RANDOM STUDIES

Cлучайные находки и возникшие так же случайно соображения

  • Ольга Партина

Живописные портреты Александра Македонского

Трудно найти в античной истории личность более известную и влиятельную, героя, чаще изображаемого, чем Александр Македонский. Но каким на самом деле он был, насколько хорошо могли представить его внешность даже современники?

Вэл Килмер и Колин Фаррелл в фильме "Александр"

(реж. Оливер Стоун, 2004)

Конечно же изображений Александра создавалось великое множество, в том числе при его жизни.По преданию сам царь весьма трепетно относился к портретированию своей персоны. Плиний пишет о том, что эксклюзивное право изображать Александра в живописи было у Апеллеса (Plin., NH XXXV 36.85), а Плутарх говорит о Лисиппе как о единственном, достойном «ваять его изображения» (Plut., Alex. IV.1). Однако, эти утверждения, очевидно, не отражают реальности. Сохранились свидетельства о том, что и другие художники создавали портреты Александра. Среди них – живописцы Антифил, Протоген и Никий; скульпторы Леохар и Евфранор, камнерез Пирготель. Оригиналы созданных ими работ не сохранились. И если скульптурные портреты мы можем отчасти представить по более поздним репликам, то с живописными сложнее – тут приходится опираться, главным образом, на письменные свидетельства. Так, Плиний довольно подробно описывает портреты Александра Македонского, впоследствии выставленные на форуме Августа. Один из них изображает Александра с Диоскурами и Викторией, на другом Александр представлен триумфатором на колеснице с побежденной, видимо мужской, фигурой (ее руки были связаны за спиной) – персонификацией войны (Plin., NH XXXV 36.93-94).

Самый же известный живописный портрет Александра кисти Апеллеса находился в Храме Артемиды Эфесской. По свидетельству того же Плиния Александр был изображен подобным Зевсу с молнией в руке, написанной столь иллюзорно, что казалось «будто его пальцы выступают, а молния находится вне картины» (Plin., NH XXXV 36.92, перевод Г.А. Тароняна). Плутарх говорит, что Апеллес написал Александра так выразительно и соразмерно, что «из двух Александров рожденный Филиппом был непобедим, а созданный Апеллесом неподражаем» (Plut., De Alexandri magni fortuna aut virtute oratio II.2 перевод Я. М. Боровского). Существует мнение, что знаменитая фреска из Дома Ветиев в Помпеях является произвольной копией эфесского портрета. Однако, будучи частью большой сценографической композиции, она лишь в самых общих чертах передает идеализированный облик Александра-Зевса.
Фреска, предположительно изображающая Александра в образе Зевса
Дом Веттиев, Помпеи
I в. н.э.
Гораздо более детальный портрет царя, к тому же интегрированный в историческую картину, мы находим в знаменитой мозаике из Дома Фавна в Помпеях. Сама мозаика позднеэллинистическая, но, как считают многие, она копирует известную батальную картину времен Александра – вероятно, работу Филоксена из Эретрии, написанную по заказу Кассандра (Plin., NH XXXV 36.110).

Мозаика Александра из Дома Фавна в Помпеях

Конец II в. до н.э.

Национальный археологический музей Неаполя


Идеализации в образе Александра здесь гораздо меньше: волосы взъерошены, черты лица заострены, губы напряжены, ноздри расширены. Необычным однако кажется гипертрофированно увеличенный неподвижный глаз, изображенный почти анфас, без учета перспективного сокращения. Эта аномалия особенно очевидна при сравнении с более натуроподобной трактовкой глаз других персонажей. Скорее всего художник, а вслед за ним мозаичист, хотели передать момент максимального напряжения, аффекта, возможно, божественного наития, под действием которого находится Александр в момент битвы. То, что мы принимаем за реалистичные физиогномические особенности, на деле демонстрируют особое «трансцендентное» состояние вдохновенного героя. Исследователи эллинистического портрета сходятся во мнении, что портреты Александра в принципе не отражают его реальных черт, но основываются на иконографии богов и героев, «представляют не столько человека, сколько идею» (Джером Поллит). И даже в рамках исторической картины образ Александра, как мы видим, внеисторичен. Реальные же черты завоевателя как всегда ускользает от нас, растворяются во множестве мифологических ассоциаций, связанных с его именем.

Трофимова А. А. Imitatio Alexandri: Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма, Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012


Pollitt J. J. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, 1986


Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. London, 1991







УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА:
семь бесед о древнегреческой живописи

Молния –
один из главных атрибутов Зевса, бога-громовержца. С керавном, "пучком молний", Зевс изображен, например, на статуэтке из святилища в Додоне (470-460 гг. до н.э.).
Диоскуры –
братья-близнецы Кастор и Полидевк, персонажи античной мифологии, с именами которых связано множество подвигов. Вероятно, их поместили в композицию, чтобы подчеркнуть героический характер и даже, возможно, божественное происхождение Александра.
Пример подобной комбинации встречаем на монете Антиоха VI, эллинистического царя: на одной стороне - его портрет, на другой - всадники Диоскуры (144-142 гг. до н.э.).