О Каллимахе, «вечной лампаде» и одном церковном паникадиле
О Каллимахе, «вечной лампаде» и одном церковном паникадиле
В Николо-Хамовническом храме висит красивое паникадило XIX века. От центрального «ствола» в несколько ярусов расходятся причудливые, растительных форм, рожки с подсвечниками-лампочками. Когда люстру зажигают, все ее «множество огней» (греч. πολυκάνδηλον – многосвечие) бликами ложится на золоченую поверхность, местами очень ясно обрисовывая металлические побеги, листочки аканфа, завитки стеблей и тонкие соцветия арацеи. Считается, что главный светильник храма зажигают только на всенощных в великие праздники, но несколько раз мне доводилось заставать его включенным не во время службы, когда храм почти пуст и местами затенен. В такие моменты механически скользишь взглядом по вещам, привычка анализировать все, что видишь, срабатывает почти рефлекторно. И каждый раз, задерживаясь на паникадиле, я почему-то вспоминала имя Каллимаха. Ассоциация странная: причем тут Каллимах, что может связывать его с церковным светильником? Однако связь все же есть, надо только выстроить логическую цепочку.
Каллимах был афинским скульптором, младшим современником Фидия, и, следова-
тельно, жил в последней трети V в. до н. э. Ни одна из созданных им работ не сохранилась, однако его имя известно каждому, кто интересовался теорией и историей классического ордера. Дело в том, что Каллимах считается изобретателем коринфской капители, благодаря которой, спустя некоторое время, появился третий ордер греческой архитектуры – тоже коринфский.
Широко известная история Витрувия об этом похожа на печальную сказку:
Vitr. 4.1. 9—11 (пер. В.Зубова)
Одна из ранних сохранившихся капителей коринфского ордера
Происходит из толоса в Эпидавре (ок. 350 г. до н.э., архитектор Поликлет Младший)
Kavvadias P. Fouilles d'Épidaure... I. – Athenes, 1893. – Pl.X
Paus. 1.26.7