анатолия

ХАТТУСА

1/X/24

  • Надежда Налимова

Осенью минувшего 2023 года мы совершили нашу юбилейную (десятую по счету) поездку в Турцию, на сей раз, чтобы познакомиться с искусством древних царств центральной Анатолии in situ. Это путешествие оставило множество впечатлений, которыми нам, спустя время, хотелось бы поделиться. Мы не ставили задачи дать развернутый отчет об увиденном, мы покажем лишь самые яркие точки на карте нашего маршрута.
Итак, впечатление первое – Хаттуса, столица хеттов, чья держава была самой мощной политической силой в Анатолии эпохи поздней бронзы. Большинство сохранившихся здесь построек датируется временем расцвета хеттской империи, то есть XIV – XIII вв. до н. э. Правда, участок крепостных стен, который сразу бросается в глаза при подъезде к археологической зоне, к ним не относится – это современная реконструкция, продукт экспериментальной археологии. Стены были выстроены в 2000-е годы с применением древних технологий сырцового строительства.

Хаттуса в эпоху новохеттского царства

Хаттуса – огромный по территории город, превосходящий размерами многие известные города древности – Трою, Ниневию, Вавилон. Его постройки располагались в двух уровнях, образующих Нижний и Верхний город. Мощные крепостные стены протяженностью порядка 8 км, возведенные частично из камня, частично из сырца, охватывали кольцом оба города.

Львиные ворота. Хаттуса

С южной стороны городская стена описывает дугу, на западной и восточной оконечностях которой, ровно друг против друга, расположены знаменитые ворота Хаттусы – Львиные и Царские. Протомы рычащих каменных львов вырастают из стен внешнего портала Львиных ворот. Это – магическая охрана города. Крупные, брутальные формы тел сочетаются с изысканной гравировкой деталей – выпуклых суставов, гривы, ушей. Морды хищников подняты вверх, пасти оскалены, языки высунуты – все выражает угрозу. Жаль, что они давно утратили инкрустацию глаз, которая, вероятно, делала их еще более устрашающими. Возможно, у хеттов, как и у некоторых других народов, лев ассоциировался с образом царя и с мощью царской власти. Ворота вели на территорию Верхнего города, где находилась резиденция правителей Хаттусы (Бюйюк Кале) и порталы царского дворца также стерегли каменные львы, от которых сохранились лишь фрагменты.

Рельеф Царских ворот. Археологический музей Анкары

Царские ворота, распложенные напротив, на восточной оконечности дуги, украшены иначе. Здесь на северном пилоне внутреннего портала сохранился горельеф (сейчас он заменен копией, оригинал хранится в музее Анкары). Это фигура длинноволосого воина с секирой в правой руке. Широкий пояс стягивает талию, конический шлем украшен рогами и длинным султаном, опускающимся на спину, за пояс заткнут меч. У воина – широкий энергичный шаг, при стройных пропорциях и узкой талии – мощная мускулатура ног, очень крупная голова и огромный глаз. Рельеф настолько высок, что, кажется, с определенного ракурса, можно увидеть лицо воина анфас. Эту фигуру когда-то ошибочно посчитали изображением царя (отсюда название ворот), но рогатый головной убор указывает на божество, возможно, бога Шарруму, покровителя царя Тудхалии IV.
На южной оконечности Хаттусы есть еще один, «двойной вход» в город. Ер Капы («Земляные Ворота») – это тридцатиметровой высоты вал с укрепленными склонами и боковыми лестницами. Его красивая симметричная композиция напоминает об архитектуре месопотамских зиккуратов.

Ер Капы

Сквозь вал, ровно в центре, проходит подземный ход с ложными сводами, около 70 метров длиной и высотой более 3 метров. Судя по всему, в отличие от других подземных ходов Хаттусы, этот имел не военное, а церемониальное назначение.
Пройдя через темный тоннель, внезапно оказываешься на краю города, откуда открывается далекий вид на окрестные пейзажи. Двигаясь вдоль вала по его промежуточной ступни, по одной из двух боковых лестниц поднимаешься, чтобы вернуться на центральную ось – к Сфинксовым воротам, расположенным ровно над тоннелем.
Эти стражи не так агрессивны, как львы западных ворот. Их большие нарядные крылья подняты и загнуты вверх, так же как и закрученный спиралью хвост. Их женственные лица, обрамленные тугими косами, выражают не столько угрозу, сколько мягкую снисходительность (оригиналами этих скульптур можно полюбоваться в музее Багазкале).
Именно отсюда, от Сфинксовых ворот, с самой высокой точки, открывается захватывающая панорама на оба города: фундаменты многочисленных храмов и царскую цитадель Бюйюк Кале.

Список литературы:
  1. Bittel K. Hattusha. The Capital of the Hittites. New York: Oxford University Press, 1970.
  2. Mielke D.P. Hittite Cities: Looking for a Concept // Insights into Hittite History and Archaeology / Eds. H. Genz, D.P. Mielke. Leuven-Paris-Walpole: Peeters, 2011. P. 153–194.
  3. Naumann R. Architektur Kleinasiens von ihren Anfängen bis zum Ende der hethitischen Zeit. Tübingen, Wasmuth, 1971.
  4. Neve P. Büyükkale. Die Bauwerke. Berlin: Mann, 1982.
  5. Schachner A. A new look at an ancient city: An outline of the chronological and urban development of the Hittite capital Ḫattuša // Anatolian Studies, 2024. P. 1–34.
  6. Seeher J. Hattusha Guide. A Day in the Hittite Capital. Istanbul: Ege Yayınları, 2011.
  7. Налимова Н.А. Хаттуса в Новохеттский период: сакральная топография и образы защиты // Исторические исследования (электронный журнал исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). №2, 2015, 262–270., №2, 2015. C. 293–309.