fwd from: Ruins


25.08.2024
FWD FROM: RUINS

...
Ой, а сатиры здесь блондины!
Химера:
Да! Отчасти это связано с техникой галечной мозаики и художественной задачей: надо было сделать заметную шевелюру, которая не сливается ни с темным фоном, ни со светлым телом. При этом палитра ограниченная – вот в ход пошли желтые гальки!

Впрочем, там, где таких ограничений нет, как в фресках, можно встретить светловолосых сатиров, напр. в росписях Виллы Мистерий.

...
А в текстах есть описания сатиров?
Химера:
В источниках всегда упоминается, что сатиры волосатые, шерстистые, но окрас не уточняется. Мне кажется, мы привыкли их видеть темноволосыми из-за вазописи. Но у Павсания (Описание Эллады, I.23.6-7) упоминаются острова Сатириды: «их жители — рыжие и имеют на бедрах хвосты никак не меньше, чем у лошадей».
...
А есть еще интересные изображения волос сатиров?
Химера:
Вазопись дает нам понять, что сатиры с возрастом седеют. Бывает Паппосилен – это персонаж или группа сатиров-стариков, букв. «дедушка-силен». В краснофигурной вазописи V–IV вв. до н.э. их волосяной покров передается белыми накладными красками.

15.12.2023
FWD FROM: RUINS

...

а что за сцена представлена на этом сосуде?
Химера:
это ойнохоя, т.е. кувшин для вина из собрания Британского музея с пародией на Геракла!

...

и что именно пародируется? почему на дереве растут... тоже ойнохои?!)
Химера:
здесь обыгрывается очень известный сюжет – похищение Гераклом яблок вечной молодости из сада нимф Гесперид, охраняемого гигантским змеем. Однако вместо Геракла изображен силен или сатир, один из спутников бога вина Диониса. У сатира на плече плащ, напоминающий львиную шкуру, которую носит Геракл. Силен замахивается на змея палицей – тоже известный гераклов трибут. Ирония в том, что на дереве вместо яблок «растут» сосуды с вином, которые прельщают силенов сильнее, чем яблоки вечной молодости.

А вот так выглядит сцена с Гераклом в саду Гесперид, когда ее изображают всерьез. Иконографическое совпадение налицо)



26.07.2023
fwd from: Ruins

...
Я часто вижу эту фотографию в интернете. Это правда древняя мозаика под водой?
Химера:
Это мозаика из древнеримского города Зевгма на Евфрате, на юго-востоке Турции, который был затоплен в 2000 году за-за строительства плотины Биреджик. Однако памятники, к счастью, не пострадали. За несколько лет до строительства плотины здесь были проведены масштабные спасательные работы, в ходе которых на территории города было обнаружено 1500 кв.м. мозаик и около 150 кв.м. фресок, элементы архитектуры и множество других предметов!

...
Куда же делись все эти произведения, когда город был затоплен?
Химера:
Все находки были помещены в специально построенный в 2004 году музей Газиантепа, который стал самым большим музеем мозаик в мире! И эта мозаика II-III в. н.э., которая находилась в одной из римских вилл на берегу Евфрата, к настоящему моменту также перенесена в музей, где её можно видеть и сегодня.


10.07.2023
fwd from: Ruins
...
???
Химера:
)) Долго копал, присел отдохнуть

На самом деле, на фотографии знаменитая эллинистическая статуя кулачного бойца, поразительно живая. Фото сделано в 1885 году во время раскопок на Квиринале в Риме, и на снимках в таком «бытовом» антураже, или когда рядом со статуей стоят люди, это ощущение живоподобия и присутствуя становится еще сильнее.


19.06.2023
fwd from: Ruins

...
Тут внизу изображено умывание женщины, а рядом с ней – доспех. Почему? Она воин?
Химера:
Это не просто женщина, а богиня Афина. Шлем и щит с горгонейоном – ее атрибуты. А вот что заставило ее снять шлем и подойти к фонтану? Ответ прост: изображен суд Париса, также известный как миф о яблоке раздора. Согласно этой истории, богини Афина, Гера и Афродита должны были сразиться за звание прекраснейшей. Поэтому все они изображены за туалетом. Вазописец Долона, мастер начала IV века до н.э., представитель луканской школы, наполнил изображение мифа подробностями предметного мира. Например, у Геры, сидящей выше Афины, прописано отражение в зеркале и детали головного убора. Доспехи самой Афины изящно украшены. Фонтан оформлен ионическими колонками. Под фонтаном «валяются» две статуэтки, а на нем висит пинака (расписная дощечка) с изображением фигуры. Исследователь Ф. Лиссарраг предположил, что три этих изображения – намек на триаду состязающихся богинь.

...
Какой изобретательный мастер!
Химера:
Еще на этой вазе есть чудесная собака частый спутник Париса в вазописи.



27.05.2023
fwd from: Ruins

...
На античных саркофагах и на фресках часто изображаются гирлянды. Есть еще какие-то свидетельства о том, что в античности так украшали здания или комнаты?
Химера:
Да! На одном архитектурном блоке из святилища в Лабрандах (это древняя Кария, а сегодня – юго-запад Турции) есть такая любопытная деталь – отверстие-«ушко». Исследователи предполагают, что к ним крепились бронзовые гирлянды. То есть у каменных гирлянд на саркофагах и рельефах есть и такие металлические родственники или прототипы.
А здание само служило пиршественным залом. Построили в середине IV века до н.э., по заказу знаменитого карийского царя – Мавсола, того самого, от имени которого происходит слово «мавзолей».



29.05.2023
fwd from: Ruins

...
Прекрасный памятник 🌈👍!! Как называется такой сосуд?
Химера:
Этот фигурный сосуд был найден в некрополе Фанагории, в женском захоронении. Статуэтка сфинкса соединяется с арибаллическим лекифом. Такие сосуды служили для хранения масла, могли входить в косметический набор. Вместе с ним были обнаружены и другие замечательные фигурные сосуды, изображающие Афродиту и сирену. Все они сейчас находятся в Эрмитаже.

...
Почему венец на голове у сфинги и что он означает?
Химера:
Цветочные венки были связаны с разными торжествами, праздниками, с захоронениями. Кстати, обратите внимание, что у сфинкса не только венок, но еще и золоченые волосы и тройной ряд ожерелий. Такая нарядная фигура сопровождала знатную жительницу Боспора в загробный мир.


03.04.2023
fwd from: Ruins

...
Так... А тут что происходит?
Химера:
Это Елена Прекрасная, та самая, из-за которой пала Троя! Елена родилась, вылупившись из яйца вместе с Диоскурами и Клитемнестрой от союза спартанской царицы Леды и Зевса (в облике лебедя). Этот миф пользовался особой популярностью в городах Пелопоннеса и их колониях.
Эта уникальная статуэтка была найдена в одной из гробниц древнего Метапонта (который как раз был основан выходцами с Пелопоннеса). Датируется второй половиной V века до н.э. и находится в Национальном археологическом музее Метапонто.


10.03.2023
fwd from: Ruins

...
Что здесь происходит?)
Химера:
Хитроумный Одиссей повис на брюхе барана, желая убежать из пещеры ослеплённого им циклопа Полифема. Потеряв единственный глаз, великан стал ощупывать спины овец перед выпасом, чтобы не выпустить случайно Одиссея и тех из его спутников, кого он ещё не успел съесть.

...
А почему у Одиссея так странно повёрнута голова?
Химера:
Подобный неестественный разворот обусловлен особенностями чернофигурного стиля вазовой росписи. В основе этой техники лежит контраст между тёмными силуэтами фигур и светлым фоном, причём блестящее чернолаковое пятно должно быть согласовано с изогнутой поверхностью сосуда. В таких условиях не всегда возможно показать расположение объектов в пространстве и передать движения фигур привычным для нас образом. В данном случае мастер хотел изобразить профиль Одиссея и руку с мечом, но так, чтобы они не сливались с силуэтом барана. Пришлось пожертвовать анатомической верностью, но зато получилось выразительно.


22.12.2022
fwd from: Ruins

...
Это что за потасовка такая?
Химера:
Это античное граффити с изображением схватки панкратионистов на колонне, обнаруженное на рыночной площади в Перге. Панкратион – особая форма единоборств, в которых разрешалось использование всех приемов рукопашного боя, однако воспрещалось кусаться, царапаться и выдавливать глаза.

...
А почему на колонне?
Химера:
Колонны и стены в публичных местах раньше были своего рода новостными агрегаторами. Все самые важные события запечатлевались на них. К таким важным событиям можно отнести и рукопашные состязания, которые входили в состав местных спортивных игр. Не только публика стремилась видеть своих героев, но и сами атлеты желали увековечить себя, поскольку подобного рода состязания являлись источником особого сакрального опыта. Ценность этого опыта во многом проистекала из стремления агонистов достичь образного бессмертия своей победы, а, стало быть, и собственного бессмертия.


06.12.2022
fwd from: Ruins

...
Это Геракл?!
Химера:
Судя по палице – да… Но как само изображение, так и стиль необычны. Миловидный юноша с длинными ресницами набирает воду из фонтана. Роспись достаточно свободная, беглая. Памятник редкий, но не уникальный – есть и другие примеры такого стиля, созданы во второй половине V века до н.э. Группа была названа в честь шведского антиковеда Самуэля Виде (“Sam Wide Group”), который впервые выявил их. Кстати, некоторые из них можно назвать карикатурными, как, например, изображение кентавра на килике из собрания Эрмитажа...


29.10.2022
fwd from: Ruins

...
почему у менады на чаше мастера Брига в волосах змея?
Химера:
змея – традиционный атрибут менад и прочих служителей дионисийского культа. Часто они изображаются танцующими со змеями в руках, или же змеи оплетают их тела.

...
а какая связь между менадами и змеей?
Химера:
змеи также являются атрибутом богини Лиссы – персонификации бешенства и безумия, насылаемого богами на людей. В гомеровской «Илиаде» Гектор, кичась своей силой, «буйно свирепствует…обладаемый бешенством страшным» (в оригинальном тексте его «охватила мощная Лисса» - Λύσσα, Hom. Il. IX. 237—239). Позже это слово стало активно применяться для обозначения священного исступления служительниц Диониса. Можно предположить, что змея, обернувшаяся вокруг головы менады, указывает на ее экстатическое состояние, тем более что само слово «менада» происходит от глагола μαίνομαι – безумствовать.


28.10.2022
fwd from: Ruins

...
Прототип колонны – человек или дерево?
Химера:
Зависит от традиции. Если мы говорим об архитектуре древнего Египта или других ближневосточных стран, то да – опоры там зачастую стилизуют растительные формы, несут в себе символику «древа». Если же речь об античной колонне, то она могла ассоциироваться с человеческим телом, несмотря на абстрактность форм. Во всяком случае так нам говорит Витрувий – архитектор и теоретик I в. до н. э. Кроме того, мы знаем что в античной архитектуре колонны могли заменяться на мужские и женские фигуры.
...
А если растение, то какое? Пальма?
Химера:
Совсем не обязательно. Хотя действительно пальма особо почиталась на Ближнем Востоке и пальмовидные колонны широко там распространены, однако хорошо известны и другие – например, папирусовидные в Египте. Кстати, растительные типы опор довольно активно использовались и греками, и римлянами. Самый известный пример – колонна коринфского ордера.

27.10.2022
fwd from: Ruins

...
Почему бани в античном городе могли находиться рядом с одеонами и аудиториумами (как, например, в Александрии)? Разве пар, крики и мытьё купающихся не мешали ученым мужам наслаждаться музыкой и наукой?
Химера:
Ну, во-первых, пар и крики не должны были никого смущать ) Помывочные, парилки, раздевалки всегда были изолированными помещениями.
Но главное – в античности интеллектуальное и физическое развитие всегда мыслилось в связке, ученый досуг и тренировки для тела были одинаково важны. Именно это давало искомую гармонию. Можно вспомнить греческие гимнасии (γυμνάσιον), которые, кстати, иногда включали бани. В них физическая подготовка молодежи сочеталась с обучением различным наукам в специальных «аудиториях». Ну и конечно, публичные римские термы. Взгляните, например, на план терм Каракаллы в Риме: вы найдете там не только огромный банный комплекс (с горячими, теплыми, холодными банями), но также и лекционные залы, и даже две библиотеки – латинскую и греческую.

26.10.2022
fwd from: Ruins

...
Как работали античные зеркала? Почему в музеях нет ни одного, которое хоть как-нибудь успешно отражало смотрящего?
Химера:
Металлические зеркала полировалась до блеска. Древние мастера экспериментировали со сплавами и покрытиями – например, увеличивали долю олова. Еще могли сделать поверхность не плоской, а выпуклой (то есть уменьшающей), чтобы дать более широкий обзор. Перед использованием зеркало дополнительно протирали – Платон в диалоге «Тимей» упоминает губку, «которая всегда лежит наготове подле зеркала». Однако эта поверхность подвержена коррозии и патинированию и со временем теряет свои отражающие качества. Повторная полировка могла бы повредить предмет.
В музеях часто показывают заднюю стенку зеркал, ведь как раз на них (а не на отражающей поверхности) были рельефные или гравированные изображения – нам приходится довольствоваться этим «отражением античности», а не собственными лицами в зеркале древности.

30.08.2022
fwd from: Ruins

...
на чем он играет? и почему у него завязан рот...???
Химера:
он играет на своеобразном инструменте, который называется двойной авлос. А рот у него не завязан)) Это кожаный ремешок. Называется форбея.
...
и как это работает?)
Химера:
В форбее есть отверстие (оно перед губами авлета, то есть флейтиста), которое помогало направлять воздух при игре на инструменте.

А еще, как отмечает один античный автор, Юлий Поллукс, благодаря форбее слушатель не видел перед собой человека «с раздувшимися, надутыми, опухшими, вдутыми и наполненными воздухом щеками, с отягощенными кровью глазами, а также с застывшим, непроницаемым выражением лица...»)))

20.06.2022
fwd from: Ruins

...
это вроде бы голова античной богини. а что за прорези вместо бровей?
Химера:
прорези – влияние ближневосточной традиции. должно быть, брови были инкрустированы. это голова сфинкса, сопровождавшего фигуру сирийской богини Венеры Гелиополитанской. она из Баальбека
...
а какого времени?
Химера:
нач. 3 в. н.э.
хранится в Лувре)

вот более ранняя аналогия – голова богини из Урука.
она нач. 3 тыс. до н.э.


20.06.2022
fwd from: Ruins

...
какой очаровательный лев!! откуда он?
Химера:
даа)) он из святилища Геры на Самосе
...
мне кажется, или у него на гриве какие-то буквы??
Химера:
да, греки часто оставляли в священных местах дары, а чтобы и боги, и люди знали об этом, делали на них надписи. Буквы здесь располагаются особенно изящно – по кругу на гриве зверя… А из надписи мы узнаем, что статуэтку преподнес богине некий Эвмнаст, спартиат (то есть полноправный гражданин Спарты)

15.06.2022
fwd from: Ruins

...
что это за огромная каменная шестеренка?
Химера:
барабан колонны храма Артемиды в Сардах (столица древней Лидии). острые грани – это каннелюры. такие колонны составлялись из тщательно обработанных и подогнанных друг к другу блоков мрамора. вот:
К другим рубрикам: