анатолия

ХЕТТСКАЯ КЕРАМИКА

11/IX/24

  • Надежда Налимова

За время поездки мы не только посетили множество археологических зон, но и познакомились с музейными собраниями анатолийских древностей. Одним из ярких открытий стала хеттская керамика. Чаши, кубки, кувшины, глиняные горшки и «фляги», кольцевидные и фигуративные сосуды в виде животных, гроздьев винограда, даже в форме хеттских сапожек с загнутыми носами – самые оригинальные формы и функции предстали перед нами во всем разнообразии. Правда, те сосуды, что больше всего привлекают внимание в витринах, – это скорее вещи исключительные, редкие на общем фоне рядовой хеттской керамики, которая производилась в подлинно индустриальных масштабах. Тем интереснее рассматривать их неординарные, выразительные и креативные формы.
Один из самых узнаваемых типов хеттской керамической посуды – сосуд с клювовидным носиком (beak-spouted jug). Из тонкого горлышка круто поднимается носик, действительно очень похожий на загнутый птичий клюв. Ассоциация с птицей, возможно, хищной, тут не вызывает сомнений. Но на фронтальной стороне некоторых сосудов имеются треугольные выступы – очевидно, схематичное изображение женской груди. Это означает, что такие сосуды мыслились не только как вазы-птицы, но и как вазы женщины – женское божество с птичьими чертами. Есть и другие подобные сосуды, но с узким трубчатым носиком вместо загнутого «клюва». Такие кувшины, сильно отполированные, красные или черные, вероятно имели бронзовые прототипы – лощение хорошо имитирует металлический блеск, да и сами формы явно указывают на происхождение из торевтики. Это, конечно, не бытовые вещи, но принадлежавшие сфере ритуала, – их использовали для возлияний, и в хеттском искусстве они часто фигурируют в изображениях религиозных шествий и церемоний.
Сосуды с клювовидным носиком. Археологический музей Анкары
Попадались в витринах и сосуды в виде рук. Их корпус представляет собой сужающуюся трубку, к концу которой прикреплена тщательно моделированная ладонь, держащая небольшую полусферическую чашу. Похожие сосуды-руки нам доводилось видеть в Египте. В эпоху Нового Царства они служили курильницами – фемиатериями, на них возжигали благовония в честь богов. Но хеттские сосуды такого типа не обнаруживают никаких следов горения. Скорее они тоже использовались для ритуальных возлияний, хотя надежных доказательств этому нет.
Сосуд в виде руки. Музей Чорума
Хеттская керамика в основном монохромна и лишена декорации. Однако есть и замечательные исключения – крупные сосуды, украшенные рельефами. В музеях Чорума и Анкары хранятся впечатляющие экземпляры такой керамики, датирующейся XVII в. до н. э. Вазы эти очень нарядны, хотя их цветовая палитра строится на контрасте всего трех основных цветов – красновато-коричневого, черного и кремово-белого. Лепные фигурки, выполнявшиеся отдельно и затем крепившиеся к сосуду, размещены в нескольких регистрах, как на большой вазе из Хюсеиндеде (Hüseyndede). Они составляют ритуальные процессии с участием жрецов и жриц, адорантов, танцоров, музыкантов и акробатов. Как мы знаем из текстов, музыка, танцы и акробатика играли важную роль в хеттских религиозных празднествах.
Большая ваза из Хюсеиндеде. Музей Чорума
ок. 1650 г. до н. э.
Хетты использовали струнные, «арфообразные» и ударные инструменты вроде античных кимвалов. Их можно хорошо разглядеть на вазе из Инандыктепе (nandık), хранящейся в музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Изображаются и другие атрибуты сакрального действа: святилища, храмы и алтари, сложенные из разноцветного кирпича, животные, приготовленные в жертву. Боги тоже могут присутствовать в виде своих культовых изображений. Например, на инандыкской вазе бог Грома представлен в виде своего символа – статуи быка на пьедестале.
Ваза из Инандыктепе. Археологический музей Анкары
XVII в. до н. э.
С культом быка связана редкая сцена, изображенная на малой вазе из музея Чорума, – это таврокатапсия, ритуальные игры с быком в сопровождении музыкантов и танцоров. Подобные сцены с прыжками через спину быка хорошо известны по памятникам Сирии, Египта и Эгеиды. Самое знаменитое изображение такого рода – фреска из кносского дворца на Крите (подробнее о таврокатапсии читайте в нашем материале). В Анатолии подобный ритуал мог появиться даже раньше, чем в других регионах, и иметь собственные корни в более древних традициях.
Бык фигурирует в декорации этой группы сосудов еще в одном качестве. Объемные бычьи головки крепятся к внутренней стороне обода на горлышке, который представляет собой полую трубку. По ней когда-то циркулировала жидкость, заливавшаяся в специальное отверстие. Головы бычков тоже имели отверстия, служившие сливами – через них жидкость попадала внутрь сосуда. Такие вазы, как несложно догадаться, никогда не использовались в быту. Они были созданы как инструмент для совершения либаций – ритуальных возлияний.
Тем же целям служили сосуды в виде фигур быков. Особенно красива пара из музея Анкары. Их красные лощеные тела изображены почти идентично, только хвосты развернуты в противоположные стороны. У бычков выразительные крупные глаза с черными зрачками, изящно изогнутые рога, детали, доработанные резцом по поверхности глины, – брови и челки с выделенным белым треугольником. В их носы вставлены кольца, от которых отходят поводья, наброшенные на шею, – пара будто запряжена в невидимую повозку, ожидающую хозяина. Считается, что это изображения священных быков Сери и Хурри – слуг и извозчиков бога грозы Тешуба. Во время ритуала жидкость заливалась в отверстие на спинах животных и затем при наклоне выливалась через их ноздри.
Сосуд в виде быков. Археологический музей Анкары
XVI в. до н. э.
Но, пожалуй, самый впечатляющий сосуд-бык встретился нам в Хаттусе, в музее Богазкале. Этот громадный кувшин высотой крупнее человеческого роста. Его нашли вместе с другой крупной вазой, горлышко которой было декорировано на манер крепостной стены c зубчатыми выступами – мерлонами. Ваза-башня и ваза-бык, возможно, использовались в паре во время государственных религиозных церемоний в хеттской столице. Принцип работы сосуда с бычьей головой такой же, как и у подобных ему меньшего размера. Жидкость заливалась внутрь через проем над ручкой и выливалась в отверстие в трубчатой морде зверя. Однако, чтобы наполнить и наклонить такой кувшин, необходимы были специальные механизмы и приспособления.
Сосуд в виде быка. Музей Богазкале
1400-1200 гг. до н. э.

Рельеф комплекса ворот. Аладжа-Хююк

Схематичное изображение сосуда в виде бычьей головы, который катят на повозке, мы видим в рельефе комплекса ворот хеттского поселения Аладжа-Хююк. Прибытие сосуда приветствуют музыканты и акробаты. Сама сцена ритуала и поклонения богу Грозы в виде быка на пьедестале очень напоминает изображения рельефных ваз, созданных на три столетия раньше. Так, приемы и мотивы, разработанные в керамических сосудах, нашли выход в монументальное искусство хеттов.

Список литературы:
  1. Schoop U.D. Hittite pottery: a summary. Insights into Hittite history and archaeology // Eds. H. Genz and D.P. Mielke. Leuven-Paris-Walpole: Peeters, 2011. P. 241–273.
  2. Sipahi T. Eine althethitische Reliefvase von Hüseyindede Tepesi // Istanbuler Mitteilungen, 50, 2000. S. 61–85.
  3. Sipahi T. New evidence from Anatolia regarding Bull-Leaping Scenes in the Art of the Aegean and the Near East // Anatolica, 27, 2001. P. 107–125.
  4. Yıldırım T. Music in Hüseyindede/Yörüklü: Some New Musical Scenes on the Second Hittite Relief // Anadolu Araştırmaları, Vol. 16, 2002. P. 591–600.
  5. Yıldırım T. New scenes on the second relief vase from Hüseyindede and their interpretation in the light of the Hittite representative art // Studi Micenei Ed Egeo Anatolici, 2008. P. 837–850.
  6. Ванеян Е.С. Аладжа-Хююк: ортостаты и штандарты / Исторические исследования (электронный журнал исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). №2, 2015, 262–270.