анатолия

КАНЕШ

10/XI/2023

  • Любовь Жильцова

Городище Кюльтепе в древности было известно как Канеш или Неса. В начале II тысячелетия до н.э., в период ассирийских торговых колоний, Канеш был одним из важнейших городов центральной Анатолии.
Здесь нет таких впечатляющих руин, как в Хаттусе или Гордионе, однако историческое значение этого места огромное. В частности, потому, что в Кюльтепе был обнаружен один из самых больших архивов клинописных текстов на аккадском языке. Эти важнейшие открытия отражены и в оформлении археологический зоны: посетителей встречает увеличенная копия клинописного старо-ассирийского текста.
Во II тысячелетии торговые связи с Месопотамией сыграли большую роль в развитии региона. Независимый месопотамский город Ашшур основал сложную сеть торговых колоний в центральной Анатолии, главной из которых был Канеш. Ассирийские купцы шли с караванами из Ашшура до Канеша 1200 километров. Период активной торговли ассирийцев в Анатолии длился примерно двести лет, до середины 18 в. до н. э. Ассирийцы привозили сюда олово, необходимое для производства бронзы, и изысканные ткани. Караван по дороге проходил горы, реки, пустыни и территории нескольких царств.
Ассирийцы заключали контракты с местными властями. В обмен на налог, анатолийские правители обещали защищать караваны и интересы ассирийцев, высылать им навстречу отряды для охраны, расследовать утерю или порчу товара. Несмотря на высокие налоги, которые взимались с караванов несколько раз за время их пути, торговля с Анатолией была очень выгодной. Прибыль составляла от 100 до 200 процентов. Из Анатолии ассирийцы, в свою очередь, везли обратно в Ашшур серебро и золото.
Карта торговых связей Канеша
Наш визит начался с верхнего города Канеша – это телль, или холм, высотой в двадцать метров, когда-то обнесенный крепостной стеной. В верхнем городе сохранились руины погибшего в пожаре царского дворца. Огонь был такой сильный, что сгоревшие балки оставили чёткие отпечатки древесины в сырцово-кирпичной массе.
Последние на своём пути налоги ассирийские караваны платили именно во дворце Канеша, а двор правителя взимал десятину - выбирал себе привозные ткани, которые ценились очень высоко. После этого купцы могли распоряжаться своим товаром: продавать его здесь в Канеше или перевозить дальше, на другие анатолийские рынки, где он будет стоить ещё дороже. На территории верхнего города в данный момент идут раскопки жилых домов, относящихся к более раннему времени – ещё к III тысячелетию до н. э. Одна из последних находок – двухголовый идол с плоским дисковидным телом, характерный атрибут религиозной жизни Канеша. Множество подобных идолов, происходящих из этого поселения, мы видели в музеях.
Идол из Канеша. Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре
Немного в стороне от верхнего города расположились жилые кварталы нижнего городакарума. Нам повезло, и по каруму нас водил начальник археологической экспедиции Кюльтепе доктор Фикри Кулакоглу. От жилых домов остались только каменные фундаменты. Стены из сырцового кирпича с деревянным каркасом погибли в пожаре. Здесь, в нижнем городе, жили и анатолийцы, и ассирийские купцы, получившие право проживания в Канеше по договору с местным правителем. В их образе жизни практически не было различий: одинаковые дома, мебель, утварь – всё местного анатолийского производства.
Про анатолийских жителей Канеша мы знаем очень мало, так как у них не было своей письменности. Из текстов на аккадском языке известно, что они имели имена хеттского происхождения. Канешская керамика по формам перекликается с более поздними хеттскими сосудами.
Дом одного ассирийского купца по имени Шалим-Ашшур частично восстановлен на территории археологической зоны, чтобы посетители могли представить себе, как он выглядел почти четыре тысячи лет назад. Это один из типичных домов карума - примерно 80 квадратных метров, прямоугольный в плане, возможно двухэтажный.
Кроме того, рядом с археологической зоной возводится современная реконструкция жилого квартала карума, напоминающая декорации исторического фильма. Археологи относятся к ней скептически, считая ее недостаточно точной. И все же любопытно было погулять между глинобитными домами, оказаться внутри них.
Каждый ассирийский купец, живший в Канеше, имел в своём доме маленькую комнатку, где он хранил ценности и архив глиняных табличек. Ассирийские купцы писали клинописью по глине на диалекте аккадского языка. Они составляли контракты между собой и с местными жителями. Они переписывались со своими жёнами, которые чаще всего оставались дома в Ашшуре следить за хозяйством, а также за производством тканей – ткацкие мастерские у жителей Ашшура были прямо в домах, где работали сами домочадцы: члены семьи и рабы. Купцы бережно хранили все таблички, даже тексты давно истёкших контрактов. Благодаря этому, в XIX и XX веках нашей эры раскопки Канеша дали нам около 23 тысяч табличек на старо-ассирийском языке. Именно из этих текстов мы знаем об образе жизни ассирийцев, о Канеше и об Ашшуре, о караванах, о торговле и о многом другом.