Искусство античного Средиземноморья


За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
26 октября 2023 г.
IV.

Архитектурная форма как функциональная, образная и символическая структура

На четвертом занятии нашего семинара поднималась тема архитектурной формы как функциональной, образной и символической структуры.
В докладе Анастасии Хозиковой «Мотив толоса в архитектуре Птолемеев» речь шла о четырех памятниках эпохи эллинизма — Ротонде Арсинои на о. Самофракия, Птолемайоне в Лимире, толосе в Кирене и круглом храме Афродиты на Таламегосе (корабле Птолемея IV Филопатора), известном только по описанию Афинея в «Пире мудрецов» (205d).
Все эти сооружения явились своеобразной интерпретацией архитектурной формы толоса — круглого культового здания. Постройки такого типа, получившие распространение в Греции еще в эпоху поздней классики, представлены сооружениями из святилищ в Дельфах, Эпидавре и Олимпии. Предполагается, что дельфийский толос был вотивным (т. е. посвятительным) сооружением; толос в Эпидавре служил местом отправления хтонического культа Асклепия; Филиппейон в Олимпии, в интерьере которого размещались портретные статуи Аргеадов, представлял собой династический и вотивный монумент (посвящен в честь победы Филиппа IIв битве при Херонее в 338 г. до н.э.). Конструктивно все эти памятники были круглыми прериптерами с цилиндрической целлой и наружной круговой колоннадой.

1. Толос в Дельфах (380-370 гг. до н.э.); 2. Толос в Эпидавре (380-370 гг. до н.э.); 3. Филиппейон в Олимпии (338 г. до н.э.)

На рубеже поздней классики и эллинизма типология толоса начала претерпевать ряд трансформаций. Расширилась география ее распространения и, в соответствии с разнообразными архитектурными тенденциями, в облике толосов стали появляется новые черты. Этим трансформациям в памятниках птолемеевского круга — как архитектурным, так и смысловым — был посвящен доклад.
Ротонда Арсинои II была возведена в святилище «Великих богов» как вотивное сооружение в 287–281 или 276–270 гг. до н.э. Наряду с т. н. «залом танцовщиц» она была одним из главных зданий святилища и служила, по мнению исследователей, местом для торжественного собрания представителей священного посольства (theoroi) и совершения жертвоприношений.

Ротонда Арсинои II на о. Самофракия

Ротонда представляла собой круглый псевдопериптер, поставленный на высокое основание. В ее верхней части мы впервые в античной архитектуре видим наложенную декорацию в виде массивных дорических пилястр. Простенки между пилястрами декорировали низкие перегородки с букраниями и розеттами. В интерьере они воспроизводили форму алтарей. Мотив подобной «глухой» галереи хорошо известен в эллинистической архитектуре, особенно в оформлении портиков и фасадов дворцов (наиболее ранние примеры происходят из Македонии). Вместе с тем, архитектурное решение ротонды явилось продолжением темы имитации круглого периптера или моноптера, которая начала разрабатываться в чуть более ранних памятниках, таких как хорегический Монумент Лисикрата в Афинах (330-е гг. до н.э.) и дорическая ротонда на о. Самофракия (330–300 гг. до н.э.). Эти же две постройки являются ранними примерами постановки толоса на высокий подиум-основание. Нижний ярус Ротонды Арсинои, выполненный в виде массивного барабана-цоколя, продолжает эту тенденцию. Ее истоки следует искать в македонской и малазийской архитектуре.

Дорическая ротонда на о.Самофракия (350-300 гг. до н.э.) и Монумент Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.)

Реконструкция внутреннего (слева) и наружнего (справа) ордерного оформления Ротонды Арсинои II

Второй памятникПтолемайон в Лимире (начало ΙΙΙ в. до н.э.) — как и Филиппейон в Олимпии был династическим. В его целле размещались портретные статуи представителей династии Птолемеев.
Анализ памятника осложняется отсутствием археологических данных о границах города и других сооружениях. Композиция Птолемайона также отсылает к формуле толоса, вознесенного на высокий подиум-основание. Конструктивно сооружение представляет собой массивный кубический объем, на котором был воздвигнут ионический круглый периптер. Высота памятника, включая акротерий, составляла 33 м и практически в полтора раза превышала высоту Ротонды Арсинои. Среди сохранившихся позднеклассических и эллинистических сооружений Птолемайон по высоте занимает второе место после Галикарнасского мавзолея. Анализ насыщенной декоративной программы памятника позволяет предположить, что источником вдохновения для его создания служили малазийские, греческие и македонские образцы.

Птолемайон в Лимире

(первая половина III в. до н.э.)

Третий памятниктолос в Кирене (сер. III в. до н.э.) — представлял собой круглое сооружение без колонн. От позднеклассических и эллинистических толосов его отличало также наличие двух входов с противоположных сторон целлы. В целле были найдены базы для статуй и сами скульптуры — две сидящие женские и две стоящие мужские (предположительно тоже изображения представителей династией Птолемеев). Сохранность памятника позволяет судить о том, как развивались идеи династического монумента, заложенные в Филиппейоне и Птолемайлне, в связке с пространством круглого сооружения.

Толос в Кирене

(сер. III в. до н.э.)

Храм Афродиты на Таламегосе, корабле Птолемея IV (200 г. до н.э.), рассмотренный в том же ряду, также с известными оговорками может быть отнесен к толосам. Из описания храма, оставленного Афинеем, известно лишь то, что он был круглым и размещал внутри статую богини (с Афродитой, начиная с Арсинои II, сложилась традиция отождествлять цариц династии Птолемеев). При анализе этого храма возникает ряд важных для исследования типологии толоса проблем. Первая — это само название. Афиней для обозначения формы храма Афродиты использовал слово θολοειδής. До него в I в. до н.э. производное от tholus использовал Витрувий при упоминании толоса в Дельфах (7. preface.12). При этом, в одном из пассажей Витрувия встречается словосочетание tholorum rotunda (7.5.5). Учитывая, что слово rotunda уже само по себе означает круглое сооружение, можно предположить, что за словом tholorum кроется указание на специфику здания, например, отражающую характер перекрытия (возможно, купольного). Вопрос о перекрытии остальных толосов также остается открытым.


Круглый храм Афродиты на Таламегосе (θαλαμηγός)

(ок. 200 г. до н.э.)

План верхней и нижней палубы корабля Птолемея IV Филопатора

В ходе обсуждения возникло предположение, что толосы могли иметь деревянные перекрытия, выполненные в виде гнутых балок, которые образовывали внутри своеобразный каркасный купол. Эта идея не лишена оснований, поскольку имитация в камне подобного перекрытия обнаруживается в интерьере фракийской гробницы-толоса Шушманец.
Вторая проблема — реконструкция храма Афродиты, в которой обычно опираются на более поздний римский материал: изображения круглых храмов в «помпеянской» живописи. Однако, в целом такой подход оправдан тем, что и помпеянские росписи, и архитектура Таламегоса могла иметь один общий источник — несохранившуюся до наших дней дворцовую и культовую архитектуру птолемеевской Александрии.
Примечательно, что связь небольших эллинистических толосов с Афродитой хорошо прослеживается в искусстве как малых форм (терракотовые светильники из Александрии в виде толоса с сидящей внутри статуей Афродиты; вотивная модель круглого храма из святилища Афродиты на Кипре), так и в монументальной архитектуре (храм Афродиты Книдской и его реплика в Тиволи).

Круглый храм Афродиты на Книде

(Кон. III – нач. II в. до н.э.)

1.Реконструкция храма Афродиты на Теламегосе; 2.Эль-Хазне, Петра (первая половина–середина I в. до н.э. / II в. н.э.); Фреска из виллы Фанниа Синистора в Боскореале (43-30 гг. до н.э.)

Завершился доклад разговором о рецепции птолемеевской архитектуры и переосмыслении эллинистического наследия в римском искусстве. В этой связи докладчица обратила внимание на такой памятник как Альпийский трофей Августа (6-7 гг. н.э.).

Альпийский трофей Августа

(ок. 7-6 г. до н.э.)

Второй доклад Екатерины Михайловой был посвящен памятникам некрополя в Сарсине, истокам и семантике многоярусных римских мавзолеев.
Сарсина — город, расположенный в Апеннинах, на территории Циспаданской Галлии. Топография города определила его культурное своеобразие – взаимодействие различных традиций – местных, умбрийских, римских, восточно-средиземноморских. В докладе в основном рассматривались памятники, относящиеся ко второй половине I в. до н.э., – времени активного строительства в перешедшей под римское владычество Сарсине.

Вид на город Сарсина

В этот период осуществляется перепланировка города, строится Капитолийский храм, расширяется некрополь. Прекрасная сохранность памятников является следствием произошедшего здесь в начале III в. н.э. землетрясения, в результате которого сошедший оползень заблокировал течение реки, что привело к ее разливу. Часть некрополя оказалась покрыта аллювиальными почвами, защитившими его от дальнейшего разрушения.
С точки зрения организации пространства некрополь в Сарсине представляет собой устоявшуюся формулу, согласно которой по двум сторонам от дороги, ведущей из города, расположены погребальные монументы. Ближе к городу находятся более ранние памятники. По такому же принципу, в частности, формируется некрополь в Римини (важном портовом городе Циспаданской Галлии). В некрополе в основном устанавливались погребальные стелы, однако с I в. до н.э. появляются и монументальные гробницы-мавзолеи, и кенотафы. Докладчица подчеркнула связь между возникновением мавзолеев с возвышением местной элиты. В III в. до н.э. эти территории попадают под римское владычество, местная аристократия получает римское гражданство и заявляет о своем могуществе. Обширный эпиграфический корпус позволяет установить имена владельцев.

Некрополь Сарсины

В контексте разговора о монументальном строительстве в некрополе Сарсины были приведены несколько архитектурных типов памятников, рассмотрены возможные истоки форм и пути появления типологии многоярусных мавзолеев на конкретной территории.

Монументы-мавзолеи


  • Мавзолеи кубической формы
Примером такого погребального монумента в Сарсине является мавзолей Виргиния Паета, представляющий собой куб с дорическими фризом, карнизом и накладными пилястрами. Сохранность памятника не позволяет с точностью определить, имелся ли здесь какой-либо венчающий элемент в виде эдикулы или иной конструкции. Существуют, однако, примеры кубических погребальных монументов, увенчанных карнизом, в частности в Помпеях, где на плоском перекрытии возлежит пара львов. По мнению исследователей, самые ранние памятники данного типа на территории Галлии происходят из Римини, где подобные формы известны с сер. I в. до н.э. Присутствие в декорации монумента Виргиния Паета изображения арматуры отсылает к другим сооружениям Галлии, таким как арка в Оранже и мавзолей в Глануме, и несет идею индивидуальной славы, героизации владельца.
Мавзолей Виргиния Паета


  • Многоярусные мавзолеи с эдикулой
В Сарсине было найдено два мавзолея-«близнеца» подобного типа. Судя по надписи на цоколе, они служили монументами двух знатных жителей Сарсины – Авла Мурция Обулака и его сына Луция. В погребальной надписи мавзолея отца упоминается также его принадлежность к местному племени пупинниев. Что касается сына, то он, очевидно, уже причисляет себя к римской элите. Оба памятника представляют собой трёхчастные сооружения, состоящее из кубического основания на ступенчатом цоколе, эдикулы с ложной дверью и остроконечного завершения, увенчанного коринфской капителью, служащей подставкой для каменной урны. Обращает на себя внимание богатый декор памятника: детальная проработка карнизов, изящные коринфские капители, перфорированные решетки в наиске, орнаментальный фриз, кессонированный потолок, ложная дверь с ручками в форме львиных голов, акротерии в виде многогрудых сфинг. Погребальная урна украшена головками грифонов.
Спустя два поколения в некрополе Сарсины возводится еще один памятник данного типа, так называемый монумент Руфа. В связи с этим монументом можно говорить о теме семейной памяти – в наиске размещены 4 статуи умерших, явно обладающие портретными чертами. В данном случае монумент венчается не ложной погребальной урной, но растительной формой в виде маковки. Существует мнение, что мавзолеи Сарсины – одни из самых ранних римских монументов подобного типа. Наряду с их хорошей сохранностью, это дало исследователям повод выделить их в «образцовую» группу для данной типологии.

Монумент Руфа

В научной традиции они получили название «монументов типа Сарсины». Примеры подобных сооружений находят в разных регионах, в том числе в Помпеях, однако наибольшее количество памятников этого типа дает Циспаданская Галлия и особенно регион Эмилия-Романья. Популярность таких захоронений подтверждается их имитацией в более упрощенной, плоской форме – в погребальных стелах.

В качестве родственных мавзолеям Сарсины Екатерина упомянула многоярусные мавзолеи на кубическом основании, завершающиеся моноптером со статуей умершего. Эта форма получила распространение в Транспаданской и Трансальпийской Галлии. Самым ярким и одновременно ранним (I в. до н.э.) примером памятника подобный формы представляется знаменитый мавзолей в Глануме. Таким образом, можно говорить об одновременном распространении круглой и квадратной формы «целлы» в элитарных погребальных сооружениях римской Галлии.

Что касается истоков типологии мавзолеев с эдикулой, то здесь докладчицей были выявлены связи с разными традициями. Прежде всего это Галикарнасский мавзолей, который становится источником вдохновения для целого ряда погребальных памятников, начиная с эпохи поздней классики.
Помимо эффектного архитектурного решения, здесь, очевидно, был важен феономен эвергетизма и прославления рода. Однако, римские многоярусные мавзолеи, в частности, памятники Сарсины, лишены масштаба и монументальности большинства малоазийских образцов. Поэтому Екатерина обратила внимание на другую традицию – скальные гробницы с ложными дверьми, которые могли стать промежуточным звеном между крупными малоазийскими мавзолеями и римскими монументами. Примечательно, что эта традиция проникает и в соседнюю с Циспаданской Галлией Этрурию (гробница Ильдебранда в Сованне).
Однако, наиболее вероятным истоком интересующей нас типологии могла стать Аттика, где еще в IV в. до н.э. появляются погребальные монументы на многоуровневом основании и с завершением в виде небольшого храма-наиска. В качестве примера можно вспомнить Калифейский монумент и стелы в виде наиска из Керамика и из Афинского национального археологического музей. В Галлию данная типология могла проникнуть через греческие колонии Южной Италии, в частности, Тарент, который был активным участником торговых отношений между двумя регионами. Вероятность продолжения там аттической традиции строительства монументов-наисков подтверждается как археологическими данными, так и изображением подобных монументов в вазописном искусстве Апулии. Через этот регион данная традиция могла распространяться и на другие территории.
Наконец, говоря об истоках остроконечного завершения в виде пирамиды со смягченными сторонами, докладчица справедливо обратила внимание на близкую аналогию, происходящую с территорий Греции – погребальный монумент из Мессины (Пелопоннес) III в. до н.э., пирамидальная кровля которого была увенчана коринфской капителью и каменной вазой-урной. Не исключено, что импульс к распространению такой формы дало монументальное искусство Птолеемеев.


Мессена. Погребальный монумент

(III в до н.э.)

Материалы по теме:

Свои среди чужих. Скульптурная программа Калифейского монумента


Эльвира Рамазанова