Искусство античного Средиземноморья


За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
5 октября 2023 г.
I.

«Странники, кто вы?»
Эпическая традиция и изобразительное искусство античности

Первое занятие, открывающее десятый сезон семинара, было посвящено эпической традиции и ее отражению в изобразительном искусстве.

Докладчики, Надежда Налимова и Тамаш Кишбали, выбрали четыре темы, соответствующие четырем основным контекстам, в которых эпический нарратив был особенно важен: «культура пиров», «сакральная архитектура», «мир не-греков» и «погребальное искусство».

В небольшом вступлении докладчики дали общую характеристику эпоса и эпического наследия Древней Греции – речь шла о Гомере, киклических поэмах (троянский и фиванский циклы), рецепции этой традиции в более поздней античной литературе.

В рамках темы симпосия были рассмотрены такие атрибуты пира, как симпосиальные чаши, в том числе расписная керамика («Ваза Франсуа», диносы Софила, «Кратер Сарпедона» Евфрония и др.), мозаики, украшавшие эллинистические андроны (галечные полы особняков Пеллы в Македонии), погребальные и вотивные рельефы с «пирующими героями».
Кратер Сарпедона, расписанный Евфронием
Ок. 515 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей
Фрагмент фронтонной амазономахии храма Асклепия
Ок. 480 г. до н.э.
Афины, Национальный археологический музей
Надежда Налимова рассмотрела некоторые стратегии визуализации эпических сюжетов в архитектурной скульптуре от момента ее появления в эпоху архаики (храм Артемиды на Корфу) до эллинизма, когда возник интерес к почти прямому «иллюстрированию» эпоса и, в особенности, гомеровского текста. Вариативность в выборе сюжетных линий, изменения в композиционном построении, вызванные различием контекстов и «смысловых полей», внутри которых существует то или иное культовое сооружение, были прослежены на примере декорации храмов Афины Афайи на Эгине, Зевса в Олимпии, Асклепия в Эпидавре.
Что касается «не-греков», то ключевым вопросом в этом направлении стала рецепция «варварскими» элитами греческой эпической традиции. Опираясь на концепцию Т. Хёльшера о роли мифа в формировании идентичности, Тамаш Кишбали выделил три аспекта – идентичность локальная, генеалогическая и парадигматическая. Эти аспекты были рассмотрены на примере сюжетов той же «Вазы Франсуа», найденной в этрусском погребении, сцен троянского цикла на этрусских зеркалах и серебряного сосуда с ликийскими надписями.


Этрусское зеркало

Конец IV-нач. III вв. до н.э.
Уни/Гера, Менрва/Афина, Туран/Афродита и др.

Создание «троянского коня».
Зеркало из Орвието с этрусскими надписями: Этуле/Эпей, Сетланс/Гефест, Пексе/Пегас (?)
Конец IV века до н.э.
Кабинет медалей, Париж

С темой восприятия греческого эпоса другими народами тесно связан и последний, четвертый контекст – погребальный. Очень часто эпические сюжеты и образы использовались именно в декорации гробниц представителей иноземной элиты и были встроены в сложные программы, прославляющие умершего и обеспечивающие ему счастливую посмертную жизнь (Гробница Франсуа в Вульчи, ликийский герооон в Трисе и др.). Тамаш Кишбали обратил особое внимание на встраивание локальной мифологии в греческую эпическую традицию.

Завершился доклад обращением к культуре самых влиятельных не-греков – римлян. Отметив важность эпической греческой традиции в формировании римской идентичности (миф об Энее), авторы вернулись к симпосиальному контексту, обратившись к декорации грота-триклиния виллы Тиберия в Сперлонге с ее эффектной гомеровской программой.

Широкие хронологические и географические рамки позволили получить общее представление о роли эпической традиции в искусстве античности. Несомненно, к этой теме мы еще не раз вернемся в рамках нашего семинара, в том числе в контексте темы миграции образов в искусстве античного Средиземноморья.

Материалы по теме:

Скилла – воющее морское чудовище, к которой боялись приближаться даже боги...


Елизавета Бойко