Фригия

ГОРДИОН


  • Тамаш Кишбали

Гордион, столица древней Фригии, встретил нас густым туманом. Сквозь молочную дымку постепенно вырисовывались мощные стены цитадели, проем ворот, абрис царских курганов. Лишь под конец нашего визита стало возможно охватить взглядом большую часть места. Это созвучно тому, как история фригийцев, и, шире, центральной Анатолии, прояснялась для нас в ходе поездки.
Фригийцы – постоянные «гости» греческих мифов и эпоса. Мы знаем легенды о царе Мидасе с ослиными ушами, своим прикосновением превращавшем все в золото; о «гордиевом узле», завязанном царем Гордием и разрубленном Александром Македонским – символе власти над Азией. Конечно, есть и античные исторические и географические сочинения, содержащие ценную информацию. Но это взгляд со стороны, взгляд греков на своих соседей.
Об исторических фригийцах, об их быте, религии, культуре и искусстве мы знаем благодаря немногим надписям на фригийском языке. Но особую важность имеют археологические раскопки.

Карта Анатолии в VIII в. до н. э.

Фригийские и родственные им племена прибыли в центральную Анатолию из юго-восточной Европы, судя по всему, еще на излете бронзового века. Одним из главных поселений стал Гордион на реке Сангарий. Гордион, его цитадель и некрополь, изучены лучше всего среди всех ансамблей Фригии. Уже в начале
I тысячелетия до н.э. он имел внушительные фортификации и монументальные здания.
Около 800 года до н.э. город был уничтожен пожаром.

Однако совсем вскоре он «возродился из пепла» и продолжал служить главной резиденцией правителей Фригии. Вполне возможно, что именно здесь жили «исторические» цари по имени Гордий и Мидас. И даже после падения фригийского царства Гордион сохранил свою роль как важный региональный центр в составе лидийской и ахеменидской держав.
Сегодня движение посетителей по археологической зоне Гордиона организовано по кольцевому маршруту. Пройти через величественные ворота или спуститься к фундаментам внутри цитадели нельзя. Зато можно почувствовать себя немножко героем гомеровской «Илиады», поднимаясь на стены и башни крепости, окидывая взглядом окружающую равнину.

Царь Илиона, Приам престарелый, на башне священной

Стоя, узрел Ахиллеса ужасного...



Hom. Il. XXI. 526-527 (пер. Н.И. Гнедича)

В ясную погоду особенно заметны рукотворные холмы – курганы или тумулусы, захоронения царей и вельмож древней Фригии. Это постоянное напоминание о предках, о владыках этих земель. Курганы располагаются со всех сторон, образуя будто второе кольцо укреплений вокруг города.

Туман не позволил нам насладиться этим зрелищем, однако один из этих курганов, самый большой, нам удалось посетить – но о нем и о найденных в нем ценнейших артефактах мы расскажем в отдельном материале.

За пределами оборонительных стен располагался «нижний город», для простого населения.
Однако он пока мало исследован.

Вид из цитадели в ясную погоду

Теперь обратим наш взор вовнутрь цитадели. На плане города, отражающем все этапы его жизни, хорошо заметны большие прямоугольные постройки. Археологи называют такой тип зданий «мегароном» – «большим залом». Подобные сооружения просты по своему устройству – вестибюль и главный зал
с двускатным перекрытием – при этом представительны и просторны.
Длина мегаронов в Гордионе в среднем составляет ок. 20 метров. Об их изначальном облике нам дают хорошее представление скальные рельефы, воспроизводящие фасады таких зданий – это особая группа фригийских памятников, мы обязательно расскажем и о них подробнее. Есть даже изображения мегаронов в граффити, процарапанные на каменных строительных блоках.

Граффити из Мегарона 2 в Гордионе

Реконструкция зданий H, M, O и Q.

G. Darbyshire and A. Anderson; courtesy of Penn Museum, Gordion Project Archives

По плану цитадели видно, что здания располагались как бы «по красной линии», они были обращены к главной улице или площади. Кстати, исследователи полагают, что их фасады были украшены расписными терракотовыми плитками, так что должны были производить особенно монументальное и нарядное впечатление.

Хотя здания однотипные, они вероятно отвечали разным функциям. В первую очередь это были жилые
и церемониальные залы правителей и вельмож города. Но, судя по находкам, здесь располагались и придворные ткацкие мастерские, производящие одеяния для элиты Гордиона и даже для экспорта.
Многие здания имели и особый декор интерьера – галечные полы. Самая знаменитая такая мозаика восходит еще к IX веку до н.э. Она украшала Мегарон 2. Техника простая, но требующая тщательного отбора речной гальки по цвету и размеру, которые потом укладываются по глиняной основе. Использовались разные оттенки: темный, светлый, серовато-голубой и охристо-красный.
Акварельная реконструкция галечной мозаики из Мегарона 2

Музей Гордиона, 2023 г.

Фото Кати Михайловой

Зал, кстати, немаленький – 10x11 метров! И полностью покрыт мозаикой,
за исключением центрального круга – места для очага. Впрочем, сегодня мозаика находится не на своем изначальном месте – в 1960-е годы
она была перемещена в музей Гордиона.
Композиция напоминает лоскутное одеяло. Пол поделен на неравные участки, заполненные самыми разными видами орнамента. Ассоциация с ткачеством и вышивкой оправданная – фригийцы славились именно этими видами промыслов в древнем мире. Фрагментов настоящих тканей сохранилось совсем мало. Но эти же орнаментальные мотивы мы встречаем, уже в более ясном, организованном виде, практически на всех произведениях фригийского искусства.

Список литературы:
  1. Ancient Gordion / Eds. L. Kealhofer, P. Grave, M.M. Voigt. Cambridge: Cambridge University Press, 2022.
  2. Berndt-Ersöz S. Cutting the Gordian knot The iconography of Megaron 2 at Gordion // Opuscula, 8, 2015. 99–122.
  3. Holzman S. Unfolding a Geometric Textile from 9th-Century Gordion // Hesperia, 88, 2019. P. 527–556.
  4. The Archaeology of Phrygian Gordion, Royal City of Midas / Ed. C.B. Rose. Philadelphia: Univesity of Pennsylvania, 2012.
  5. The New Chronology of Iron Age Gordion / Eds. C.B. Rose, G. Darbyshire. Philadelphia: Univesity of Pennsylvania, 2012.
  6. Young R.S. Early Mosaics at Gordion // Expedition, 1965. P. 4–13.