Свои среди чужих. Скульптурная программа Калифейского монумента

Автор

  • Эльвира Рамазанова


Наш разговор пойдет о так называемом Калифейском монументе – важном, но пока недостаточно изученном погребальном памятнике, который хранится в собрании Пирейского музея. Его название связано с местом находки – районом Калифея, недалеко от Афин. Монумент датируется IV в. до н.э. и хронологически вписывается в позднюю фазу существования классических афинских надгробий. Вместе с тем его внешний вид кажется во многом необычным на фоне традиционных аттических надгробий, поэтому встает вопрос об иконографических истоках такого рода композиции.

На высоком подиуме установлен архитектурный наиск (подобие миниатюрного храма) с двумя ионическими колоннами. Внутри него расположены три статуи, обращенные к зрителю. По надписи на ступени крепиды мы знаем имена и происхождение умерших:

«Νικήρατος Πολυίδο Ἰστριανός, Πολύξενος Νικηράτο» (SEG 24:258).


Погребенные – Никерат и его сын Поликсен, родом из Истрии, греческой ионийской колонии на северо-западном побережье Черного моря. Среди афинян они имели статус метэков – иноземцев, живших в столице или в их портовом городе-спутнике Пирее. Через такой монумент они могли заявить о своем присутствии в Афинах и транслировать определённый круг идей.

Наиск (ναϊσκος) –
это небольшое сооружение с двумя колоннами, на которых покоится треугольный фронтон. Само название можно перевести как «храмик», поскольку оно является уменьшительным от слова «наос» –«храм». В Аттике в классический период наиски возводились над могилами знатных людей в виде самостоятельных сооружений или надгробных стел, в которых архитектурное обрамление имитирует формы наиска.
приподнятое основание сооружения. 
Аттические погребальные стелы
Ионический ордер –
один из трех архитектурных ордеров в античности. В нем используется характерная капитель (верхняя часть колонны), украшенная волютами.

В период между 330 и 310 гг. до н.э. в развитии аттических надгробий прослеживается некоторая тенденция. Если раньше основным типом надгробия была стела – плита с рельефом, то теперь зачастую надгробия превращаются в настоящие архитектурные формы. Именно в это время появляется ряд крупных надгробий с уникальной иконографической программой, в которых становятся заметны влияния македонских и малоазийских традиций.

Мы знаем, что вскоре после создания Калифейского монумента возведение дорогих и внушительных погребальных памятников в Аттике было прекращено указом Деметрия Фалерского в 317 г. до н.э. Таким образом, Калифейский монумент является кульминацией монументального подхода к надгробиям в Аттике и самым сохранным примером проявления этой недолговечной традиции.


Начнем с археологического контекста и внешнего вида нашего памятника. История восстановления Калифейского монумента начинается с того момента, как его фрагменты случайно были обнаружены возле дорожной станции во время строительных работ. В итоге между Афинами и Пиреем был найден целый древний некрополь. В 1968 году группа археологов обнаружила архитектурные и скульптурные фрагменты, в том числе принадлежавшие и нашему памятнику. Монумент был разрушен, вероятно, в силу естественных причин – вследствие землетрясения или размыва русла реки. На фрагментах хорошо видны сохранившиеся следы краски. Этот факт свидетельствует о том, что памятник простоял на земле не так долго и был уничтожен еще в древности.


Первоначальное местонахождение погребения до сих пор не установлено, и мы ничего не знаем о типе захоронения, об останках усопших и погребальных дарах. В процессе реставрации монумента, которая началась в 1998 году, выяснилось, что некоторые из найденных архитектурных фрагментов принадлежали другому погребальному сооружению, аналогичному по типу, но большему по размерам и, возможно, еще более впечатляющему.



Рассмотрим наш памятник детальнее. Группа внутри наиска включает в себя три фигуры, выполненные из пентелийского мрамора. Светлая поверхность статуй контрастирует с темным фоном стены из другого материала – так называемого элевсинского камня. В центре находится статуя молодого обнаженного атлета, а справа от него – статуя его отца Никерата. Третий персонаж, ниже всех ростом, держит на плече сложенный гиматий – плащ. Эту фигуру определяют как слугу-раба. Внешний вид статуй позволяет судить о приблизительном возрасте и гражданском статусе умерших, но не более того. Перед нами набор универсальных, традиционных скульптурных типов эпохи поздней классики с идеализированными пропорциями.

В целом, комбинация фигур в наиске кажется знакомой и вписывается в привычную иконографию погребальных стел. Изображения атлета и его слуги-раба, держащего одежду, широко распространено в аттических погребальных рельефах V-IV вв. до н.э. Изображения родителей вместе с детьми также встречаются, причем такие семейные сцены нередко включают фигуры слуг. Тем не менее, переход от стелы к объемному наиску со статуями внутри явно влечет за собой целый ряд композиционных и смысловых изменений.



Стела с атлетом и слугой

IV в. до н.э.

Британский музей


Все три фигуры внутри наиска отличаются по росту. Разница в масштабе между скульптурами Никерата и Поликсена не столь заметна и легко объясняется разницей в возрасте (и в статусе) между отцом и сыном. Фигура раба же представляет более сложный случай. Подобно изображениям на стелах, мальчик-слуга масштабно уступает фигуре своего умершего хозяина. Однако этот перепад в масштабе не так акцентирован, как на стелах, издалека фигура могла казаться более или менее равнозначной своим соседям по наиску. Она выглядит почти такой же репрезентативной, как фигура сына – Поликсена.

Можно ли тогда усомниться, что третий персонаж является именно слугой? Я думаю, что нет, ведь по всем формальным признакам он соответствует образу раба-помщника. Одежда с вертикальными складками, которую он держит, совершенно точно не является частью его одеяния. Кроме того, надпись на памятнике сообщает нам лишь о двух усопших. Как же тогда можно объяснить такое несоответствие традиционной иконографии и принятой масштабной иерархии? Возможно при перенесении образа атлета со слугой в формат круглой скульптуры перепад масштабов было решено смягчить, чтобы фигуры, заполняющие наиск смотрелись более органично.


Второй момент, на который следует обратить внимание, это отсутствие контакта между персонажами. Традиционно фигуры на рельефных надгробиях касаются друг друга, пожимают руки, имеют зрительный контакт или вступают в какое-либо другое взаимодействие. Композиции с участием мальчика и атлета тоже предполагают своего рода диалог со слугой, который готов прислуживать господину. Впрочем, фигура мальчика в наиске кажется слегка развернутой к центру, и возможно его голова была обращена в сторону атлета, как, например, в композиции из Метрополитен-музея. Также и голова Поликсена могла быть слегка развернута в строну слуги. Однако даже в этом случае разобщенность фигур и фронтальность их положения не нарушались существенно.

Эти две специфические черты нашего памятника заставляют вспомнить о другой скульптурной типологии, которая становится важной во второй половине IV века. Это семейные вотивные посвящения, которые устанавливались в святилищах как подношения богам. Погребальная и вотивная скульптура в принципе развивались в тесном взаимодействии. Вероятно, в процессе увеличения погребальных памятников в масштабе, перехода из рельефа в круглую скульптуру, произошло очередное слияние погребальных и вотивных черт. В результате акцент с меланхолического чувства утраты и предвкушения загробной жизни сместился на почитание членов семьи и увековечение их образа в более торжественном виде.


Рассмотрим подробнее ступенчатый постамент наиска. Верхняя ступень крепиды украшена рельефным фризом с изображением различных животных. Здесь можно встретить и быка, и фантастическое животное из семейства кошачьих, и фрагмент другого зверя, возможно собаки. Отдельного внимания заслуживает причудливая фигура львицы или пантеры. Она обычно определяется как лев-грифон – образ, имеющий иранские истоки и в целом хорошо известный в греческом контексте. Однако наша львица имеет особенность – у нее отсутствуют традиционные для грифона крылья. Параллели такому варианту изображения мы находим в памятниках с территорий Северного Причерномрья, например, в акротерии из Эрмитажа с изображением божества, держащего двух рогатых зверей, или в сцене охоты на фантастического хищника на серебряной чаше, найденной в кургане Солоха.

Акротерий с изображением Аримаспа, держащего за рога грифонов

III в. до н. э.

Государственный Эрмитаж

Возвращаясь ко всей рельефной композиции, отметим, что такой длинный фриз с животными сам по себе не является частью традиционной для Афин погребальной иконографии. Подобные композиции имеют восточное происхождение и интерес к ним в IV веке проявляется скорее на территориях Малой Азии, Македонии, Скифии. Помимо декоративной функции животные на фризе, возможно, выполняли роль апотропеев (образов-оберегов) или даже могли намекать на сцены фантастической охоты, которые распространились на территориях так называемой греческой периферии.

Нижняя часть постамента украшена фризом, изображающим битву между амазонками и греками. Фриз сохранил следы раскраски – невооруженным глазом можно видеть подкрашенные красным пигментом хламиды воинов. Определенно, в оригинальном цветовом решении фриз выглядел весьма эффектно. Представленные фигуры повторяют стандартные позы воинов, используемые во многих батальных греческих рельефах.

Такой сюжет, как амазономахия, широко использовался в греческом искусстве IV века до н.э. Однако он не появляется в аттических частных надгробиях. Ничто в монументе из Каллифеи не позволяет идентифицировать кого-либо из умерших как воина, поэтому вряд ли наличие батального фриза можно обосновать отсылкой к военной карьере или успехам на поле боя. Обратим внимание на то, что сцены сражения почти лишены жестокости, кажутся скорее декоративными. В этом сражении нет тактильного контакта между фигурами, нет и мертвых воинов. Однако для чего-то эта сцена здесь понадобилась?

Мифлогичские батальные сцены были распространенным элементом декорации аристократических гробниц Малой Азии. Более того, есть примеры их размещения на высоком подиуме, который сам по себе является характерным элементом малоазийских мавзолеев. Самый известный памятник такого рода – гробница Мавсола, правителя Карии, в Галикарнасе, известная как Галикарнасский мавзолей. Мы видим что Калифейский монумент во многом сходен с этой знаменитой гробницей, хотя конечно не сопоставим с ней по масштабу. Такие элементы как подиум с рельефами или условно портретные статуи между колоннами выглядят почти как цитата. Даже если мастера Калифейского монумента не видели мавзолея, они наверняка могли иметь общее представление о его художественной программе, а заказчик мог пожелать включить ее элементы в свой памятник.



Кто же был этот заказчик и какие идеи отражает его погребальный монумент?

Судя по масштабу заказа, семья Никерата была весьма зажиточной. Этот памятник был одним из самых крупных погребальных монументов в регионе. В то же время мы не знаем, имела ли эта семья какое-либо социальное или политическое влияние в афинском обществе.

Мы можем себе представить, что владельцы Калифейского монумента – уроженцы Истрии, сделавшие состояние на торговле и переехавшие в Аттику. Несмотря на состоятельность семьи, статус метэков ограничивал их во многих гражданских правах. В сущности, погребальная сфера становится одной из наиболее доступных для высказывания иноземцев.

Обратим внимание на то, что помещение памятника на высокий постамент не является чем-то совсем уникальным для Аттики. Мы знаем о распространенной традиции устанавливать памятники на периболы – высокие стены, с которых хорошо обозревались наиски и другие стелы. С той же целью могло быть воздвигнуто высокое основание памятника из Каллифеи, но между формой его подиума и конфигурацией перибола есть существенное различие. Если стена перибола представляла собой продолговатую конструкцию и предназначалась для удержания над ней не одного, а нескольких надгробий, то основание памятника из Каллифеи не предполагает никаких других, кроме большого наиска. Идея перибола с различными надгробиями, принадлежащими членам одной семьи, соответствовала аттической семейной идеологии. Тут было важно подчеркнуть свое происхождение и почтить род. Будучи метэком, Никерат не имел захоронений предков в Аттике, поэтому памятник на постаменте только один, однако он указывает на семейные узы и визуально напоминает традиционные аттические периболы.

Вместе с тем, этот ступенчатый подиум, украшенный сценой амазономахии, должен был напомнить и знаменитые гробницы вроде Галикарнасского Мавзолея, вызвать ассоциацию с богатством и властью их владельцев. Судя по аналогичному рельефному блоку с амазономахией, найденному в том же районе и принадлежавшем другому памятнику, введение таких элементов было не уникальным приемом, а скорее локальной тенденцией. Таким образом, памятник из Калифеи – не единичный случай подражания иноземным монументам в Аттике. Он является скорее отражением общего феномена миграции образов в погребальной культуре элит Средиземноморья на пороге эллинизма.


Akrigg, B. Metics in Athens. // C. Taylor and K. Vlassopoulos (eds) Communities and Networks in the Ancient Greek World, Oxford: Oxford University Press. - 2015. - P. 155-173.


Allen, K.H. Becoming the “Other”: Attitudes and Practices in Attic Cemeteries. In Dougherty, C. (ed.), The cultures within ancient Greek culture: Contact, conflict, collaboration, Cambridge : Cambridge University Press. - 2003. - PP. 207-237


Banou, E., Bournias L. K., et al.Kerameikos. Athens: John S. Latsis Public Benefit Foundation - 2014


Barringer, J. The hunt in ancient Greece. Baltimore ; London: Johns Hopkins University Press. - 2001.


Boardman, J.Greek Sculpture: The Late Classical Period. London: Thames and Hudson - 1995.


Camp J. The Archaeology of Athens, New Haven; London: Yale University Press - 2001.


Carter, J.C. "Relief Sculptures from the Necropolis of Taranto" // AJA 74, no. 2, - 1970. - PP. 125-137.


Carter, J.C. The Sculpture of Taras. Transactions of the American Philosophical Society 65, no. 7. Philadelphia - 1975.


Closterman, W. E. Family groupings in Classical Attic peribolos tombs. Griechische Grabbezirke klassischer Zeit - 2013.


Closterman, W. E. Family Ideology and Family History: The Function of Funerary Markers in Classical Attic Peribolos Tombs// AJA Vol. 111, No. 4 (Oct., 2007), -2007. - PP. 633-652

Clairmont, C. Classical Attic Tombstones. Kilchberg: Akanthus, v. 1 - 1993.


Fedak, J. , Monumental tombs of the Hellenistic age : a study of selected tombs from the pre-classical to the early imperial era // Toronto : University of Toronto Press. - 1990


Garland, R. A First Catalogue of Attic Peribolos Tombs. The Annual of the British School at Athens, 77 -1982. - PP. 125-176


Gazda, E.K., The ancient art of emulation: studies in artistic originality and tradition from the present to classical antiquity, Ann Arbor, Michigan: Published for the American Academy in Rome by University of Michigan Press.- 2002.


Jenkins, I. Greek Architecture and Its Sculpture. London: The British Museum Press - 2006.


Kaltsas, N. Sculpture in the National Archaeological Museum, Athens. Los Angeles: Getty Publications - 2002.


Kears, M.J. Metics and identity in democratic Athens, University of Birmingham - 2013.


Keesling, C. Early Greek Portraiture: Monuments and Histories. Cambridge: Cambridge University Press - 2017.


Kennedy, R.F. Immigrant Women in Athens: Gender Ethnicity and Citizenship in the Classical City. London: Routledge. - 2014.


Meyer, E.A. Epitaphs and Citizenship in Classical Athens // Journal of Hellenistic Studies 113, - 1993. - PP. 99-121


Oliver, G.J., The epigraphy of death : studies in the history and society of Greece and Rome, Liverpool: Liverpool University Press.- 2000.


Palagia, O. "Commemorating the Dead: Grave Markers, Tombs, and Tomb Paintings, 400-30 BCE". // A Companion to Greek Architecture, edited by M. Miles. Wiley & Sons. - 2016.


Paspalas, S. A., “The Achaemenid Lion-Griffin on a Macedonian Tomb Painting and on a Sicyonian Mosaic,” // S. M. Reza Darbandi and A. Zournatzi (eds.), Ancient Greece and Ancient Iran. Cross-cultural Encounters, Athens, - 2008. - PP. 301-325.


Patterson, C., Other Sorts: Slaves, Foreigners and Women in Periclean Athens. In L.J. Samons II (ed.) The Cambridge Companion to the Age of Pericles, - 2007. - PP. 153-178.



Platt, V.J. & Squire, M.,The frame in classical art : a cultural history, Cambridge: Cambridge University Press.- 2017.


Ridgway, B. Hellenistic Sculpture I, 331-200 BC. Bristol: Bristol Classical Press - 1990.


Ridgway, B. Fourth-Century Styles in Greek Sculpture. Madison: The University of Wisconsin Press - 1997.


Sawtell, C. Non-Citizen Commemoration in Fifth and Fourth Century BC Attica, The University of Sheffield - 2018.


Shepherd G. ‘Ancient Identities: Age, Gender, and Ethnicity in Ancient Greek Burials’ // The Oxford handbook of the archaeology of death and burial Stutz, L. & Tarlow, S. (ed.), Oxford: Oxford University Press. - 2013.


Squire, M. Embodying the Dead on Classical Attic Grave- Stelai // Art History 41(3) - 2018


Stewart, A. Greek Sculpture: An Exploration. New Haven & London: Yale University Press. - 1990.


Steinhauer G. The Archaeological Museum of Piraeus, Athens: Latsis Group, - 2001. - PP. 305-309.


Steinhauer, G. La restauration du monuemnt funéraire de Kallithéa in Pratiques funéraires et manifestations de l'identité culturelle (Âge du Bronze et Âge du Fer) // Actes du 4e Colloque International d'Archéologie Funéraire organisé a Tulcea, 22-28 mai 2000, - 2006. - PP. 145-150


Steinhauer G. The Monuments and the Archaeological Museum of Piraeus, Michalis Toumpis, Athens. - 1998


Tsirivakos, E. "Ειδήζιες εκ Καλλιθέας" ["News from Kallithea"] // AAA 1. - 1968


Tsirivakos, E. "Kallithea: Ergebnisse der Ausgrabung" ["Kallithea: Results of the excavation"] // AAA 4, no. 1, - 1971. - PP. 108-110.


Vlassopoulos, K. ‘Free spaces: identity, experience and democracy in classical Athens’, CQ 57, - 2007. - PP. 33-52.


Watson, J. "The Origin of Metic Status at Athens"// The Cambridge Classical Journal. 56 - 2010


Wrenhaven, K.L., Reconstructing the slave : the image of the slave in ancient Greece, Bristol, [England]: Bristol Classical Press. - 2012