Эзаны (Айзаной)


  • Надежда Налимова


Эзаны (Айзаной)

Античный город на западе Анатолии
Целью этой поездки было в основном знакомство с древними царствами Центральной Анатолии, поэтому город Эзаны стал одним из немногих пунктов маршрута, где мы встретились с римской античностью. Известно, что древнее поселение существовало здесь еще в эпоху бронзы, самые ранние находки датируются III тыс. до н. э. Позднее, в I тыс. до н. э., город, видимо, стал одной из региональных столиц Фригийского царства. Но только в I в. до н. э., у Страбона, появляется первое упоминание города с названием Αἰζανοί или, в латинском варианте, Эзаны (Aezani). По словам Страбона, который описывает более ранние события, город и его окрестности переходили из рук в руки во время войн между Пергамским и Вифинским царствами. По Апамейскому договору 188 г. до н. э. весь регион попал под контроль Пергама, а в 133 году перешел во владение Рима по завещанию последнего из пергамских царей — Аттала III. Город разбогател в период правления Августа за счет продажи зерновых, овечьей шерсти и вина, а во времена императора Адриана, в первой четверти II века, стал главным урбанистическим центром римской Фригии.

Храм Зевса в Эзанах

I – II вв. н.э.

Целью этой поездки было в основном знакомство с древними царствами Центральной Анатолии, поэтому город Эзаны стал одним из немногих пунктов маршрута, где мы встретились с римской античностью. Известно, что древнее поселение существовало здесь еще в эпоху бронзы, самые ранние находки датируются III тыс. до н. э. Позднее, в I тыс. до н. э., город, видимо, стал одной из региональных столиц Фригийского царства. Но только в I в. до н. э., у Страбона, появляется первое упоминание города с названием Αἰζανοί или, в латинском варианте, Эзаны (Aezani). По словам Страбона, который описывает более ранние события, город и его окрестности переходили из рук в руки во время войн между Пергамским и Вифинским царствами. По Апамейскому договору 188 г. до н. э. весь регион попал под контроль Пергама, а в 133 году перешел во владение Рима по завещанию последнего из пергамских царей — Аттала III. Город разбогател в период правления Августа за счет продажи зерновых, овечьей шерсти и вина, а во времена императора Адриана, в первой четверти II века, стал главным урбанистическим центром римской Фригии.
Систематические раскопки в Эзанах начались в 1926 году — здесь работала миссия Немецкого археологического института. С 1970 года, после страшного землетрясения в провинции Кютахья и обрушения многих построек, под которыми обнаружились античные руины, работы ведутся силами Университета Памуккале (в настоящее время под руководством профессора Гёкхана Джошкуна). Все монументальные постройки, общественные здания и сама городская инфраструктура возникли здесь в имперский период, в основном во II – III веках н. э.

Мы начали с попытки осмотреть один из самых интересных зрелищных комплексов не только города, но и всей римской Малой Азии — так называемого театра-стадиона. Это действительно «два в одном» — театр и стадион буквально примыкают друг к другу. А разделяющим (и одновременно объединяющим) их элементом стала скена — театральное здание, чей фасад служил монументальной декорацией для постановок. Такая комбинация необычна и остается уникальной для Анатолии (если не для всей империи). К сожалению, нам не удалось осмотреть комплекс как следует из-за активных работ по расчистке трибун стадиона, которые велись в это время. Мы лишь мельком заглянули внутрь и рассмотрели зрительские места театрона, смятые землетрясением, наружные арочные субструкции стадиона и неплохо сохранившуюся скену.

Оставив тетар-стадион, мы поспешили к главной святыне города — прекрасно восстановленному храму Зевса. Он стоит на холме, том самом, под которым были найдены остатки древнего поселения эпохи бронзы. Сам храм римского времени: его строительство началось при императоре Домициане в 90е годы и продолжилось при Адриане (117–138 гг.). В плане это псевдодиптер — особый малоазийский тип храма, у которого наружные колонны далеко отстоят от стен, образуя широкую круговую галерею. Стройные монолитные опоры — одна из главных изюминок постройки. Наружные колонны ионического ордера имеют рельефные украшения в районе шейки в виде рядов малюсеньких амфор, как бы вставленных в углубления каннелюр. Они напоминают золотые ожерелья с подвесками в виде амфорисков, которые носили знатные дамы эпохи эллинизма. В архитектурном декоре это черта редкая, но все же не уникальная. Фрагменты колонн огромного, богато украшенного храма Зевса в Кизике, который был построен в те же годы, при Адриане, на территории малоазийской Мизии, сохранили похожую деталь — амфориски на шейках колонн. Размером они, правда, значительно превосходят эзанские.

Храм Зевса в Эзанах

I – II вв. н.э.

Галерея псевдодиптера

Оставив тетар-стадион, мы поспешили к главной святыне города — прекрасно восстановленному храму Зевса. Он стоит на холме, том самом, под которым были найдены остатки древнего поселения эпохи бронзы. Сам храм римского времени: его строительство началось при императоре Домициане в 90е годы и продолжилось при Адриане (117–138 гг.). В плане это псевдодиптер — особый малоазийский тип храма, у которого наружные колонны далеко отстоят от стен, образуя широкую круговую галерею. Стройные монолитные опоры — одна из главных изюминок постройки. Наружные колонны ионического ордера имеют рельефные украшения в районе шейки в виде рядов малюсеньких амфор, как бы вставленных в углубления каннелюр. Они напоминают золотые ожерелья с подвесками в виде амфорисков, которые носили знатные дамы эпохи эллинизма. В архитектурном декоре это черта редкая, но все же не уникальная. Фрагменты колонн огромного, богато украшенного храма Зевса в Кизике, который был построен в те же годы, при Адриане, на территории малоазийской Мизии, сохранили похожую деталь — амфориски на шейках колонн. Размером они, правда, значительно превосходят эзанские.

Композитные капители внутренних опор храма в Эзанах смотрятся особенно элегантно за счет изысканного флорального декора, оплетающего их «корзины». Вообще, в этом храме столько красивых деталей, от которых трудно оторваться: элегантный фриз с меандром на внешних стенах, базы колонн, профили карнизов, цепочки бусинок на архитраве... Благодаря тому что некоторые фрагменты по-прежнему лежат на земле, мы смогли разглядеть их с близкого расстояния. Среди фрагментов есть и очень крупные, например, флоральные акротерии, когда-то венчавшие кровлю. Один из них хорошо сохранился — это каменный «куст» аканфа, из которого вырастает протома божества. Какого именно — сказать трудно, есть мнение, что это Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся издавна в этих краях и, возможно, делившая культ с Зевсом в главном храме города. С ее почитанием некоторые исследователи связывают еще одну необычную черту храма — под основным помещением (целлой) имеется большая подземная зала, перекрытая сводом, своего рода крипта. Либо она служила для хранения богатых подношений и культовой утвари, либо действительно здесь почитали Кибелу — древнее божество эзанитов.

Храм стоял на вымощенном мрамором плато в центре двора-теменоса, окруженного со всех сторон портиками. С восточной стороны к этому двору примыкала обширная площадь агоры (торгового и административного центра), также окруженная колоннадой. Агора и теменос Зевса соединялись сквозным проходом через монументальный пропилон (ворота), находившийся на одной оси с храмом. Сейчас видны только субструкции, некогда поддерживавшие широкую мраморную лестницу, с помощью которой можно было подняться на площадку храма, распложенную уровнем выше. Сохранились также нижние три ступени, а всего их было порядка тридцати.

Еще один важнейший городской узел — мацеллум (рыбный и мясной рынок) и проходящая рядом колонная улица. Мацеллум тоже представлял собой квадратный двор с лавками по периметру и круглым сооружением (толосом) в центре. Сохранились фундаменты и нижняя цокольная часть толоса, на которой различимы надписи на латыни и греческом – фрагменты знаменитого ценового эдикта императора Диоклетиана (лат. Edictum Diocletiani), изданного в 301 году и направленного на борьбу со спекуляцией и инфляцией. В надписях были зафиксированы цены всех товаров, продававшихся на имперских рынках.

Рядом с мацеллумом проходила колонная улица, длиной порядка 450 метров, сейчас частично восстановленная. Эта улица — любопытный пример использования сполий (вторичного материала) уже в античности. Она была сооружена достаточно поздно, около 400 года. При строительстве ее портиков использовали колонны и другие ордерные элементы, взятые из храма Артемиды времен Клавдия (41–54 гг.), разрушенного землетрясением или намеренно разобранного. Очень красивы ионические капители I века и особенно флоральный фриз с бегущей лозой и аканфом над элегантным архитравом. Вмонтированная в мощение улицы плита с изображением оленя (священного животного Артемиды), как считают, могла принадлежать фронтону храма. Все как будто говорит о пренебрежении к языческим культам и храмам, которые теперь, на заре христианской эры, становятся лишь источником строительного материала.

Площадь агоры и мацеллум распложены на двух берегах живописной реки, известной в древности как Пенкалас. Перед отъездом мы стояли на одном из римских мостов, перекинутых через ее почти пересохшее русло. Даже теперь ее берега, по которым виднеются дома местных фермеров, являют собой живописное зрелище. Можно представить, какими были когда-то Эзаны, превратившиеся из скромного «сельскохозяйственного» поселения в образчик имперского города-ансамбля с великолепным храмом на высоком плато, колонными площадями и улицами, мощеными набережными, мостами и конечно рекой, протекавшей через город.

Olgun R., Yilmaz T. Aizanoi Antik Kentinin Peyzaj Planlama Kapsamında Korunması ve Turizm Potansiyelinin Arttırılması. In: Artium. Vol. 2, No.2, 122–133, 2014

Также на этом маршруте:
Химера in situ. Археологические заметки