Идеализации в образе Александра здесь гораздо меньше: волосы взъерошены, черты лица заострены, губы напряжены, ноздри расширены. Необычным однако кажется гипертрофированно увеличенный неподвижный глаз, изображенный почти анфас, без учета перспективного сокращения. Эта аномалия особенно очевидна при сравнении с более натуроподобной трактовкой глаз других персонажей. Скорее всего художник, а вслед за ним мозаичист, хотели передать момент максимального напряжения, аффекта, возможно, божественного наития, под действием которого находится Александр в момент битвы. То, что мы принимаем за реалистичные физиогномические особенности, на деле демонстрируют особое «трансцендентное» состояние вдохновенного героя. Исследователи эллинистического портрета сходятся во мнении, что портреты Александра в принципе не отражают его реальных черт, но основываются на иконографии богов и героев, «представляют не столько человека, сколько идею» (Джером Поллит). И даже в рамках исторической картины образ Александра, как мы видим, внеисторичен. Реальные же черты завоевателя как всегда ускользает от нас, растворяются во множестве мифологических ассоциаций, связанных с его именем.