Effemeridi litterarie di Roma. Vol I. 1820. P. 74.
Suet. Nero, 46.
Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Т. 2. М. 2018. С. 444.
Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима // Воссозданный Рим. М. 2020. С. 50-51.
Отметим, что эпитет «Спасение граждан» (лат. Salvatio civium), который в средневековом трактате дан самому Капитолию, переносится в дальнейшем на собрание стоявших на нем магических статуй.
Francesco Albertini. Septem mirabilia orbis et urbis Romae et Florentinae civitatis. Romae, 1510. P. 6-8. Перевод фрагмента дан с небольшими сокращениями.

курсы и материалы по теме: