В Эретрии, греческом городе на острове Эвбея, во время строительства водопровода был обнаружен дом с напольной галечной мозаикой. Эта техника — выкладывание изображений из тщательно отобранной речной гальки — характерна для раннего этапа развития греческого мозаичного искусства.
Дом датируется серединой–второй половиной IV века до н.э. Мозаика украшала пол андрона — мужского пиршественного зала. Кстати, это хорошо видно по плану сооружения. Пол помещения с трех сторон слегка приподнят над центральной мозаикой и образует небольшую П-образную платформу. В древности на ней были расставлены ложа, на которых занимали свои места участники банкета.
Учитывая эту особенность расстановки мебели, легко представить, как в древности мужчины возлежали здесь, общались друг с другом, пили вино и при этом хорошо видели мозаичную композицию в центре помещения.
Выбранные персонажи как ничто иное подходят для банкетного зала. Изображены сатиры, полузвериные существа из свиты Диониса, бога виноделия, покровителя пиршеств и пирующих. Один из них, молодой, играет на двойной флейте. Второй, постарше, танцует. Светлые силуэты веселящихся сатиров заключены в темный круг. Из-за сильного контраста фигуры будто отделяются от фона и плоскости и переходят в пространство зала, играют и танцуют для собравшихся здесь пирующих.
Использованы темные, светлые, желтые, коричневые и красноватые камушки. Но античные мозаичисты весьма креативно применяют доступную им ограниченную палитру: обратите внимание на огненно-золотистые выразительные шевелюры сатиров! И даже простая белая галька преображается. Это особенно хорошо заметно в области груди старшего сатира: продолговатые гальки уложены не рядами, а по кругу, что усиливает ощущение подвижной, объемной мускулатуры персонажа.
Находка прекрасная и редкая, но в каком-то смысле не удивительная: в Эретрии уже и ранее были найдены галечные полы. В качестве параллели приводим здесь пиршественный зал из т.н. «Дома с мозаиками», который датируется 360–350 гг. до н.э. По сравнению с ним вновь открытая мозаика более простая, не заполнена плотно фигурами и орнаментом. С другой стороны, такой «минималистичный дизайн», расположение черного круга на светлом нейтральном фоне, позволяет сосредоточиться на центральной композиции с сатирами.
Источник фотографий: https://www.culture.gov.gr/el/Information/SitePages/view.aspx?nID=5051
Автор новости: Тамаш Кишбали