Марк Аврелий и скульптурный портрет эпохи Антонинов
Римский скульптурный портрет – сложный феномен, укорененный в политической, социальной и религиозной жизни древних. Внутри него есть особая линия – императорский портрет, в котором индивидуальные черты правителя срастаются с идеологическими концепциями, поданными в той или иной эстетической форме.
Правящий император мог видеть себя воином, философом, полубогом, блюстителем старых римских ценностей, филэллином, даже «простым смертным». Для разных портретных типов могли выбраться различные стили – идеализирующий или «веристичный», эмоциональный или сдержанный, вычурный или строгий. Любые изменения в стиле и иконографии указывают на определенные сдвиги в политической риторике и духовном климате Империи.
Лекция посвящена скульптуре эпохи Антонинов – одного из переломных периодов в истории римского портретного искусства. И, конечно, портретам самого известного представителя династии – Марка Аврелия Антонина.
Насколько биография одного из пяти «хороших императоров» может быть соотнесена с его портретами? Нашла ли в них отражение, прямое или косвенное, философия стоицизма? Насколько сущность идей стоицизма созвучна характеру художественных концепций эпохи Антонинов? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в лекции.
Надежда Налимова — специалист в области античного искусства и художественных контактов на территориях древнего Средиземноморья, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.